Палата N6 Раду Поклитару

Елена Узун
"Чехов по-настоящему балетный..."

"Палата N6" - одноактный балет на музыку Арво Пярта, премьера которого состоялась 20 мая 2005 в  ГАБТе России. ( Второй вариант Палаты N6 был возобновлен Киев модерн-балетом) . Хореография и либретто Раду Поклитару. Сценография Андрея Злобина, костюмы Анны Ипатьевой. Жанр - балет-драма

Несомненный успех "Ромео и Джульетты" на сцене Большого театра пророчил дальнейшие открытия в духе Поклитару. Так и произошло. Вскоре новый молодой художественный руководитель ГАБТа Алексей Ратманский предлагает Раду поставить небольшой камерный балет. Идея вызывает восторг у Поклитару, потому что он обожает не длинные постановки и очень любит творчество Арво Пярта, чья музыка станет основой спектакля. Чеховская тема возникает в Молодву, куда он "едет подумать". В Кишиневе Раду посещает премьеру "Страстей по Андрею" в чеховском русском театре, и  режиссура знаменитого не только в Молдове Петру Вуткарэу окончательно убеждает его взяться за тему "Палату N6" в балете.

В итоге на новой сцене Большого театра состоялся вечер современного балета, включивший премьеру  трех одноактных спекталей в постановке: Раду Поклитару "Палата N6", Юрия Посохова "Магритомания" и самого Алексея Ратманского "Леа". Это первый самостоятельный проект Ратманского.

"Палата N6" стала самой необычной из трех постановок, изменив само отношение к балетной эстетике. «Это ошибочное мнение: раз балет - то действие должно крутиться вокруг светских балов и раутов,- отмечает Поклитару.-  Вовсе нет. В самой природе балета заложена повышенная экспрессия, эмоциональность, которые поразили меня в кишиневской драматической постановке режиссера Петру Вуткарэу "Страсти по Андрею". Это "Палата N6" и так гениально решенная,
что я тоже не удержался и решил сделать балетную версию. У меня такая же структура спектакля, как и у моего друга Петру Вуткарэу. От него же пять артистов и шесть персонажей (два доктора, пациент, почтмейстер и медсестра-кухарка). Что же до чеховского сюжета, то он не просто театрален, но по-настоящему балетный.

Сюжет - хотя, на мой взгляд, он у меня вполне прочитывается - на самом деле, во главу я не ставил. Мне казалось, что гораздо важнее передать дух, а не букву, воспроизвести жуткую атмосферу жизни захолустного городка, эмоциональное состояние людей, эволюцию и девальвацию духа, а не сюжетные ходы и выходы. У каждого человека своя "палата", я сохраняю только номер. Современный балет гораздо больше внимания уделяет сути вещей, воплощение на сцене различных сюжетных коллизий. Так же и Чехов. Он не бытописатель. Это еще один аргумент в пользу этого рассказа как сюжета для небольшого балета.

Ведь "Палата N6" - это рассказ про искренние большие человеческие чувства и переживания. На сцене нужно говорить о каких-то пограничных состояниях, когда уже дальше некуда... Мне интересны предельные состояния - если это любовь, то дальше некуда, как в "Ромео и Джульетте". Тот же накал у Чехова: ощущение капкана,  ловушки, когда захлопываются за тобой одна за другой двери, человек чувствует, как его жизненное пространство уменьшается, уменьшается и в конце концов превращается в маленькую клетку по названием "Палата N6".

Один поворот винта, то есть доски, попеременно изображающий то стол, то лежанку - и кухня превращается в больницу, кухарка в медсестру, и наоборот. Мир, созданный мной и моими друзьями художниками Андреем Злобиным и Анной Ипатьевой, как и реальный мир, что всех нас окружает, постоянно обнаруживает свою двойственную сущность. Балет получился небольшой на музыку Арво Пярта "Fratres", "Summa","Spiegel im Spiegel". Его музыка волшебная, навевает просто каскад образов, и каждый может услышать в ней что-то свое. Спектакль получился честный, и я им горжусь».

"Палата N6"  - это балет-психологическая драма, созданный в лучших русских традициях с аллюзиями на Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Но сразу оговоримся, ни у Вуткарэу ни у Поклитару Чехов не дословен - это индивидуальное современное прочтение классической темы. Поклитару сам подчеркивает, что спектакль не сюжетный, его больше волновало душевное состояние героев, атмосфера загнанности, никчемности и одиночества.

Балет состоит из трех условных частей в соответствии с чередованием трех произведений Пярта. Начало возникает в тишине без музыкального сопровождения. Импульсивный Ванечка Громов - тонкий, ранимый, то тянет руки к сердцу, то бьется в каких-то судорогах. В параллель с ним нелепо дергаются его сожители по палате. Навязчивость бессмысленных движений подчеркивается характером музыки, передающей состояние монотонности и ожидания. Это первая композиция Пярта "Fratres".

Музыка и костюмы напоминают нео-барокко. Убогие декорации обшиты ветхим  тряпьем, костюмы на самом деле стильные, но сделаны "под оборванные". Посреди сцены стол, он и для трапезы, и вроде хирургический. Периодически на этот стол взбирается Ванечка и сворачивается калачиком, словно жертва на заклании.

2-ая часть приводит на сцену "заботливых коллег" доктора Андрея Ефимовича, непрерывно орущих "Дорогой коллега, Вам пора отдохнуть". Доктору всучивают саквояж, и начинается вторая пьеса Пярта "Summa", символизирующая путешествие Доктора вместе с его "другом" Михаил Аверьянычем. Они изображают круговые движения,  но не могут сладить "в унисон" - с Ванечкой у Доктора больше общего, и Андрей Ефимович устремляется домой.

3-я часть - Доктор вновь "беседует с Ваней, сближаясь с его "прозрачно-призрачным" миром.Это смысловая реприза спектакля - музыка первой и третьей пьес различная, но схожая в эмоциональной условности.  Иван ослабел, мир истоньшился и снова замер, он уже не в ожидании, а в "предсмертном мерцании". И  вновь движения Вани и Андрея параллельны, "в унисон", сквозит идея одиноких заблудших душ, не способных жить в реальном мире. Это "третий Пярт" "Spiegel im Spiegel". Самой большой находкой спектакля смело назовем музыку Пярта - она, действительно,  волшебна и "завораживает" все действие на сцене, а тела танцовщиков изгибаются и вибрируют, словно пальцы на скрипичном грифе.

"Палата N6" - одна из лучших работ Поклитару, в ней абсолютно органичны музыка, идея и сама постановка. Ничего лишнего, царит Пярт, "натянувший невидимые струны" сквозь сцену. Поклитару оставалось только правильно "настроить" свой "инструментарий" - тела танцоров, послушные пальцам невидимого скрипача...

В итоге струнная медитация заблудшей души кончается падением Доктора со сцены прямо в оркестровую яму! Он так же, как Ванечка, становится пациентом пресловутой Шестой палаты и гибнет под "неусыпной заботой" коллег.

Палата №6 – спектакль о непонимании. О том, как часто непривычное выдается нами за отклонение от нормы. Доктор, нашедший самого интересного собеседника в пациенте-сумасшедшем, сам воспринимается окружающими, как сумасшедший. Тонкий, интеллигентный человек – он выходит за рамки привычного, банально-«нормального» круга общения и становится изгоем, окруженным лицемерной заботой. Его оберегают советчики-«друзья», скрывающие желание избавиться от раздражающего своей непонятностью человека.

Из моей книги "Раду Поклитару. Свободный танец"