Песня в картине

Александр Белислав
На "Вернисаж Конкурс 32" http://www.proza.ru/2015/10/22/209 по картине №2  Дариуша Климчака в оригинальном размере - http://www.proza.ru/2015/07/15/746 .

                Чёрный ворон, что ты вьёшься над моею головой?
                Ты добычи не дождёшься, Чёрный ворон, я не твой...
                Из казачьей песни

      Под зелёным кустом умирал казак... Верный друг-станичник, с которым он пришёл из родных донских краёв к воюющим ущельям Кавказа, вынес его с поля боя и снова ускакал в сражение. И вещая птица Чёрный ворон кружила и кружила над кустом, ожидая отлёта Души воина, не желающей покидать богатырское русское тело с храбрым и любящим сердцем, с лихой головой и с могучими руками, в сознании которого проходят чередой картины милой родины, где ждут дорогая маменька, милая жёнушка и славные детки. Заполонила Душу казака ТОСКА, что не дождаться ему желанной встречи, а суждено умирать в ОДИНОЧЕСТВЕ.. И заговорила его Душа с Чёрным вороном  песней:
- Чёрный ворон, что ты вьёшься над моею головой?
Ты добычи не дождёшься, чёрный ворон, я не твой...

Картина - в телеге, ДРЕБЕЗЖАЩЕЙ по степному бездорожью, умирает казак... Это запел старинную песню возница-станичник, завидев пролетающего ворона. На телеге автомобильные колёса, станичник одет в современную одежду, на лошади новая сбруя, украшенная модным жёлтым шарфом, а бескрайняя степь, ГУСТОЙ туман, сквозь который еле проглядывает низкое солнышко, верная лошадка, сумерки дня (или жизни?) и тоскующая душа человеческая всё те же, что сопровождали жизнь и наших пращуров.
- Что ж ты когти распускаешь над моею головой?
Иль добычу себе чаешь? Черный ворон, я не твой!

Поёт современный человек, и ему ДОСТАТОЧНО песни, чтобы понять своего предка, ждущего смерти и тоскующего о дорогой сторонке и любимых женщинах, с которыми всегда и навечно сердце воина, отдающего жизнь за родные края. Все люди и во всех народах понимают такие песни и уважают жертвы "среди битвы роковой".
- Завяжу смертельну рану подарённым мне платком,
А потом с тобой я стану говорить всё об одном.

"Всё об одном"... Во все времена на пороге смерти последнее сознание "видит" родные края, маму, любимую и счастливо ощущением исполненного долга.
- Полети в мою сторонку, скажи маменьке моей,
Ей скажи, моей любезной, что за родину я пал.
Отнеси платок кровавый  к милой любушке моей.
Ей скажи — она свободна...

Впереди ночь, скорбная телега уходит в неё, кончается песня...
- Вижу, смерть моя приходит, — Черный ворон, весь я твой...

Но жизнь вечна! Она продолжается в полёте птицы, в бодром шаге лошади, в улыбке возницы, в подаренном женщиной солнечном шарфе, как тонко передал художник в картине. Все спешат домой, к своим любимым. Значит, умер казак не зря! Его беЗсмертная душа продолжает жить среди нас и рассказывать песней о лучших человеческих чувствах, находящих  отклик с набежавшей слезой во всех добрых сердцах.

 Многое можно увидеть в картине, написанной талантом и сердцем.