Лондонские хроники. Пикантный огурец

Борис Готман
 
    Рассматривая в Барселоне  один из её самых известных символов -  145-метровую башню Агбар, которую каталонцы окрестили  просто "огурец", мне захотелось увидеть  подобный "овощ" и в Лондоне.
 
    Кстати, прозвища "огурец" или "корнишон"   (The Gherkin)
тоже пришли в Испанию из британской столицы,  жители которой прозвали  так Башню Мэри-Экс, 30  или Сент-Мэри Экс 30 (30 St Mary Axe) — 40-этажный  небоскрёб высотой 180 метров.
 
    Правда, краткое  название  "огурец"  оформилось не сразу, поскольку поначалу  необычная  форма  здания  будила необузданные фантазии жителей и гостей города.
 
    Эти фантазии выливались в  прозвища,  дававшиеся ими  новой высотке.
 
    Самыми приличными  из  них  были "эротическая сигара" или  "сексапильный  огурец".  Со временем такие длинные названия надоели и потому были заменены вполне цензурным "огурцом".
 
    Получилось некое противоречие между официальным именем небоскрёба и его прозвищем, поскольку  название    Сент-Мэри Экс  связано со стоявшей на его месте  много веков назад  церкви Св. Марии, Св. Урсулы и её 11000 дев.

    Церковь эта не существует с 1561 года, но в память святой и всех её дев назвали  улицу, где когда-то была эта церковь, а сейчас стоит высотка.

    Правда, бывшая церковь дала  только первую часть названия  улицы,  вторая его часть произошла от  топора (Ахе), который был нарисован на вывеске расположенной недалеко таверны.

    Топор, наверно, тоже не случайно  приобщился к названию улицы. Сравнительно недавно на месте нынешнего "огурца"  стояло здание Балтийской биржи,  повреждённое при теракте, устроенном  ИРА  в 1992 г.

    Ещё по дороге к небоскрёбу  наш гид Анна рассказала, кем  была и чем прославились святая Урсула и её 11тысяч (!) дев.

    Дело было в IV веке.  Урсула была почти обыкновенной британской принцессой, ну,  не совсем  обыкновенной – обратилась она в христианство.

    Юная принцесса-христианка была так прекрасна и мудра, что слухи о ней  дошли до самых дальних стран.

    И вот  один принц  из могущественного царства-государства возжелал её в жёны.

    Но у Урсулы было две проблемы: во-первых, она вообще не хотела замуж, во-вторых, тот принц был ещё и язычником.

    А у язычников сами знаете как: ты за меня замуж не пойдёшь, так я пойду на твоего папеньку-короля, причём  со всем своим войском…

    В общем, как говорится, сделал принц предложение, от которого нельзя отказаться!

    Но Урсула была ведь не только красива, но и мудра!

    И придумала она маленькую невинную девичью хитрость: на брак согласилась, но при условии, что для утешения пришлют ей десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать по тысяче девиц.

    И ещё должны ей дать на три года корабли с матросами, чтобы могли благородные девы посвятить эти три года своему девичеству.

    А принц во время этого девичника должен принять христианство и азы его постичь…

    Собрали ей благородных дев из многих королевств  и пока готовили им корабли, обратила Урсула своих новых подруг в истинную веру.

    Повела Урсула свои корабли в сторону Галлии в порт Киэлла, оттуда девушки направились в Кёльн.

    В Кёльне явился к Урсуле во сне ангел и передал ей указание предстать со всей её общиной пред очами папы Римского Кириака.

    Потом девицам предписывалось вернуться в Кёльн и принять там мученическую смерть.

    Забегая вперёд, следует отметить, что и Урсула, и подружка её Кордула стали известными и почитаемыми святыми, а вот о достойном папе Кириаке (именно о папе с таким именем) больше никаких сведений нет.

    В Риме папа Кириак, знавший о мученичестве, уготованном девушкам, снял с себя сан и направился с барышнями в Кёльн.

    Недалеко от Кёльна на девушек напали гунны, одинаково ненавидевшие и христиан, и тех, кто дал обет безбрачия…

    Кордула, подруга Урсулы,  видя, что гунны творят с девушками, спряталась. Но на другой день она устыдилась своей слабости,  предстала перед гуннами благочестивой христианкой и приняла мученическую смерть.

    Урсула, в которую успел влюбиться предводитель гуннов, погибла последней: отвергнутый вождь собственноручно пронзил её стрелой.

    Католическая церковь объявила Урсулу и  Кордулу святыми мученицами  за веру.

    Остальные невинно  замученные и убиенные тысячи дев остались безымянными…

    Всё,  пришли, можно отвлечься от древних ужастиков.  Правда, ненадолго - нынешние гунны ничуть не лучше…

    Перед нами открывается вид на лондонский "огурчик".

    Естественно, если уже видел другой, барселонский,  не скажешь, что они вообще похожи.

    Тем не менее, после того, что оба проекта были одновременно представлены на выставке в Венеции,  начали  распространяться  слухи о неком "заимствовании" или  "взаимовлиянии".

    На самом деле, в отличие от барселонской, лондонская башня, как настоящий огурец, сначала расширяется от 49 метров у основания  до 57 метров на уровне семнадцатого этажа, а затем плавно уменьшается в диаметре до 25 метров.

    Максимальный диаметр лондонского здания почти на 17 метров превосходит  диаметр барселонской башни.

    Автор проекта Норман  Фостер, архитектор с мировым именем.

    Снимки в Барселоне и в Лондоне я делал с примерно одинакового расстояния, поэтому фотографии на коллаже отражают реальную разницу в размерах этих двух высоток.

    Конструкции этих башен также различны. В отличие от барселонского Агбара, конструкция  Сент-Мэри Экс  выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием.

    Общим для обоих зданий является их высочайший технический и экологический уровень.

    Надо отметить, что априори круглые здания значительно экономичней традиционных прямоугольных зданий той же площади: для их строительства требуется примерно на 20% меньше материалов, их сметная стоимость на 30 – 40 % ниже, расходы на обогрев или охлаждение почти на 60% меньше.

    Кроме того, круглые здания устойчивее к воздействию ураганов и землетрясений.
 
    Как выглядит башня снаружи видно на моих снимках. Внутри там тоже весьма комфортно (снимать нельзя!), есть зимние сады, под куполом расположена смотровая площадка с круговым обзором.

    Последние  этажи Сент-Мэри Экс  занимают 19 (!) ресторанов, 17 из них специализируются на определённой национальной кухне, а два – "Dukes" и "The Poet Restaurant"  предлагают  интернациональные блюда.
 
    Все посещения этого здания должны быть согласованы с его администрацией заранее.