Теоретическая мифология

Первый закон
(Закон базиса)

В основе любого мифологического сюжета лежит реальное событие и стремление общественного сознания сформировать маргинальную память об этом событии.

Следствие 1.
В основе мифологического сознания лежит стремление преобразовать неизвестное в известное.

Закон второй
(Закон трансформации)

Сюжетная основа любого события обязательно проходит трансформацию в общественном сознании в следующей последовательности:
Реальное событие - интерпретация - ассоциация - символизм - иносказание

Третий закон
(Закон дифференциации и интеграции)

Любая сюжетная основа реального события во время трансформации проходит этапы дифференциации и интеграции сюжетно значимых фрагментов.

Четвертый закон
(Закон непрерывности сюжетных ассоциаций)

Любая сюжетная основа реального события, проходя трансформацию в общественном сознании, неизменно сохраняет непрерывность ассоциативных связей.

Пояснение.
Сюжет, проходя несколько этапов трансформации, на каждом из этапов не может перескочить ассоциативную связь, поэтому предыдущая трактовка сюжета обязательно ассоциативно связана с последующим. Но вот основы сюжета, разделенные между собою хотя бы одним этапом трансформации, в основном уже не имеют ассоциативной связи и представляют собою в этом случае независимые сюжеты, поэтому для соединения мифологического сюжета с реальным событием необходимо восстановить всю последовательность ассоциативных связей.
 
Закон пятый
(Закон временной неограниченности)

Маргинальная память не имеет временного ограничения и сохраняет информацию о событии сколь угодно долго.

Закон шестой
(Закон имплантации)

Фрагменты маргинальной памяти существуют в современном общественном сознании в виде тождественных морфологических элементов.

Пояснение.
Английский язык и санскрит несут в своем составе смысловые фрагменты древнеславянского языка 5-3 тыс. до н.э.
Современные свадебные традиции отражают в некоторых своих фрагментах ритуальное мировоззрение 30-10 тыс.до н.э.

Закон седьмой
(Закон дискреативности)

Особо значимые смысловые поля подвергаются дефрагментации с сохранением отдельных морфологических элементов имплантированных в те или иные мифологические сюжеты.
Отдельный морфологический элемент дискреативности называется дискреция.

Пример 1.
Совокупность дискреций: Тримурти, Вишну, Шива, Брама.
Исходное смысловое поле: после трех посмертных переходов увидишь дивные врата.

Пример 2.
Дискреции: Скиф, Гелон, Агафирс, Таргитай, Лепо, Арпо, Кола.
Исходное смысловое поле: «Я, облеченный властью сбора податей, прибыл (на корабле) из великого города Гелона (Голуни) от благородного князя Таргитая, достойного продолжателя власти Лепо, Арпо, Кола.»

Пример 3.
Дискреции: Лаодика, Гипероха.
Исходное смысловое поле: власть народа самая лучшая власть (вече лучше тирании).

Пример 4.
Дискреции: Арга, Опис.
Исходное смысловое поле: власть Аполлона вознесет праведных и покарает грешников.




ПРИМЕР СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА МИФОЛОГИЧЕСКОГО СЮЖЕТА

Сюжет: сказка «Репка»

Опорным смысловым элементом сюжета является репа.
 
До распространения в России картофеля репа являлась основным столовым овощем. Приоритет репы перед картофелем определяет верхнюю границу возникновения сюжета - 1700 г.н.э., то есть до петровских реформ.

Сюжет акцентирует внимание на единичности репы, что связано со скудностью семенного фонда, являющегося следствием неурожая или его гибели. Гигантизм самой репы связан с надеждой даже при малом семенном фонде получить богатый урожай.

Сюжет объединяет природных антиподов: мышь, кошка, собака. Объединение также распространяется на мало и велико (взрослых и детей), мужчин и женщин, что характерно для очень тяжелых времен для народа.

Наиболее соответствующим такому состоянию ближайшим к 1700 году в русской истории является татаро-монгольское иго (1237 - 1480 г.).

В соответствии со Вторым законом (законом трансформации) в сюжете должны присутствовать соответствующие признаки:

Реальное событие - колонизация территории Руси тюрскими завоевателями;

Интерпретация - в результате колонизации катастрофическое обнищание населения и многолетняя надежда на улучшение жизни;

Ассоциация - улучшение жизни возможно только в результате объединения;

Символизм - имена персонажей сюжета являются символом причины их бедственного положения;

Иносказание - сообщение о причинах бедствия в символьной форме трансформируется в привычный и понятный сюжет.

Таким образом, нижняя граница создания данного сюжета с очень высокой степенью вероятности определяется датой Куликовской битвы - 1383 г.

Куликовская битва не решила своей основной задачи уничтожения колонизации Руси, поэтому в общественном сознании под давлением как собственной, так и колонизаторской власти, запретивших обсуждение итогов этой битвы под страхом смерти, сформировался иносказательный тип рассказа о трагических страницах русской истории.

Чтобы понять символизм изложения необходимо рассмотреть имена персонажей в той последовательности в которой они располагаются в сюжете:
Репка, дедка, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка.

Используя только первые буквы имен можно получить предложение из семи слов. Цифра 7 является сакральной цифрой славян со времен ариев, символизирующая надежду на счастье.

Р...  д...  б... в... с... к... м...

Подбор слов в это предложение необходимо производить таким образом, что бы оно отвечало всему комплексу характеристик связанных с маргинальной памятью:

Событие должно быть значимым для значительного числа людей объединенных временем и территорией;

Событие должно быть значительно выше частных интересов отдельных групп и категорий людей;

Событие должно сохранять свою значимость на протяжении как минимум пяти поколений, то есть более 100 лет.

Если содержание предложения соответствует этим требованиям и не противоречит наиболее вероятной исторической канве, то оно может считаться наиболее вероятным, исторически достоверным событием.

Всему комплексу условий и ограничений наиболее всего подходит следующее содержание:

Русь Дажьбогова была велико сечена конниками многими.

В исторической интерпретации этот текст несет в себе следующее содержание:

Битва на Куликовом поле унесла жизни большей части цвета русского воинства, но не принесла ожидаемой свободы, причина поражения в малочисленности объединенного русского войска.


Рецензии
На мой взгляд многие сказки сочинялись не с целью передать смысл, а несли чисто развлекательный характер. Про других сказочников не могу утверждать, но сам я написал пару сказок не преследуя цели передать смысл. Смысл появляется сам собой. Мои сказки тоже можно обсуждать и находить смысл. Но я не его передавал! Просто решил сочинить что-то интересное на сказочную тему.
Про символизм чисел в сказках. Да, в Репке всех 7, если считать репку за героя сказки. 7 и в сказке "Теремок", если считать героем сказки сам теремок. 7 и в сказке "Три поросёнка" если к поросятам и волку прибавить три строения, которые сделал каждый поросёнок. А что будем подгонять к 7 в сказке Каша из топора? О чём я, надеюсь, понятно.
А где символизм чисел в Курочке Рябе, Маша и Медведь, Лиса и Журавль и т.д.
Все ищут смысл в сказках. Когда их читают детям, разве смысл хотят передать?! А когда дети просят почитать им сказку, разве их смысл интересует?!
Смысл можно найти везде, даже в кажущемся бессмысленном. Нужно только поставить цель.

Хочется сказать ещё вот о чём (по данной статье). Использовано много узкоспециализированных терминов и часто фразы сложны, чтобы врубиться в них. Тот кто может осилить это, тот и так уже имеет понятие о раскрываемой теме.
Но статья, прежде всего, написана для большинства, т.е. среднего ума. Нужно бы попроще.

Геннадий Рябков   11.02.2019 11:43     Заявить о нарушении
> Смысл можно найти везде, даже в кажущемся бессмысленном. Нужно только поставить цель.

Поиск смысла это психологическая особенность мозга. Если внимательно смотреть на любое сочетание знаков, световых пятен, черточек и точек, то рано или поздно мозг из всего это хаоса нарисует вполне логическую картину. Но с другой стороны неизвестные нам в данной момент знания спрятаны за набором на первый взгляд совершенно незначащих информационных сигналов, которые воспринимаются как некий хаотичный набор, но при внимательном рассмотрении оказывается, что в этом хаосе есть закономерность. Примером этому могут служить самые разнообразные научные открытия, например, происхождение видов Дарвина, таблица элементов Менделеева и пр.

> Но статья, прежде всего, написана для большинства, т.е. среднего ума

Данная статья не предполагает широкого потребления. Она предназначена для узкого круга людей интересующихся вопросами мифологии в теоретическом плане.

Мифология как наука отличается от литературоведения фэнтези и научной фантастики. Но хорошие авторские фэнтези вполне могут иметь мифологические корни, даже в том случае, когда автор этого и не предполагал, поэтому при необходимости к их анализу могут быть применены методы теоретической мифологии.

Александр Захваткин   11.02.2019 15:20   Заявить о нарушении