Обитатели подземелья. Война крупным планом

Борис Бем
 ОБИТАТЕЛИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ          Неизвестные эпизоды второй мировой...

             Живые свидетели :

342 дня выживания евреев в горной пещере под страхом смерти

  Все меньше и меньше остается белых пятен в истории второй мировой войны. Вот и не так давно в американский кинопрокат вышла пронзительная и удивительная документальная  лента режиссера Джанета Табиаса,под русским названием: «Нет места на земле» Работа над этой картиной заняла  долгие шесть лет, а непосредственно в съемках принимали участие не только выжившие и постаревшие герои этой исторнии, но и профессиональные актеры.
  Этот фильм посвящен сульбам тридцати восьми членам пяти еврейских семей-жителей Борщевского района Тернопольской области. Так уж вышло, что именно они, в октябре 1941 года сумели найти единственное укромное место,если не на Земле, то , во всяком случае на лесистой территории Западной Украины. И этим самым укромным местом стали лабиринты и гроты пещерной системы Озерная. Эти люди, в том числе старики и дети в возрасте от двух до семидесяти шести лет провели под землей,только в Поповой яме 342 жутких дня, побив все рекорды выживания в таких природных условиях. Официальный рекорд согласно книге Гиннеса -208 дней.
  Впервые, после погружения во тьму,солнце над головой эти люди увидели 12 апреля 1944 года,когда территория Западной Украины была освобождена от фашистских захватчиков. Однако,радоваться свету и солнцу узникам подземелья пришлось недолго. Местные власти не очень –то обрадовались пещерным гостям. Никак не верилось в то, что это физически возможно выжить почти без воды и элементарной пищи. К счастью, большинству героев удалось избежать репрессий,многим изз них удалось несколько позже перебраться на постоянное место жительства в Северную Америку. Очень странно и между тем  крайне удивительно, что мир узнал об этом ярком  военном эпизоде лишь спустя шестьдесят лет, и то благодаря одному американскому спелеологу.
    В начале девяностых годов прошлого столетия бывший полицейский с берегов Гудзона и известный исследователь пещер Крис Никола оказался одним из первых американцев,вызвавшихся приехать на Украину с научной целью изучения гипсовой пещерной системы Озерная. Особенно его привлекла пещера «Попова яма»- одна из самых протяженных пещер мира.
 Американский энтузиаст обнаружил внутри гротов следы жизни людей: пуговицы,рваную застаревшую обувь,надписи, накарябанные на стенках. Крис Никола так увлекся  занятием,что это дело оказалось главным  хобби американца. Он долго и обстоятельно беседовал с местными жителями. Именно от них он узнал о том, что во время войны здесь прятались  евреи, однако, об их дальнейших судьбах ничего не было известно. Прошелся слух, что все обитатели подземелья погибли,но были и догадки о том, что кто-то из них мог и выжить...
   Американец потратил около десяти лет жизни на изучение архивов, библиотечных материалов, обширной информации из других источников,стремясь ухватиться за ниточку,ведущую к разгадке этой тайны, все было тщетно. И только в канун 2003 года забрезжил свет в этой большой тайне -пытливый Крис  неожиданно получил письмо от некоего Эда Вогеля. Этот господин смело утверждал о том, что его тесть, семидесятичетырехлетний Соломон Векслер-один из тех подземельных героев,кто обитал в то время в Поповой яме. И пошла раскручиваться исследовательская спираль. Старик Векслер живо откликнулся на призыв спелеолога, познакомил Криса с  членами своей семьи и другими бывшими обитателями пещеры, которые остались в живых. Одна из героинь того времени Эстер Штермер,оказывается,уже успела издать в Канаде в 1975 году свои воспоминания под  названием: «МЫ  БОРОЛИСЬ ЗА ВЫЖИВАНИЕ»
  Из разговора с Эстер и другими бывшими скитальцами выяснилось, что на первом этапе схрона в пещере было около семидесяти евреев разных возрастов. Они нашли приют в пещере Вертеба. Место это оказалось не совсем удачным,потому как было широко известным. Сюда несколько раз наведывались полицаи с собаками:в итоге несколько человек погибли на месте,а около трех десятков людей попали в лапы гитлеровцев,застигнутые врасплох во время нечастых рейдов за продовольствием и водой. Фашисты даже подорвали вход в пещеру,но тридцати восьми смельчакам удалось выбраться из завалов и перебраться в другое безопасное место. А проводником оказался местный лесник Мунко Любодзин. Он знал здесь каждую тропинку и чувствовал себя  в лесу настоящим хозяином. Неприметный вход в пещеру  Попова яма располагался на поляне возле ущелья. Туда местные жители складировали останки домашних животных. В этой массивной пещере с источниками родниковой воды, природной вентиляцией и запутанными лабиринтами ходов беженцы и провели долгие 342 дня. Температура внутри   подземелья не поднималась выше десяти градусов тепла, однако,к удивлению, никто из 38 обитателей ни разу не заболел. В качестве же импровизированных фонариков они использовали пузырьки из под лекарств,заполненные керосином.
   Вот как Крис Никола вспоминает позже о днях этой украинской экспедиции:
    « Это просто странно и жутко невероятно. Отправляясь в пещеру,я надел специальную обувь, дабы не получить растяжений и травм,облачился в термобелье,позволяющее избежать гипотермии,специальный костюм и надежные перчатки. С собой у меня было три независимых источника освещения-таковы стандартные правила спелеологии».
    ...И все эти хлопоты предпринимались только ради однодневного посещения пещеры. И как эти отважные люди без какой либо подготовки и рабочих навыков провели там почти целый год? На этот и другие вопросы американец много позже, в 2007 году ответил в своей книге «Тайна Повой ямы:история людей, переживших Холокост»
   Вот как вспоминает об этом периоде скитальчества  одна из героинь темного царства Эстер Штермер:
     « Сырая темная пещера давила на нас мраком,но мы все же ощущали себя в относительной безопасности. Проход в пещеру был очень узким, и полицаи боялись залезать сюда поодиночку,а для карательной операции у немцев не было оснований. Рейды за продовольствием мы делали крайне осторожно и по ночам, не привлекая к себе внимания. Как это ни странно,но у нас были и свои импровизированные «кровати», и даже «подушки» Здесь мы и спали, проводя в горизонтальном положении по 15-20 часов в сутки,сохраняя тем самым энергию : ведь спящий человек меньше ощущает голод.
    Помимо голода нужно было бороться и с главным врагом-холодом. Нашим мужчинам приходилось подниматься в глубины леса и пилить деревья на небольшие бревна,а потом  таскать их в пещеру. Конечно, нельзя было избежать шума, и мы этого очень боялись. Несколько раз  находились на краю гибели. В июне 1943 года немцы пригнали большую группу местных жителей, которые и засыпали единственный выход из подземелья. Нашим мужчинам удалось отыскать узкую расщелину,недалеко от заблокированного выхода, и за несколько дней каторжного труда они расчистили проход, заодно укрепив несущие стенки. После этого провала  добытчики наши притаились и долгие шесть недель не выходили на поверхность. А немцы в это время,очевидно, с облегчением вздохнули. Они посчитали, что с подземными обитателями им удалось, наконец, то расправиться»
   А вот как вспоминает это время брат Эстер –Шулим Штермер:
       «Местные полицаи наивно думали о том, что люди подземелья вооружены до зубов,кроме того они были наслышаны про хитрые лабиринты, а это было очень опасно для вторжения во тьму:ведь плана подземного царства и вовсе не было, точнее его и не существовало. Все это лишний раз играло нам на руку.
     Однажды, в ноябре 1943 года наши мужики совершили  таки прокол. Возвращаясь из очередной вылазки за продовольствием уже у самого входа в пещеру, мучеников-скитальцев настигла небольшая группа полицаев. Хорошо,что когда эти продажные белоповязочники подошли к расщелине, там уже успел скрыться c мешком муки последний из  участников рейда. Преследовать в темноте полицаи отказались и вернулись в село не солоно  хлебавши.
   --И все же, --продолжает свой монолог Шулим,-нам удалось выжить не столько за счет пищи и воды, сколько за счет  нашей спаянности и единства. Мы не стали разбегаться по разным углам, а цепко держались друг за друга.
  А 12 апреля 1944 года наш проводник лесник Мунко бросил в пещеру бутылку с запиской. Так мы узнали о том, что немцы покинули наш район.  Просто и не верилось в то, что самое страшное осталось позади и можно безбоязненно выйти на поверхность. Все мы испытывали огромную радость и прилив сил.
  Окончилась война. Все мы вернулись в мирную жизнь, а уже значительно позже судьбы нашей семьи повернулись в сторону Канадских берегов. Большая часть обитателей подземелья нашли свой последний приют в Канаде, в том числе и члены нашей многочисленной семьи.
  А в украинской пещере до сих пор остаются немые свидетельства того жуткого и тревожного времени. На низких сводах этой каменной темницы до сих пор остаются нестертыми, написанные сажей наши имена. Пусть потомки,которые сегодня живут на земле не забывают это время, полное горя,драматизма и человеческих страданий.»
   В 2010 году четыре бывших узника Поповского подземелья побывали  в Украине в сопровождении своих многочисленных внуков с целью посетить пещеру,сохранившую им,отважным героям ,жизнь.
  Никто не забыи и ничто не забыто! И пусть же эта проникновенная жизненная история никогда не повторяется. Цивиллизованный мир должен жить без войны. И люди  сегодняшней планеты это очень хорошо понимают. И нам ничего не остается, как надеяться на Бога и человеческий разум...