Читая фронтовые письма

Николай Скулов
            В краеведческом музее Перовской средней школы Гусь-Хрустального района хранится фронтовое письмо,  датированное девятнадцатым августа 1944 года. Написал его Иван Сергеевич  Миронов с передовой Западного фронта своей старшей сестре Нюре и  всей семье, проживавшей  в д. Часлицы нашего района.
            Ровным почерком,  на потертом тетрадном листочке написаны берущие за душу, проникновенные слова, в которых отражены  вся  солдатская мудрость, тоска по Родной Земле, безмерная любовь к  своим близким,  к Жизни вообще:
                « В дыму разрывов небо голубое,
                Свистит свинец у самого виска.
                И о тебе все в этом пекле боя
                Я вспоминаю, милая сестра!»

                Добрый день!
        Здравствуйте дорогие родные папа С.Н., сестра Нюра  и  кресна Дуся с ее маленькими дочками Валей и Маней. Шлю я вам свой братский сердечный привет и всей душой желаю вам наилучших успехов в полевых работах и во всей домашней жизни. Дорогая Нюра, я сейчас сражаюсь в жестоких боях с проклятыми врагами. Пока жив и здоров и прошу обо мне сильно не беспокоиться. «Жди меня, и я вернусь…» Придет время, когда мы разобьем захватчиков и вернемся на родные поля и с какой охотой я бы сейчас поработал на них. Все уже спеет. Работайте усердней и больше давайте всего фронту, а мы будем ковать победу. Пиши, дорогая сестра, о своей жизни и работе. Ты знаешь, какая это радость на фронте, когда получишь письмо из тыла, тем более из родного дома. Ну, а пока до свидания. Ваш брат Ваня Миронов. Привет всем родным».
 
        В то время на Западном фронте шли бои по освобождению Прибалтики.
Напряжение боев было невероятным. Безжалостная  военная «машина» Вермахта доживала свои последние недели и месяцы, но не собиралась сдаваться. Как гигантская стальная пружина, она все сжималась и сжималась, угрожая в любой момент вырваться и распрямиться вновь!  И только благодаря безмерной  отваге русского солдата, прозорливости  советского командования, трудовому героизму тружеников тыла  удавалось  все дальше  дожимать эту пружину, до полного ее слома…
      Из рассказов родных Ивана Сергеевича Миронова стало известно, что он был артиллеристом и погиб в Латвии в конце октябре 1944 года, за полгода до Победы…
       Меня заинтересовали строчки  простых  и светлых стихов, приведенных в письме. Кто их автор?   
          Одно время, я относил их,  к своеобразному солдатскому  фольклору, родившемуся на фронтах Великой Отечественной, когда стихи  помогали бойцам переживать грязную прозу войны, коротать время в редкие минуты затишья между боями. Но у этих стихов нашелся автор!
          Помог господин Случай.  Будучи автором одной из страниц школьного портала в ИНТЕРНЕТе  я приобрел множество друзей – педагогов по всей России.   Они оказывали мне большую помощь в проведении исследовательской работы.  Мы обменивались  информацией, литературными данными, проводили совместную поисковую работу. Так я познакомился с педагогом-организатором МОУ «Гимназия №3» г. Белгорода Даньковой Галиной Аркадьевной. Она прислала мне стихи, написанные во время войны, где были именно эти знаменитые строчки: « В дымах разрывов  небо голубое…» и познакомила меня с внучкой автора стихов Плотниковой Еленой Сергеевной. И вот что я узнал:
    -   Автор стихов, дед Елены Сергеевны  – Прокофий  Павлович Лужанский. Родился он  в 1910г. в семье разорившегося польского дворянина, в  небольшом уездном городке Гнивань Львовской области. Имя Прокофий дал ему православный священник во время крещения в сельской  церкви, а дома его все звали Полем. Поль рано начал свою трудовую биографию и с 13 лет уже работал подмастерьем на сахарном заводе под Киевом. Его послали учиться в ремесленное училище, а потом и в институт, который он закончил в 1932г., вернувшись на завод начальником цеха. В институте Поль полюбил красивую девушку Софью с длинными русыми косами.  В это время он и начал писать стихи. В 1935г. Поль и Софья поженились.  Перед самой войной у них родились две дочки Наталья и Татьяна.
           Поль с первых дней войны ушел на фронт, стал командиром артиллерийского дивизиона и на два долгих года потерял связь с семьей, оказавшейся  с октября 1941 г. в оккупированной зоне.  Тревога за жизнь жены и дочек, постоянные мысли о них заставляли  сурового командира артиллерийского дивизиона, капитана Лужанского в редкие часы затишья браться за перо и писать жене Сонечке письма в стихах. Быть может эти стихи, как молитва солдата и спасли его семью от предательского доноса, фашистского плена, пыток и издевательств.
          Зато счастью не было предела, когда Лужанский узнал,  что его семья жива и невредима!  Он писал:   - Мои дорогие Соня, Талочка и Танюша! Когда узнал, что вы на оккупированной немцами территории… в жизни не было так тяжело на душе…  Ну, а теперь очень хорошо.-
           После такой  радостной вести и появились стихи, удивительным образом разлетевшиеся по всем фронтам Великой войны, передаваемые из уст в уста, сохраненные на клочках фронтовых газет:
             Осенний дождь хлестал кусты,
             И над землянкой ветер злился.
             Мне этой ночью снилась ты,
             И наш завод далекий снился.
             Опять зима над русскими полями…
             Ты писем ждешь, недели торопя,
              Их много с фронтовыми штемпелями
              Скопилось за два года у меня.
              Пускай у писем далека дорога,
              Но мне от писем хорошо моих:
              Ведь эти письма я руками трогал,
              И ты, читая, будешь трогать их…
              В дымах разрывов небо голубое,
              Свистит свинец у самого виска.
              Ты далеко. Но в этом пекле боя
              Как никогда, ты стала мне близка.
              И то, что пули пролетают мимо,-
              Мне верить хочется среди огня,
              Что ты со мной присутствуешь незримо,
              Своей любовью бережешь меня… 
                Эти стихи, выражающие  мысли и чаяния всех бойцов на фронте, конечно же понравились и артиллеристу Ивану Миронову. Поэтому  он сделал строчки  из них своеобразным эпиграфом своего письма в деревню Часлицы и посвятил сестре…

        В текстах фронтовых треугольников, в этих  «обнаженных» письмах без конвертов,   много раз проверенных, замусоленных  цензурой, можно уловить  глубинный смысл человеческого бытия.   От этого  просто « бегут»  мурашки по коже:                -   не смотря на то, что  в войну «правят бал» Смерть и Горе  - они не могут убить в человеке душу, потому, что, даже тогда, миром правит ЛЮБОВЬ!!! По своей сути это  и есть главная мысль Нового Завета -  станового хребта, основы  христианской веры…
        И именно это является главным мерилом всех мыслей и поступков людей на войне. У кого любви в сердце нет – те малодушничают, становятся трусами и предателями. Другие, не смотря ни на что, остаются людьми, часто смертью попирая Смерть:       
    -   Младший брат Ивана Миронова  -  Дмитрий Сергеевич Миронов был танкистом. Участвовал в боях на Курской дуге, был тяжело ранен и попал в госпиталь г. Балашово Саратовской области, что располагался  на берегу Волги. В октябре 1943 г. он уже стал подниматься с медицинской койки и, в перерывах между процедурами,  любил гулять по берегу реки…
     …   В тот день Дмитрий заметил стайку мальчишек - подростков, копающихся в песке у самой воды. Приблизившись к ним, он увидел в руках одного их них гранату с сорванной чекой!  Граната упала на песок.  До взрыва оставались считанные секунды,  и  Дмитрий накрыл ее своим телом. Похоронили его на местном кладбище…-