Част. 2 Хрон. нарн. гл. 3 ск. пр. моих разм

Николай Москвитин
    Как относится к греху Эдмунда и к ревности в вере в Нарнию Люси? "Это три стадии спасения души. Преодолеть гордыню значит пустить Бога в свою душу, а чтобы не быть деревом на каменистой почве, нужна ревность по Богу. Таким образом, БЕЗ ОСОЗНАНИЯ ГРЕХОВНОСТИ РЕВНОСТЬ В ВЕРЕ, ВЫРАЖАЕМАЯ ВСЕГДА В ТАКОМ СЛУЧАЕ ВНЕШНЕ, ПОГИБЕЛЬНА. И спасение--в смиренном исповедании Христа и его жертва. Втрое соответствует второй стадии, а первое--третье (вера без дел мертва). Тогда надежда будет правильной, что является дополнением к предыдущему размышлению".[октябрь,22] Так что переход от греховности Эдмунда к ревности Люси мог совершиться только вне существа Эдмунда и проникая в существо Люси. Т.е. было что-то как бы в воздухе. Это было Слово Правды, Совесть, Голос Божий.

    Как стяжать Люси надежду на лучшее среди обид Эдмунда? "Как стяжать истинную надежду? И исполнять заповеди, и принимать православное вероисповедание. Но первое полностью невозможно и тогда должно быть увеличено второе в такой степени, в которой недостаточно развито первое. Тогда стяживается истинная надежда" [октябрь,21]. Поэтому надо было исполнять заповедь кротости и говорить правду. Но правду другие дети не хотели воспринять. Поэтому Люси и была безнадёжна.

     Эдмунд нуждался ли в оправдании себя с помощью горя Люси?"В чём же идея этого? Всё время предполагать, что существует личность, которая хуже, чем ты. Не которой хуже, что было бы правильно, а которая хуже. Это мыслится для самооправдания, но это ложный путь. Согласитесь,зло не оправдывает зло, правда, такие люди и не думают, что оно у них есть. Значит, такая необходимость возникает при незрении своих грехов, при рассеянной жизни. надо избегать такого". [октябрь,20]  Поэтому Эдмунд не видел, что сам он раздражителен и не обращает внимание на свою Совесть. Которая потом проснулась в нём уже в Нарнии. Ложный путь и привёл Эдмунда не туда--даже не к лукавому фавну, как Люси, а к злой колдунье.

      Как старшие братья могли не жестокосердствовать в беде (ведь беда Люси--и их беда, как родственников)? "Очень просто--признать, что есть худшая беда и что твоя беда имеет определённую цель, также, что она может быть не вечна. Для этого надо признать себя заслуживающим этой беды, пожалеть себя правильно и обратится к высшим силам с просьбой помочь. Хотя бы формально произнести молитву за ближних (только после предыдущего). И подумать, что милостивый будет помилован".[октябрь,17] Поэтому они знали, что надо задаться целью не говорить о неприятном для себя и Люси. Они понимали, что заслуживают такого поведения, как более опытные, и, наверноеЮ, молились за Люси, раз не жестокосердствовали в беде. Они знали, что за это им многое простится как старшие и более опытные в духовной жизни.

 Оправдано ли величие королевы? "Величие может быть оправдано, если оно связано с Божией славой и направлено на восхваления людей и мира, а иногда и самого себя".[июль, 1] А королева желала славы себе ("Как ты разговариваешь с королевой?"; "Ты не знаешь королевы Нарнии?"; "Ну сейчас ты узнаешь, кто такая королева Нарнии!"). При этом она была груба. итак, величие королевы не оправдано по трём признакам: негодования на слабое унижение; необоснованное удивление невежеству; скрытая угроза с самомнением.