Телегины

Федор Головин
   "Народ, у которого сыновья не чтили заветы отцов, а младшие  братья  не
 слушали слова старших братьев,  муж  не  полагался  на  жену,  а  жена  не
 следовала повелениям мужа, свекоры корили невесток, а невестки  злословили
 против свекоров, великие не защищали малых,  а  малые  не  принимали  волю
 высших, высшие стояли близко к сердцам своих служителей  и  не  привлекали
 сердца стоящих вне их юрты, люди, обладающие благами, не обогащали бедняка
 и не оказывали ему поддержку, - у  такого  народа  воры,  лжецы,  враги  и
 всякие мошенники затмевали  солнце  на  его  собственном  стойбище;  иначе
 говоря, его грабили, кони и табуны его не обретали  покоя,  а  лошади,  на
 которых, идя в походы, выезжали передовые отряды, до того изнурялись, что,
 естественно, превращались в ничто..."
                Юань Чао Би-Ши (Сокровенное сказание монголов)
                XIII век от Р.Х.

Телегины

    Деревушку  Телегино, что в километре от известной всему миру Долговки,благодаря хирургу Илизарову, основал древний род Телегиных, прибывших самоходом в эти края ещё до киселевского Указа от 8 апреля 1843

   Сохранились свидетельства о "вселении" крестьян Витебской губернии в Тобольскую с 1824 г. До Сибири добирались целый год, пользуясь картами; пришедших пешком крестьян называли "самоходами".

   Место для строительства первого дома выбрали у кромки дремучего бора, что прикрывал их от южного суховея и сильного западного ветра. С северной стороны от холодных ветров прикрытием служил древний курган. Обилие грибов, ягод и разного зверья – райское место.

  Ныне от бывшего подворья Телегиных идет просека, так называемый Большой Провал, да метрах в сорока к северу сохранился старинный кирпичный дом их бывших соседей.

  Дом Телегиных был из «добротного соснового леса». Топился «по черному», так как налог на дым был непосильным.

  Телегины занялись охотой,хлебопашеством и торговлей.

  В конце ХlХ века Иван Телегин женился на Анастасии Масловой из соседнего села Долговки. Венчались в долговской церкви Михаила Архангела.
   
   Родились  дети:
Михаил,  Трофим,  Дмитрий,  Прасковья,  Александра.   (Пишу  по  памяти,  архив  сгорел  вместе  с  нашим   домом,  если  у брата  сохранились  -  уточним).

   Прасковья  Ивановна  вышла  замуж  в  село Пепелино  за  Александра  Яковлевича Головина  -  лучшего друга своего  брата  Дмитрия. Дмитрий Иванович с Александром Яковлевичем служили в Моршанском пехотном полку, который располагался в Аравайских казармах города Екатеринбурга, а в 1905 году в его составе принимали участие в Русско-Японской войне.

   Близость  к  окружающей  природе,  недоступность  медицинского  обслуживания  сделали  Прасковью хорошей  травницей.  Знала  множество  трав,  обучая меня этим знаниям.  В поиске нужных лечебных  трав   мы  обычно  шли  к  Даниловой  избушке, срывая по пути: тысячелистник, аптечную ромашку, сузик, жен-шень  …

   Выходим однажды к рядухе, так она называла кромку поля (старого надела) и говорит:

   - Гли ко, какие березы вымахали, а раньше был край нашей пашни! О! да здесь уже жень-шень вырос! Не засти, найди щепочку или сучок и зайди с северной стороны… - Начала меня учить правильной добыче этого ценного лекарственного корня.

   Лечебным  средством  служил  и  обломок  метеорита  «Громовой  Стрелы», утерянный  в  последний  год  её  жизни.  Молитва,  Громовая  Стрела,   да  настои  из  трав,  помогали  многим  жителям  села.  Могла  устранить  вывихи,  править  живот,  делать  массаж  спины,  так  нужные  после  тяжелых  крестьянских  работ,  при подъеме непосильных  тяжестей. 

   В голодные  годы  мы  собирали  лебеду,  крапиву,  копали  репейные  корни. Из озера и Кузина болота добывали молодые стебли рогоза, молодые корни его были деликатесом, жевали их сырыми, а сушеные толкли в ступе и добавляли в тесто вместе с мукой.

   Помню, как  за  неимением  масла  ей  приходилось  смазывать  листы  для 
выпечки  хлеба  обычной  соляркой.  Корка  не  подгорала,  даже  запаха не было.  Тесто  замешивалось  из  небольшой  горсти  муки,  молотой на  домашних  жерновах. Мука  смешивалась  с  лебедой,  но,  это  был  хлеб!

   Помню  одну  рыбалку, когда по просьбе бабушки позвал  я  соседку  Лонцову  Аксинью Степановну и мы, прихватив  старый-престарый  бредень,  направились  к  озеру.  Подняв  подол  юбки,  заткнув  его за пояс,  рыбачки  пошли  в  заброд.  Вытянули  бредень  на  берег, В  мотне  плескались  мелкие  золотистые  карасики.  Вытряхнули  их  в  ведро  и  направились  домой.  Поджарили  на  сковородке.  До сих  пор  помню  вкус  похрустывающих  на зубах  этих  мелких  рыбок.

   - Бабушка  я  видел  старую  дорогу, которая  уходит  под   воду,  что  это?

   - В  девятом  годе  была  засуха, озеро пересыхало,  и  ездили  по  дну  его.  Лопатой  копали  засохший  ил,  из-под   него добывали  рыбу.  Возами  возили.  Привезем домой, пустим карасиков   в корыто с водой, они  оживают.   
      
 
У  Прасковьи  была  младшая  сестра  Александра,  она  вышла  замуж в деревню Скоблина за богатого жениха -  Николая  Глебова.  Их  семья  была раскулачена и сослана  в   Нижний  Тагил.  О  них когда  ни будь скажем   отдельно.

   Прасковья,  родившая  девятерых  детей,  была  строгой,  но  доброй  мамой  и  отличным  воспитателем.  Ни  на  кого  не  повышала  голос.  Как  с  взрослыми,  так  и  с  детьми  говорила  на  равных.  При  лишнем  озорстве  детей  она  скручивала  жгутом  вдвое  полотенце,  изобразив на  лице  грозный  вид, сурово   произнося при  этом:

   - Во имя Отца,  Сына  и  Святого  Духа!

   Озорство  прекращалось,  она  с  улыбкой  возвращалась  к  своим  делам,  а  дети  начинали  тихие  игры.

   Если  кто-то  заболеет  и  скажет:
   - Я  умираю!

   В  ответ  на  жалобу  ответит  обычной  шуткой - нескладушкой:
   - Генерал  полковник  умирал  во  вторник.
Его стали хоронить  – он глазами глядит,
А  как  стали  гроб  тесать  –
Он  за  девками  бежать!

   Юмор Телегины понимали и ценили. В трудные периоды жизни смеялись над неудачами, вспоминая Ходжу Насретдина, которому было еще труднее.

                «Нищий, босый и голый, я – бродяга веселый,
                Буду жить, буду петь и на солнце глядеть,
                Сын народа любимый и судьбою хранимый,
                Я смеюсь над султаном, над эмиром и ханом!
                Я – Ходжа Насреддин, сам себе господин,
                И скажу – не совру – никогда не умру!»

   Прасковья Ивановна осталась вдовой, когда нашему отцу исполнилось четырнадцать лет. Александру Яковлевичу жандармы отбили почки при разгоне одной из сходок в 1905 году и он скончался от водянки.

МИТРЕЙ ИВАНОВИЧ – так называли брата нашей бабушки Прасковьи Ивановны - Дмитрия Ивановича Телегина. Я называл его дедушка Митрей.

   Хорошо помню этого неунывающего человека.

   Ознакомившись с работой компьютера, я начал путешествовать по знакомым местам в  Google. Следую по улицам Челябинска, по Кировке, открываю фотографии…  Неожиданно всколыхнулась память!

   Он с женой Анной Фроловной жил в избенке, что стояла неподалеку от нашего дома в соседнем переулке.

   Фроловна была крестной мамой нашего отца. Однажды наша бабушка Прасковья Ивановна говорит:

   - Пойдем со мной к Анне Фроловне, попроведаем, она сильно болеет и к нам ей не добраться. Митрей в Челябу уехал к Любаве, а Аннушке уход нужен. – Берет меня за руку, и мы пошли проведать.

   Заходим в избу, где все сияет чистотой, пахнет свежевымытым полом.

   Слышится голос с печи:
   - Проходи, Паруша, садись на лавку. О, вы с внуком на пару! А я прихворнула, с печи слезть не могу, здесь, наверное, и помирать буду. – С этими словами она, по-старчески кряхтя, села на край печи, свесив голые ноги.

   Смутившись от увиденного, я прошел и сел на лавку рядом с бабушкой, начавшей разговор о житье – бытье:

   - Яшка-то так и не объявился?

   - Да, всё в бегах, от кого бегат – сам не знат. Так и сгинет вдали от родного дома. Говорят, что на станции видели, а к нам не завернул. Всё сердце изболелось. Свидимся ли?
 
  Через несколько дней Анна Фроловна скончалась, так и не дождавшись своего сыночка – беглеца. Не дождался его и отец.

    Моему удивлению не было предела, увидев фото дедушки Митрея в бронзе на Кировке – челябинском Арбате. (Это не он, но поразительное сходство).

 

    Здесь, в центре города он бывал часто. Ветерану Русско-Японской войны, по приезду в Челябинск, приходилось просить милостыню у равнодушных прохожих горожан, так как пенсии он не получал, а жить надо! Приходилось снимать картуз перед прохожими Разница может быть лишь в том, что он не ходил босым. Стоял, прося милостыню, и на мосту через Миасс, где его однажды встретила сестра нашего отца Мария Александровна.

     Оба смутились. Она не подала вида своим подружкам, что это её дядя, положила в картуз пять рублей, о чем помнила всю жизнь.

    Жизнь!
    «Не суди, да не судим будешь!» - У каждого поколения своя жизнь. Просто, сопоставляю.

   На мосту встретились родственники - ветеран войны и будущий партийный работник.

   Мост через Миасс. Течет вода. Время уносит вдаль события поколений. Помолчим.


Фото: Прасковья Ивановна Телегина
Продолжение будет.