Терабайты впустую

Сергей Строков
Христианам читать в первую очередь.

Самая лучшая музыка в мире была создана в то время, когда я был подростком, или до того времени. Позже уже не то. И я знаю почему. Потому что тогда не было Интернета с его неисчислимыми терабайтами.

Вот как выглядело появление новинки у меломана. Ты шел в единственный в городе магазин, где продавались виниловые пластинки, при этом в кармане у тебя были накопленные два с половиной рубля. В среднем столько стоил один диск. Так как купить ты мог только одну пластинку, ты скрупулезно выбирал, на что же именно потратить свои деньги. Выбрав, ты нес свежее приобретение домой, аккуратно распаковывал и трепетно ставил на диск проигрывателя. И пока ты наслаждался или не наслаждался материалом, конверт подвергался тщательному просмотру на момент фотографий и прочтению всей содержащейся на его просторах информации.

Не трудно догадаться, что до момента накопления следующих денег, этот диск прослушивался огромное количество раз, даже если музыка на нем была так себе. Ты непроизвольно запоминал названия песен, их порядок, время звучания. Так же ты имел некоторое представление об исполнителях, кого как зовут, и кто на чем играет.

В крупных городах, была возможность нелегально приобретать импортный винил с классикой рока или джаза, но стоил он дорого, а стало быть, частота его появления в коллекции простого подростка сводилась к очень малому значению.

Помимо владения винилом, был, конечно, вариант магнитозаписи. Еще моя мама записывала на катушки Битлз, который крутили радиопираты. Радиопираты, это радиолюбители, которые на самодельных радиостанциях вторгались в эфир и передавали запрещенную в СССР западную музыку. Я тоже пополнял свои коллекции через запись с радио или телевизора. Правда, это уже были легальные трансляции. Но, как вы понимаете, это был целый процесс. Нужно было иметь записывающий магнитофон, шнуры, знать, когда будет трансляция и т.д.

Если у твоих друзей были пластинки, которых не было у тебя, можно было договориться с ними, чтобы переписать их на кассеты. Ты приносил домой диск, подключал проигрыватель винила к магнитофону и делал запись. Можно было даже договориться с друзьями друзей, при хороших рекомендациях и интересных предложениях со своей стороны.

Чуть позднее, в девяностых, появились коммерсанты, которые на твою кассету могли за деньги записать выбранную тобой музыку из предложенного списка. Тут нужно отметить, что сами по себе пустые аудиокассеты стоили денег и были дефицитом, по крайней мере, в первой половине девяностых. Я помню, что мне на день рождения родители подарили чистую кассету. И мама, в которой на тот момент еще подавал вялые признаки жизни стареющий меломан, обещала оплатить выбранные мной записи.

Помню, как мы пришли в отдел звукозаписи и я неторопливо решал, как эффективнее распорядиться двумя чистыми сторонами кассеты. Я непременно хотел новый альбом ДДТ, а на вторую сторону я вдруг захотел группу, о которой прочитал где-то маленькую заметку. Группа называлась Pink Floyd.

- Пинк Флоуд - сказал я коммерсанту.
- Пинк Флойд? - переспросил он у меня, и добавил - Какой год?
- А какие есть? – я даже примерно не представлял, какие могут быть.
- Рекомендую семьдесят пятый – невозмутимо продолжал коммерсант.
- Давайте его. – я и не представлял, что группа такая древняя.

Да и откуда мне было знать про Пинк Флойд в тринадцать лет. Но, что сделано, то сделано. Через пару дней мы забрали заказ. Дома я с удовольствием прослушал сторону с ДДТ, и вот теперь приготовился примкнуть к тем, кто уже знал толк в Пинк Флойде семьдесят пятого года.

Если, когда-то вам приходилось испытывать конфуз от того, что ожидаемое и реальность находятся на галактическом расстоянии, вы меня поймете. То, что звучало из моих колонок, в тот момент никак не вписывалось в мое понимание об эффективности использования магнитной ленты. Тринадцать минут на одну песню, у которой только вступление было, как две песни ДДТ было не сопоставимо с моими ожиданиями. Мы с мамой, которая Пинк Флойда доселе не слышала, ощущали себя как жители далекой и глухой деревни, которым в городе под видом фирмы, продали какую то подделку. Было досадно, обидно и грустно.

И вот тут я хочу неожиданно вернуть нас в наше время. Забудьте про виниловые диски купленные на последние деньги, про все тяготы и невзгоды юного меломана в постсоветской России. Сейчас у вас мощный компьютер, высокоскоростной Интернет и масса возможностей слушать музыку бесплатно. И вот, допустим, каким то случайным образом тринадцатилетний подросток, где-нибудь «В контакте» наткнулся на ту самую с вступлением в два ДДТ Shine of your crazy diamond. На какой минуте или даже секунде он вырубит проигрыватель и навсегда забудет про этот трек? Ведь для него это просто трек. Не дорожка, не сторона пластинки, не подаренная на день рождения пленка, которую надо как-то не зазря использовать. Трек, которых в сети терабайты.

А ведь что мы можем сказать об этом треке? Мы можем, например, сказать, что когда-то давно собрались музыканты и несколько месяцев сидели в студии. Они сидели для того, чтобы записать всего пять песен, общим звучанием около сорока пяти минут. Писали они это на допотопные по нашим меркам магнитофоны, процесс был сложный и дорогой. Но несколько месяцев они кропотливо писали, сводили и аранжировали. И песни эти, которые, спустя несколько десятилетий стали треками, надо было еще сочинить, между прочим.

А подростку трек не понравился и он его вырубил. Все. Музыканты сидели в студии напрасно.

А я в 1992 году не мог вырубить. Потому что мама заплатила деньги, папа подарил кассету, а я долго выбирал и выбрал. И теперь надо слушать и понимать, что же тут такого особенного, ради чего журналисту надо было писать ту злополучную заметку в газете.

И знаете, что произошло? А произошло вот что. Я влюбился в альбом Wish you were here. Я слушал раз, слушал два и, постепенно мне стало нравиться. Я стал понимать эту музыку. Я уловил ее колорит и красоту. И не, потому что было некуда деваться, а потому что музыка, действительно первоклассная, но я не был к ней готов.

Но сегодня это просто пять треков. А весь Пинк Флойд это несколько десятков треков. Разница в количестве мегабайт. Но, все равно, на флэшку помещается свободно. Остается еще место на весь Дип Перпл.

А где сегодня берут музыку тринадцатилетние мальчики? Разумеется в социальных сетях. Вы, наверняка замечали, что социальные сети, в которые с постоянством заходят не только мальчики, но и многие из нас, устроены по принципу ленты новостей. Ты видишь в хронологии действия своих друзей. И это порой очень непонятные действия твоих вроде бы нормальных друзей.

Один мой знакомый ежедневно выкладывает по десять-пятнадцать альбомов западных рок групп. Но я понимаю, что невозможно за вечер послушать все эти десять альбомов. И он, я уверен, тоже это понимает. И это не сделал ни он, ни я не сделаю. Тогда какой от этого эффект? Кому это все? Для кого трудились десять-пятнадцать умноженное на четыре количество мужчин? Ни для кого.

Ежедневно я проматываю в ленте действий друзей десятки кулинарных рецептов, которые никто из моих знакомых женщин и девушек не готовили. Они их просто разместили через кнопку «поделиться». Каждая любительница кулинарии по несколько штук в день. А ведь, если разобраться, то каждое это блюдо почти произведение искусства. Оно требует времени, ингредиентов и самое главное опыта приготовления. Их кто-то составил, а кто-то приготовил и сфотографировал. Но больше их никто не приготовит. По крайней мере, точно не приготовит тот, кто разместил их десять штук сразу. Ими просто поделились для того, чтобы я промотал. А знаете, что было бы, если бы хоть один из этих рецептов приготовили? Выложили бы только его.

Когда ленту смотрит моя жена, она рецепты не проматывает. Она их смотрит. Но тоже не готовит. Не потому что они плохие или она не умеет готовить. Готовит она восхитительно, но чисто физически невозможно приготовить все это.

А как вам призыв «Забирай на стену»? Чего только не предлагают забрать. Например, лучшие десять футбольных матчей уик-энда. Вот это круто! Я люблю футбол. Но, постойте, давайте по честному. Десять матчей, это как минимум 220 футболистов, тридцать судей, двадцать тренеров и т.д. Я уже не говорю о зрителях на трибунах. Все они что-то внесли в те девяносто минут, которые шла борьба. И сама эта борьба именно то, ради чего и пришли тысячи любителей футбола на стадионы в десяти, надо заметить, городах мира.

Что я могу сказать о борьбе, забрав на стену эти десять видеороликов? Ровным счетом ничего. Максимум что я могу, это назвать счет.

Я сейчас печатаю текст на маленьком нетбуке. На диске этого компьютера лежит один единственный футбольный матч. Финал Лиги Чемпионов 2005 года. Милан-Ливерпуль. Это матч, в котором Милан забил в первом тайме три безответных гола, а во втором Ливерпуль отыгрался за несколько минут, сведя игру к серии пенальти, в которой и одержал победу. Я смотрел этот матч раза четыре. Вот о борьбе в нем я знаю все. И именно это и есть футбол. На другом компьютере у меня есть матч Динамо Киев – Спартак. Тоже потрясающая игра, в которой играл юный Аленичев, а киевляне проигрывая два мяча, смогли одержать победу.

Не подумайте, я не против того, чтобы кто-то, что-то репостил или забирал на стену. Это личное дело. Терпения листать новости у меня хватает, и бороться за внимание к музыке, футболу или чему-то еще я не собираюсь. Я понимаю, что мы живем в век информации и все это нужно воспринимать как данность. И пишу я это только для того, чтобы, прочитав все эти примеры, можно было легче понять то, ради чего я собственно и затеял этот материал.

Я стал задумываться о том, что во всех этих переменах, которые принесло время информации, есть что-то хитрое и лукавое, когда в лентах новостей мне стали попадаться по пятнадцать-двадцать проповедей или церковных служений. Мне было понятно, что люди, которые делают столько репостов, не смотрят эти служения и не слушают эти проповеди. Согласитесь, невозможно за один день послушать пятнадцать проповедей.

Проповедь Слова Божьего, сама по себе несет очень весомую и глубокую информацию. И на уровне ума и на уровне духа. Проповедник долго молится, читает Библию, пишет конспект. Он совершает определенный труд для того, чтобы донести до слушателя важные мысли. Я не знаю ни одного проповедника, который бы не имел желания донести своих тезисов до слушателя. И он, конечно, доносит эти мысли в собрании. Я уже не говорю, что за всем происходящим на богослужении стоит Сам Бог. Но проповедует проповедник. При этом его проповедь пишут на камеру, выкладывают в Интернет и бац – уже не проповедь, а трек.

Великая музыка, кино, картины, спортивные игры, спектакли и даже духовные проповеди удивительным образом становятся файлами. Их можно добавить на стену, можно поделиться. Можно удалить, если не понравились.

Файлами их делает не процесс оцифровки, а наше поверхностное отношение. И это понятно. Невозможно внимательно прослушать терабайты музыки, посмотреть терабайты фильмов или футбола. И уж тем более не возможно воспринять терабайты проповедей, в которых есть то, что порой заставляет нажать на стоп и переварить сердцем.

Так не лучше ли вместо терабайтов, взять что-то одно и по-настоящему уделить ему внимание? Вместо всего Пинк Флойда на стене, спокойно прослушать один альбом. Посмотреть один фильм. От начала до конца. Даже если не очень. Люди не просто так трудились. Про проповеди говорить излишне. А вот тут я хочу сказать, что и проповеди я тоже не имел в виду, испытывая озабоченность по вышеизложенному наблюдению. Не ради проповедей я пишу настоящую статью.

В таких образах как «Весь Пинк Флойд» или «Все матчи выходных» я уловил невероятное сходство с таким образом как «все священные Писания под одной обложкой». Я говорю о Библии. Слово «библия» переводится как «книги». И смысл Библии как раз и заключается в том, что под одной обложкой собраны тексты, написанные в разные времена. Если быть точным, тексты Библии писались на протяжении примерно 1600 лет. Эти тексты написали около 40 человек, живших в разные века.

Библия не была библией в те времена, когда она писалась. Это были отдельно взятые тексты. Потом наступил момент, когда все тексты, которые содержатся в Библии, были уже написаны. Это примерно начало второго века после Р.Х. Но и тогда Библия не стала Библией. Эти тексты жили отдельно друг от друга. Надо отметить, что их приобретение было покруче приобретения импортных пластинок в СССР. Тогда все писалось от руки. Свитки с текстами стоили очень дорого и, если уж кто их покупал, то читал до дыр.

Не было такого «меломана», у которого были собраны все тексты, признанные церковью как священные. Сегодня это трудно представить, но все великие люди веры в древности не имели всей Библии у себя на полке. Однако содержание того, что у них на полке было, они знали весьма и весьма.

Прошли столетия и люди изобрели печатный станок. Текстов Писания стали печатать много. Но и тогда не появилось такой книжки как Библия. Потому что печатали на толстую бумагу и большими буквами. И только по прошествии еще какого-то времени, люди научились делать бумагу потоньше, а станки научились печатать буквы поменьше. И тогда, наверное, кто-то впервые с радостью воскликнул: «Ура! Вся Библия в одной обложке! Забирай на книжную полку!». Согласитесь, так могло быть.

И вот сегодня на полках стоит по нескольку экземпляров Библии. И люди знают, что у них там, на полках, есть Библия. Это здорово! А еще у меня есть весь Пинк Флойд на винчестере и почти все фильмы Франко Дзефирелли. Вы понимаете, о чем я пытаюсь сказать?

Возьмите любой библейский сюжет. Его можно воспринять как удивительную историю, произошедшую с людьми, а можно воспринять как файл. Иногда люди говорят: «Я прочитал всю Библию». Но разве возможно по-настоящему прочитать всю Библию? Так, чтобы прочувствовать каждое событие, понять всех его участников и самое главное, воспринять то, что Бог желает сказать через эту историю.

Конечно, можно знать основные сюжеты, их персонажей. Но этого мало. Как мало просто иметь в коллекции весь Пинк Флойд. Разве музыканты прожили десятки лет и провели годы в студии, для того, чтобы их труд стоял на полке, пусть даже и в коллекционном издании? Если обычные музыканты, могут быть раздосадованы таким оборотом дел, то тем более Господь Бог, который на протяжении 1600 лет Святым Духом вдохновлял около 40 мужчин и женщин. Разве в итоге Бог хотел того, чтобы Его святые слова превратились в красивую книжку, которая будет стоять на полке? Или поверхностное знание основных событий описанных в этой книжке является Его целью?

Мне нравится последний стих Евангелия от Иоанна. Там сказано, что если подробно говорить обо всех делах, которые сделал Иисус Христос, то всему миру не вместить написанных об этом книг. Бог поместил в Библию не много. За 1600 лет случилось намного больше. Но это необходимое немного, Он может подробно развернуть в нашей душе и нашем сердце, если мы согласимся неторопливо проживать историю за историей, которые происходили с удивительными мужчинами и женщинами, живших в далекие времена.

Давайте посмотрим на Библию не глазами человека живущего в век информации, привыкшего хватать вершки и улавливать псевдосуть событий. Давайте посмотрим на нее так, как смотрел переписчик в первом веке или гражданин Рима, который купил свиток Писания за большую сумму и для того, чтобы воспринять максимум содержимого, уединился в комнате, оставил дела и все свое естество обратил к написанному в этом свитке.

Сегодня почти не осталось меломанов в том, устаревшем понимании. Так может стоит вернуть все назад?