В 80-е годы прошлого века не только в медицинские вузы,
но и в медицинские училища Ленинграда всегда был конкурс.
Для поступления в медучилище необходимо было сдать 2 экзамена: сочинение и химию.
В старших классах писали сочинения, но дочь не любила писать на заданные темы, хотя сочиняла стихи.
О том, что надо написать домашнее сочинение на одну из предложенных тем ,дочь вспоминала лишь накануне того дня ,когда работу надо было сдавать учителю. И начинала « ходить за мной хвостиком», чтобы я ей помогла.
Мне приходилось её часто выручать.
Как?
В те годы я преподавала русский язык и литературу в среднем ПТУ, после работы приходила домой усталой, иногда очень расстроенной, да и дома дел хватало.
Я сажала её за письменный стол и начинала разбирать тему и составлять план сочинения, но дело двигалось очень медленно, поскольку она витала в своих мыслях, а меня «давили» домашние дела.
И однажды был найден компромисс: после безуспешных попыток хоть что-то «вбить в её девичью головку», я не выдержала и «ляпнула»: «Послушай, дочь, мне легче самой написать сочинение, чем добиться от тебя хоть какого-то толку»!
Эффект не заставил себя долго ждать : «Мамочка, напиши!»
- Когда мне писать, Вика? Полная раковина посуды, еду готовить надо, тетради проверять.
- Мамочка, я всё сделаю : посуду помою, в магазин схожу…
Мы менялись местами : дочь шла на кухню, а я садилась за письменный стол и набрасывала черновик домашнего сочинения.
А надо сказать, что мне и самой было интересно узнать, какую оценку за сочинение поставят, если сочинение напишу я. Это был мой собственный тест, поскольку в школе я никогда не работала ( только 3 месяца педпрактики в сельской малокомплектной школе), поэтому мне было любопытно, как меня оценят «маститые» литераторы ведущей школы города.
Но ведь сочинение сдавала дочь, поэтому переусердствовать тоже нельзя было.
К концу домашнего вечера мы обе справлялись с взятыми на себя обязательствами: у меня был набросан черновик, дочери оставалось переписать работу в тетрадь для домашних сочинений. Пока я сочиняла, дочь мыла посуду, шла в магазин, занималась с младшим братом.
Оценки за эти сочинения В. получала хорошие, как правило, «4»,на «5» я и не писала, ведь устными ответами на уроках литературы дочь не блистала, а поэтому «перебор» хуже «недобора».
Школа закончена, и мы с ней едем в Ленинград подавать документы в приёмную комиссию одного из медицинских училищ.
По дороге к училищу вижу киоск «Союзпечати», в котором продавались лотерейные билеты, их можно было сразу проверить: вскрыть и прочесть- «Без выигрыша» или увидеть написанную сумму выигрыша.
А я люблю в разные критические моменты жизни что-либо загадывать. Вот и тогда загадала про себя : если лотерейный билет с выигрышем, пусть самым маленьким,- дочь поступит училище.
Почему загадала? Меня очень беспокоило, как она напишет экзаменационное сочинение, поскольку я знала, как она их пишет.
Покупаем лотерейный билет, вскрываем - и о радость- вижу сумму 25 рублей ( 1988г.)! Это был выигрыш, конечно, неколоссальный, но не самый маленький. ( можно было выиграть от з рублей).
О том, что я загадала, дочери не сказала - ведь ей предстояло готовиться к экзаменам.
Итак, приёмная комиссия документы приняла, вернулись домой и стали готовиться к сочинению. Подготовка шла в двух направлениях : я устно давала ей обзор школьной программы, а она вечерами что-то писала на маленьких листочках.
Наступил день написания сочинения, конечно, я поехала с ней, абитуриенток завели в класс, на доске написали темы, а я осталась за дверью кабинета.
Когда экзамен закончился, дочь вышла и сказала, какую тему она выбрала,а
я поинтересовалась, что же она написала.
Вместо ответа В. мне протягивает маленький листочек, я увидела шпаргалку,( вот, оказывается, что она писала вечерами на маленьких листочках).
- Ты что это всё написала?
- Да!
- И даже все цитаты, ничего не сократила?
- Всё слово в слово!
- В., тебе поставят «2», поймут, что списала. Цитаты не надо было все писать.
Работа сдана, я расстроена…
В В. было уже поздно возвращаться, поехали в Г.
Приехали, бабушка спрашивает у внучки: « Как экзамен? Что написала?»
Дочь, как и мне, протягивает ей маленький листочек.
- В., тебе поставят или «2», или «5».
Потянулись томительные дни ожидания результатов сданного сочинения. Наконец, наступил день, когда можно было позвонить в приёмную комиссию.Моё волнение, когда я звонила, словами не передать!
- Здравствуйте! Скажите, можно узнать результаты сочинения?
- Да, конечно, называйте И. Ф. абитуриентки.
- В. Т.
- 5-(содержание), 4( русский язык).
- Простите, а вы не ошиблись?
- Т. В.- нет, не ошиблась, это её результат.
Восторг, радость были у обеих!
Именно тогда я поняла : есть Высшая справедливость!
Разве могла она получить «2», если я уже 14 лет вела уроки русского языка и литературы в среднем ПТУ!?
После зачисления дочери на первый курс медицинского училища г. Ленинграда, я ей сказала о том, что гадание на лотерейный билет сбылось!
24.10.15г