Краткие молитвы

Михаил Перлин
2013г.

"Научу беззаконныя путем Твоим
и нечестивии к Тебе обратятся." 

 *   *   *   
Изучая по вдохновению пару лет назад аскетическую и монастырскую православную литературу, обнаружил интересный, педагогически значимый момент. Оказалось, что в средние века получили широкое распространение,  так называемые, краткие молитвы. Особенно детальное описание кратких молитв присутствует в известном произведении “Невидимая брань” Никодима Святогорца.
Дело в том, что в те времена книги были редки и дороги, а грамотность повсеместно не внедрялась, встречаясь, в основном, в городах. И, как следствие, помнить наизусть длинные молитвенные тексты большинству прихожан было не под силу, особенно на первых порах. Мне показалось, что сейчас, во времена коротковолнового смс-очного мышления, многим молодым людям, также считающим невозможным выучить наизусть даже небольшой фрагмент текста на церковно-славянском, может пригодиться древняя уловка: краткие молитвы.
Краткие молитвы представляют собой одно словосочетание или, чаще,  предложение – первую строку известной молитвы, канона или акафиста. В большинстве случаев используется первое предложение. Иногда – так называемое, ключевое. Запоминается легко и быстро. А эффект узнавания при прочтении в молитвеннике или прослушивании во храме довольно скоро дополнит одну строку – второй, а вскоре и третьей. И незаметно для начинающего прихожанина развеивается миф о невозможности выучить всю молитву целиком.
Краткие молитвы призваны заменить в уме прихожан привычные им элементы суеверий, присказки, а также краткие бранные слова.
Краткие молитвы – полезная идея и хорошее начало! 

Некоторые выписки на тему кратких молитв:


Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый.

Яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр помилуй мя. (видя немощь души моея)

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. (и да бежат от лица Его ненавидящии Его.)

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится.

От Тебя, Господи, победа и Твоя есть слава, я же, точию раб Твой.

Тебе, Господи, величество, и слава, и одоление, и исповедание, и крепость, ныне и во веки веков. Аминь.

Воскресни, Господи, помози мне и избави мя имене ради Твоего.

Господь – просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?
Господь – Защититель живота моего, от кого устрашуся?
(Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.)

Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящие ми злая.

Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми.

Отче наш, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. 

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже,
души наша.

Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиреннно, Бог не уничижит.

Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава, и честь, и поклонение,
со Отцем и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Обязательная приписка о том, как следует молиться:

«Прежде всего, изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения…»



На файлообменнике по ссылке лежат оригинальные материалы по теме:
https://cloud.mail.ru/public/6QXu/Vq5TvojXQ
(ссылка для РС)