Этимология хеттских богов

Тезан
Этимология хеттских богов происходит от индоевропейских и, в частности, от славянских корней, что доказывает близость хеттского языка с праславянским языком. За примерами далеко ходить не надо. В анализе пантеона хеттских богов использована классификация по материалу А.Е. Наговицина в книге «Магия хеттов». Поиск славянских корней выполнен по оригинальной методике автора (см. ww.tezan.ru/metod.htm).

Боги Солнца

1. Вурусема - Богиня Солнца у хеттов

Вурусема – Vurusema > Vorotuna – Воротуна (слав.)(ред. t/s, замена n/m)

В славянской мифологии Воротуна – богиня судьбы аналогичная др.-римской Фортуне. А. Е. Наговицин связывает хеттского бога Солнца Шимике и урартского Шивини с искусством прорицания, потому, что во время своего дневного пути по небу он видит всё, что происходит на земле.
В хеттских текстах [3] упоминается бог dUTU – dij Uti – богиня Ути (слав.) или dUTU-;I - dij Uti-zi – богиня Утица (слав.). У хеттов существовал тотем в виде птицы- утка, гусь или селезень. С уткой хетты отождествляли богиню Солнца (dUTU).
Кроме того, у хеттов существовал солярный бог в виде гуся d;I; – dij gus – бог Гусь. С  d;I; хеттологи ошибочно отождествляют полубога-получеловека шумерского царя Гильгамеша в расширенном варианте имени d;I;.GIM.MA; или d;I;.GIM (хетт.). В научной литературе имя Гильгамеша не имеет этимологии или трактуется весьма условно. Имя Гильгамеш, якобы упоминается в списке шумерских царей, но звучит оно как «Бильгамес» (Bil-ga-mes) (аккад.). Поэтому, можно предположить, что эпос о Гильгамеше является крупнейшей фальсификацией в научном мире.
Казалось бы, странный птичный тотем в виде утки или гуся вполне становится понятным, если учесть географическое положение страны хеттов, в котором в прошлом располагалось множество озёр с тростниковыми заводями, где обитали многочисленные стаи уток и гусей. На самом деле, птичный тотем был весьма распространён у древних народов. Птичный тотем отмечен у кельтов (петух), у многочисленных народов Центральной Америки, о чём говорят головные уборы майя, ацтеков и др. народов.

 2. Хепат (Хепа)  - хурритская Богиня Солнца города Аринна
По мнению Б. Грозного:
«Имя нашей праматери Евы, по-древнееврейски Хаввы, возникло видимо от имени этой хурритской богини Хепы, которое повторяется и в имени иерусалимского князя амарнской эпохи Абди-Хепа. Не случайно, Ева, совратителтьница Адама, получила имя этой хурритской, несемитской Богини».
Я полагаю, что Б. Грозный не прав. Ева от «дева» (слав.).
Хепат – xepat – xet-pjata – хеттов пята (слав.)(пропуск t), где «хеттов пята» означает «трон», т.е. основание (трон) на котором восседает хеттский царь. В хеттском пантеоне богов есть трон Хетап (см. далее).


3. Эстан – Бог Солнца у хурритов, который превратился хеттского Истануса. Имя его переводится буквально «солнце», «день».
«Еще одним богом Солнца в Хеттской империи был хурритский бог солнца Эстан, который превратился в хеттского Истануса.» [1].

Эстан – estan > istina/iz-den – истина/изо дня (в день) (слав.)(ред. z/s, d/t), где «истина» - то, что постоянно изо дня в день.

4. Шимике – Бог Солнца у хеттов

«Кроме Эстана от хурритов к хеттам перешёл ещё один бог Солнца – Шимике.» [1].
В хеттских текстах [3], в частности, в поэме «Гильгамеш и Хувава» упоминается фраза dUTU ;A-ME-E, которая по-славянски переводится как «богу Ути солнечный» Хеттологи эту фразу переводят именем бога Шамаша (Shamash).
например:
10. am-mu-uk!(az)-ma-;za-k;n; A-NA dUTU [;A-ME-E ...]/оригинальный текст
«Но я, О, небесный Шамаш» /перевод хеттологов
«умному мужу указала закон небесная богиня Ути солнечная…»/мой перевод
Хетты приобрели имя Шамаш от аккадского ilu;ama; – великий Шамаш.
Можно предположить, что и хурритский бог Шимике получил своё имя от хеттского Шамаша.
В английском языке есть слово sanny – солнечный (англ.), где sanny > solnce – солнце (слав.)(замена l/n, пропуск c).
Возможно, что и слово шаман (;a-a-a-ma-nu-um – аккад.) происходит от имени солнечного бога Шамаша.
Кстати, известный демон, хранитель кедрового леса  Хувава – никто иной, как Леший в славянском варианте.
Имя Хувава означает «хвойный» (от сущ. хвоя), т.е. лесной дух, божество, охраняющее кедровый лес, подобно лесному человеку, Лешему, Пану, Силену (др.-греч.), Сильван (этр.), которые охраняют лиственный лес.
Хувава - d;hu-wa-wa > dij Huvava > dij Huvojnj – божество хвойное (слав.)
Силен – Silen > zelenj – зелёный (слав.)(ред. z/s)
Леший – Leshij > lecnoj/listnj – лесной/листный (слав.)
Пан Представлялся древним грекам внешне безобразным, покрытым волосами, с рогами, козлиными копытами, бородой и хвостом; вызывал ужас (отсюда выражение «панический страх»). Внешний вид и крики Хувавы (Хвойного) тоже вызывали ужас, как описано в эпосе.
Исходя из этого, я не исключаю, что и другие хеттские боги могут иметь искажённые имена в переводах с оригинала. Для уточнения имен хеттских богов необходимо провести основательное исследование.
Например, Кубаба (возможно Кумбаба) видоизменённое имя Хувава.

5. Жена Шимике Айя

Вероятно Айя является видоизменённой формой Эйя (богиня подземного царства у хеттов). Айя – хтоническое божество. На земле Айя будет:
Айя – ajja > zm-ajja – змея (слав.), где zm – земля,  «змея» - земная Айя.

Боги грозы

1. Тару (Сару) – Бог Грозы у хеттов

Тару – Taru > tor – Тор (сканд.) от tara/tarx/targ – тара/хранить/торг (слав.)
Тару – Taru > udar – удар (слав.)(ред. d/t)
На самом деле, в хеттских текстах [3] упоминаются боги Грозы dU, dU NIR, dIM которые хеттологами переводится одним именем как бог Тархус. Получается, что это вымышленное имя бога. Бог грозы у хеттов имеет обобщённое имя как бог  dIM – dij imja – бог имярек (слав.).

2. Тархунт – Бог Грозы у хеттов.

Тархунт -tarxunt > dar-xovanj – дар-хованный (слав.)(ред. d/t), где «хованный» (укр.)- «скрытый», «спрятанный».
На само деле, в хеттских текстах [3] упоминается tar-a;-;u-un – тархун (слав.), т.е. главный жрец. Умершим тархунам хетты приносили жертвоприношения.
У этрусков тархами или тархунами назывались цари-жрецы, гадающие на печени и яйце (авгуры).
«Как говорилось выше, данный бог может быть соотнесён с этрусским царём Тархоном.» [1].

3. Тешуб – Бог Грозы у хеттов

Тешуб – Teshub > bushevat – бушевать (слав.)(инв. Teshub)

4. Пирва – Бог Грозы у хеттов

Пирва – pirva > perun – Перун (слав.)(замена n/v)

5. Шарма/Шарумма – окружение Бога Грозы

«Горный бог юго-востока Анатолии Шарумма был присоединён к божественной паре Тешуппа и Хепат. в качестве сына и получил поэтому прозвище «Телец Тешшупа.
Этот бог был довольно убедительно отождествлён с божеством, символом которого в изобразительном искусстве была пара ног;» [1].

Шарма – Sharma > marsh – марш (инд.евр.)(инв. Sharma), где «марш» означает синхронное движение ног.

6. Мецулла и Хулла – дочери Бога Грозы Тару и Богини Солнца Варусемы

Мецулла – Meculla > mechnajja/smerchnaj – мечная /cмерчная (слав.)(ред. ch/c, замена n/jj, n/ll, пропуск s, r)
Хулла – xulla > xula – хула (слав.), где «хула» - брань.
В хеттских текстах [3] упоминается dme-ez-zu-ul-la – Мецулла (хетт.).

7. Цинтухи – внучки Бога Грозы и Вурусемы

Цинтухи – Cintuxi > dzin-stuki – цзынь-стуки (слав.)(ред. dz/c, пропуск s), где «цзынь-стуки» - звуки, создающие  шумы от ударов по металлическим предметам.
Цинтуки у хеттов сопровождают «сестру бога» NIN.DINGIR в церемонии несения бога Тетесхапи подобна куретам и карибанам в знаменитом культе малоазиатской богини Кибелы.
NIN.DINGIR – Inanna tengri/ njana tigr – Инанна Тенгри/Няня Тигра (Бога) (слав.), где Тенгри – Бог  (тюрк.), NIN – няня – кормилица, служанка, мать, повитуха, главная жрица царя и царицы у хеттов. 

Боги плодородия и природы

1. Телепинус - сын Бога Грозы у хеттов
Телепинус – Telepinus > Tele-pinut > dalj pnut/maxnut – далей пнуть/махнуть (слав.)(ред. d/t; ред. m/p), т.е. «метать копьё» или «метать стрелы» (молнии или маланьи), что относится к ипостаси бога грозы, отсюда Телемах (греч.)

2. Кубаба – прототип фригийской Кибебы-Кибелы

Кубаба – Кибела – Kibela > kobilja – кобыла (слав.)

Но, возможно, что Кубаба (Кумбаба) видоизменённое имя Хувава (Хвойный-слав.).
Искажённое имя Кумбаба встречается в кумранских рукописях.

3. Адамма – хуррито-северосирийская богиня, почитаемая у хеттов.

Этимологическая связь с Адамом, имя которого в переводе с др.-евр. означает «земля».
Адама- Адам – adamma > dermo/dern – дерьмо/дерно (слав.)(замена rn/m)

2. Каит – Богиня Зерна у хеттов

Каит – kait > core/grain/kernel – зерно (инд.-евр.) > klvt – клёв/клевать (слав.)(замена l/i)

5. Лиль – Бог Поля у хеттов

Аналогичен славянскому Лелю, Полелю.
Лиль – lil > svrel – свирель (слав.)(пропуск sv, ред. r/l)
Припевки в народных песнях:
«Люли-люли», «ай-люли»

Боги войны

1.Вурункати/Забаба – Бог Войны у хеттов

Вурункати – Vurunkati > Varuna – Варуна (др.-инд.) -kati > Vojuna-kati – Война-кати (слав.)(ред. j/r)

Забаба – Zababa > zabava/buza  - забава/буза (слав.)(ред. v/b; инв. Zababa), где буза – рукопашный бой у славян.

2. Инара – Богиня – Воин у хеттов

Инара – Inara > Varuna – Варуна (инд.) > vojna – война (слав.)(инв. Inara, пропуск v)

3. Аштаби – Бог Войны у хеттов

Аштаби – ashtabi > bitva/batalj – битва/баталия (слав.)(инв. ashtab)(замена v/sh; пропуск l)

3. Нубадиг - Бог Войны у хеттов

Нубадиг – Nubadig > voin-dikj – воин дикий (слав.)(инв. nub, ред. v/b)

4. Ярри - Бог Войны у хеттов

Ярри – Jrri > jarj – Ярый/Ярило (слав.)

Богини войны, плодородия и любви

1. Шаушка/Иштар – Богиня войны, плодородия и любви у хеттов

Шаушка – Shaushka > Soski/shishka – соски/шишка (слав.)(ред. s/sh)
Характерно, что изображение Артемиды Эфесской (античная копия с оригинала, IV в. до н. э.) со множеством мелких сосков на груди очень напоминает еловую шишку. Русское слово Шишка созвучно слову сиська (звук «Ш» - SH может переходить в звук «С» - S).
Чем больше сосков, тем плодороднее богиня. В текстах из Хатуссы, как пишет А. Е. Наговицин, Шаушке сопутствовали разные Богини-помощницы с хурритскими именами, как например, Шинталь-вурн («Семиглазая»), Шинталь-ирти («Семигрудая»). Наличие ьтаких богинь спутниц характеризует Шавушку, как всевидящую (семиглазую) Великую Мать (семигрудая).
Шинталь-вурн – Sintal-vurn > semij-zrenj – семий-зрение (слав.)(замена m/n, z/v)
Шинталь-ирти - Sintal-irti > semij-grdj  - семий-грудий (слав.)(пропуск g, ред. d/t)
Богиня Астарта/Иштар часто изображалась в виде конуса, чёрного или белого обелиска (Астарта - «острая» (слав.)), напоминающего дерево ель или сосну. Артемиду Эфесскую также чтили под эпитетом «повешанная».

2. Инар – Бог мужской силы у хеттов

Аналогичен Богине Инаре, но кроме «войны» подразумевает:
Инар – Inar > antro > antropo – человек (греч.) > ludina – людина (слав.)(инв. аntr, ред. l/r, d/t)

3. Анцили – Богиня покровительница рожениц

Миф с её участием читали в случаях, когда хотели избавить женщину от страданий во время родов. Видимо функцией богини Анцили вообще было исцеление.
Анцили – Ancili > celenj – целение (слав.)

Боги Нижнего, Подземного мира

1. Иллуянка – Змей Подземного мира

Змей Иллуянка (хетт.) – Illujanka > villijanka/vetrjanka – Вилянка/Ветрянка (слав.)(пропуск v), т.е. «ветер», который в завихрении сходен с образом Змея !
Отсюда производные слова:
бог ветра Энлиль (шум.)
бог ветра Эллиль (аккад.)
бог ветра Эол (греч.)
музыкальный инструмент – виола
фея, fly – летать, любое насекомое с крыльями (англ.)
слав. божество - Вила
сельк.-хох орудие -вилы
музыкальный инструмент - арфа
аэро…- воздух (лат.)
эфир – воздух (греч.)
ветр, веять (слав.)

2. Яма – один из наиболее часто упоминаемых Древних богов

Яма аналогичен слову «яма» (слав.).

3. Алани – Богиня Подземного мира
 
Алани – Alani – olen – олень (слав.)
Хеттские боги часто изображаются, стоящими на олене.

4. Ишхара – Богиня Подземного мира

Подобна гревнегреческим богиням Мести – Эринниям.

Ишхара – Ishxara > vrshit kara – вершить кару (слав.)(замена v/i, пропуск r, ред. k/x)

5. Лелельвани - Богиня Подземного мира и умирающей и возраждающей природы

Аналогична славянскому Лелю.

6. Эа – Бог Подземных вод и Мудрости

Эа – Ea > zmeja – змея (слав.)(пропуск zm), где «змея» - земная ипостась бога Эа.

7. Тапкина – супруга Эа

Тапкина – Tapkina > topka – топка (слав.), где «топка», «топка огня» - недра земли образно.

8. Аруна – Бог океана или моря

Бог Аруна соответствует древнеиндийскому Варуне.
«Варуна хранитель общего закона и гарант мирового порядка» [2]

Аруна – Aruna > Varuna – Варуна (др.-инд.)(пропуск v) > vojin – воин (слав.)
Возможно, Варуна соответствует хеттской Вурусеме – Воротуна (слав.)
Варуна – Varuna > vorotuna – воротуна (слав.)
Варуна – Varuna > valun/volna – валун/волна (слав.)(ред. l/r)

9. Хасамили – Бог Кузнец, создатель мира

Хасамили – Xasamili > Xasa-mili > Xazjain-mira – хозяин мира (слав.)(ред. z/s, r/l)
Хаsan – Хасан – кузнец (тюрк.) > kuznja – кузня (слав.)( ред. z/s)

Остальные боги хеттского пантеона

1. Кушук и Каску – Боги Луны

«Бог Луны оберегает клятвы, и этой своей функцией отличается от аккадского Сина….
В списке богов, оберегающих клятвы, упоминаемых царём Митанни Шаттивазой, Бог Луны из Харрана помещён особо, рядом с богом Солнца и Богом Луны»[1].
Кушук – Kushuk > k-ushku – к ушку (слав.), т.е. «к ушку» означает «говорить на ушко», «хранить тайну».
Каску – Kasku > k-ushku – к ушку (слав.)(ред. sh/s)
Харрана – Xarrana > оxrana/xranit – охрана/хранить (слав.)

2. Нингаль – жена Бога Луны

Нингаль – Ningal – njanja – glav – няня главы (слав.)

3. Кумарби – отец Бога Грозы

Кумарби соответствует греческому Хроносу, олицетворяющему время.

Кумарби - Kumarbi > [h]vremmja – время (слав.)(перест. m/r, ред. m/b)

4. Набарби – божество, спутник Кумарби

Набарби – Nabarbi > baraban – барабан (слав.)(инв. Nabarb)
Все спутники известных богов известны как создатели шума, песен и плясок, например, Цинтухи (у Сестры бога), куреты, карибаны ( у Кибелы).

Боги перехода между мирами

1. Апулуна – Бог Ворот у хеттов

Аналогичен по имени греческому Аполлону и этрусскому Аплу.
Апулуна – Apuluna > jablonja – яблоня (слав.)(ред. b/p), где «явлоня» - мировое древо (переход меж мирами).

2. Куду-Или – проводник душ

Куду-Или > kudu-ili > xodulja – ходуля (слав.)(ред. x/k)
Славянское слово «ходуля» по смыслу предмет, который не позволяет человеку (или образно, душе) не соприкасаться с землёй.

Боги огня

1. Агнис – Бог Огня у хеттов

Аналогичен древнеиндийской богине Агни и славянскому слову «огонь».

2. Иршаппа - Бог Огня

Соответствует западносемитскому божеству Рашапу.

Иршаппа-Рашап > Irshapp/Rashap > pogar – пожар (слав.)(инв. irshapp/Rasap, ред. g/sh)

Боги охоты и скотоводства

1. Рутас – богиня охоты у хеттов

«Богиня охоты Рутас, изображавшийся с оленем. Возможно, она перевоплотилась в древнегреческую Артемиду.» [1].
 Рутас – Rutas > Aritmaj – Артемида (др.-греч.) > rudaj – рудая (слав.)(ред. d/t), где «рудая» означает «красная», «кровавая». Кроме того, есть растение рута с красными листьями (?). Вспомним песню: «Червону руту не шукай вечорами…». Здесь «рута» сравнивается с красной зарёю. Возможно, у древних славян растение «рута» ассоциировалось с богиней охоты, как кровавый след от убитого зверя.

2. Яяс – Бог - покровитель путников
«Покровителем путников и, возможно, кочевых пастухов был бог хеттского, индоевропейского происхождения – Яяс, имя которого переводится как «Путник».» [1].

Хеттский Яяс аналогичен древнегреческому мифологическому Ясону – кормчему Арго.
Покровителем путников в лунную ночь была Луна или Месяц «ясный» в славянской мифологии.
Яяс – Jjajas > jasnaj – ясный (слав.)

3. Хапанта-Ли – Бог-покровитель пастухов

Звучит как китайское имя, хотя, на самом деле, это должно быть одно славянское слово по происхождению.
Хапанта-Ли – Xapanta-Li > kopitnaji – копытный (слав.)

4. Цитхарийя – Бог-щит у хеттов

Цитхарийя – Citxarijja > schit-xranijja – щит (о)хранный (слав.)(ред. sch/c, пропуск n)

4. Хальмасуит – Бог престола

Хальмасуит – Xalmasuit > Xolm-svjatj – холм святой (слав.)

5. Трон Хепат

Обожествлённый трон хеттов Хепат ранее уже дешифрован по-славянски как «хеттов пята».


Ссылки

1. А. Е. Наговицин, книга  «Магия хеттов», М., Академический проект; Трикста, 2004 г.
2. Мифы народов мира, т. 1, стр. 217-218
3.