Рай на земле сибирской у деда Чернозема

Алексей Малышев Сказитель
 АВТОРЫ ЕКАТЕРИНА И АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВЫ


ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ

                РАЙ НА ЗЕМЛЕ СИБИРСКОЙ У ДЕДУШКИ ЧЕРНОЗЕМА


 Пришла мать моя  в Орловку на  улицу Полярную, в дом восемнадцать. И беседовала там со знаменитыми старожилами. Бабушкой Чернозем Марией Трофимовной, двадцать девятого года рождения и дедушкой Черноземом Романом Ивановичем с того же года.
Дедушка у него был ровесник самого Ленина, еще с тысяча восемьсот семидесятого года.

  И жили изначально Черноземы на Украине под Киевом. Дед Ивана считали образованным человеком, ибо он получил  четыре класса церковно приходской школы. Сюда  приехал за своим сыном Романом. Дед - украинец приехал зимой и ужасался, как страшно холодно здесь и какие суровые условия.

Но когда наступила весна и снега сошли, он удивился. И когда его привели на пашню, старый хлебороб плакал, как Ян, и говорил, что такой земли нет даже на Украине. Не видал нигде такой жирной и полной силой почвы.


Деревня Высотино называлась Филиппово, славилась богатством и всех к себе приглашала. Но они семья Новиковых отец и сын, предки нашего собеседника остановились на Ильинке. Красовалась Ильинка на излучине Кана и показалась она им раем на земле.


А деда взяли работать счетоводом от земства в Ильинке. Следом за дедом на другой год приехало сразу восемь человек с Украины. Местных жителей Ильинки называли чалдонами. Хохлы - так звали переселенцев с Украины научили чалдонов свиноводству.

Привезли хохлы с собой  украинских поросят. Очень хорошей породы.
Когда дедушка приехал в Ильинку, то он радовался на чернозем и на пашню которая у них давала большие урожаи. И когда все уродилось, люди были счастливы и славили Бога. Подарила природа изобильное зерно, гречку, просо, овощи, картофель, морковь, свеклу, дыни. Даже кабачки и тыквы. И  сказал тогда дед;» Господи, это просто рай на Земле».


Сын его был Чернозем Роман Филиппович тысяча восемьсот девяностого года рождения. Пошел сын мыть самородное золото. Мужчина он был высокий сильный, умный и красивый. Выбрали его бригадиром. Старшим в артели старателей. Внук его Иван Романыч так о нем вспоминал.


Дословно скажу. Помню летний вечер. Когда бабушка, еще дедушкина супруга, приносит лампу трехлинейку, большую с  красивым стеклом, заправляет ее керосином, ставит на большой стол. И стелит черное полотенце. Потом ставит на черное аптекарские весы и сейчас дед Роман староста старателей будет делить намыв золота за неделю. Дележка была каждый раз в их избе по субботам.


Двенадцать мужчин рассаживались на лавках. И с почтением слушали старосту. Как он объяснял дележку.
Роман Филипович всегда начинал с молитвы.  Читал недолгую молитву, крестился на образа и садился за весы. Золото у него было в кожаном кошеле примерно пять фунтов - килограмма два.


  Старателями были в основном мужики многосемейные. Этот дедушка, сын Романа помнит, что у одного из приходящих было одиннадцать малышей. А иногда жена с одиннадцатью детьми ждала во дворе, пока закончится дележка золота.  И у него даже прозвище было,  как у бригадира. Про него говорили:»Вот идет Роман Старательный». Звали его так за точность и честность да за исполнительность и справедливость. Во всем Роман Старательный был безупречен.


Остались у них на подворье  еще старые лотки и сита. Под золото подкладывали черные тарелки, чтобы его было видно.
Водилось то время очень много лосей. В день раза три переплывали Кан лоси. Медведей бродило очень много. Держали особую заготовительную артель на грибы да ягоды, коренья и сдавали все это.


Женщины из этой лесной бригады всегда кричали, что  не пойдут в лес, на тропах часто видели свежий помет. Медведь там ходит. Опасно.
На Богунае медведь встречался особенный, бурый с белым пятном на сердце. Если хочешь попасть в медведя - стреляй на белое пятно и не ошибешься. Белое пятно слева на сердце вот такие меченые медведи. Если встанет на задние лапы, видно на груди слева белое пятно.  Богунайский медведь. Если шкуру принесут охотники, а на ней белое пятно то это богунайский медведь.


С тридцать первого года от Ильинки начал ходить паром. Паром гоняло водой, несло течением. Трос был натянут и закреплен на баржах. Паром был такой  здоровый. что на него полностью въезжала большая молотилка.  Переезд на пароме стоил пятачок, пять копеек. На случай беды при пароме был большой якорь. Если что случится, или оборвется привязь, паром останется как плот на плаву , якорь бросят и будут ждать помощь.


Работали на пароме два матроса. Плыл этот плот из Ильинки на другой берег. Связывался огромный штурвал парома зубчатой передачей с особыми вертикальными веслами. Управляли весла движениями парома. Походил он на корабль.
Школа находилась в Усть Барге. И когда подрос Иван, сын Старательного Романа, он ходил в школу в Усть- Баргу. А четыре класса было в самой Ильинке.
Черноземы сначала жили в Ильинке, а когда дочка подросла, пошли работать на прииск Богунай.


Богунайская приисковая контора подчинялась компании «Енисейзолото». Жайминское отделение от  Манского района.
Иван Романович устроился младшим бурильщиком на буровой. Работа состояла в том, что бурили буром грунт и на конце сверла смотрели золото. До той поры, пока на керне не находили золотые искры. Бурили снова и снова, пока не появиться золото. Они определяли. что чистое золото находится на глубине пять тысяч метров.
Вынули, допустим, двенадцать керн и все были запачканы золотом. Они как бы делала и прогноз, куда направлять выработку. куда направить шахтную выработку.


В тридцать пятом году стали строить дорогу на Богунай. Проложена она была по камню, по природной скале, которую чуть подрезали и обработали. Дорога эта вечная, она и сейчас как новая. Иди и иди. Хоть сейчас можно поехать. Главным инженером дорожного строительства был кореец Ким. Но его расстреляли в тридцать седьмом году вместе со всеми.



После того как построили дорогу, в тридцать шестом году поставили на Богунае дровяную электростанцию. И для нее заготовляли и рубили лес. При Богунайском Руднике сделали подсобное хозяйство. Рядом с ним трудился колхоз Красный садовод. Он снабжал ягодой - викторией всех. А в Ильинке славился он тем, что в нем гнали паровую самогонку и снабжали ей всю округу.


Затем пригнали на Богунай пленных японцев. Пленные трудились на заготовке крепежного леса. Дедушка помнит, что трактора возили лес по замерзшему Кану для дровяной электростанции. И вообще зимняя дорога шла по Кану. Возили по зимнику лес  на станцию. А обратно, назад, везли золото и обогащенный концентрат золотоносной руды. Там и был обогатительный цех. Ил-завод.
В то время собирали ягоды жители поселка Богунай. Ходили они по ягоду в особых сетках. Одевалась сетка густая такая, и в ней ходили по ягоду.  Столько было мошки. Тучи целые. Очень много.



Переходы животных все помнят и подтверждают. Переходы белок они видели. Каждый год прилетали лебеди. У Кана есть приток Чаруха, он выходит почти к Богунаю Там всего две версты до поселка. На Чарухе жили лебеди. А  во время паводка, как только рыба зайдет с Кана в устье Богуная метров двадцать-тридцать, так она уже плывет дохлая. Сразу умирала. Такая ядовитая весной там вода. В самом поселке Богунай была метеостанция с рацией. И площадкой небольшого самолета. В конторе от богатства была теплая уборная. Невиданное тогда дело.


Было такое, что запомнилось. Рассказали Черноземы такую шутливую историю.
  В то время топор был не просто топор, а самая необходимая в хозяйстве вещь. Им кололи дрова, и кроме того, рубили проруби на реке. Одни проруби вырубались для питья, а другие для того. чтобы полоскать белье.
И вот однажды вышел на лед дедушка один.  И уронил топор свой в прорубь. Зима лютая. Ехать в Заозерку покупать топор немыслимо. Ехать в Заозерку целая история. Нужно оказию какую-нибудь. Далеко.


 А у него топор еще непростой.. Ценный. Кован из местного болотного железа, на века деланный. Такая сталь, что рубит все.   Хоть и камень, и острый, как бритва. Тот самый , какие делали древние зыряне.


Решил дедушка, во что бы то ни стало, достать свой топор. Смотрит дед в прорубь и видит. Лежит его топор спокойно на песочке на дне чистого Кана. Побежал дедушка домой и привел бабушку. Дал ей в руки веревку и говорит. Я, мол,  сейчас нырну в прорубь, привяжу топор к веревке, а ты тяни а уж я как-нибудь выплыву.  Разделся дед до исподнего, перекрестился и прыгнул в Кан.   Привязал топор к веревке. Бабка топор вытянула. А сам он вынырнул с реки выскочил и через  Ильинку побежал домой в обледенелом исподнем.


Забежал дед домой, сзади летит бабка за ним с топором.  Дома переоделся залез в перины. Сразу баню начали топить. Когда дед нырял на улице был мороз пятьдесят градусов. и он добежал до дома . Уже на нем была обледенелая одежда колом стояла и рубаха и порты. Но обошлось. Дед даже не заболел.



На руднике Богунайском служила кассирша. Слыла она богатым человеком по тем временам. Участвовала она в сдаче золотого концентрата государству, выдавала зарплату и у нее предположительно остались и есть боны не отоваренные. Денежные знаки для обмена на товары.

 
Колхоз красный Садовод снабжал фасованной ягодой Канск, Красноярск и все окрестные деревни. Говорят , что колхозом немец руководил. А в Германии клубника да виктория первые ягоды.
В деревне Усть-Барга было двести девяносто два двора и несколько бараков. Фабрики были на Усть-Барге.

Лесопильный завод находился там где памятник военным на Набережной. Где сейчас магазин садко был кирпичный завод. Имелся также небольшой пимокатный цех для валенков и цех жаропрочной кварцевой посуды. Там где сейчас телевышка. Возили с горы полевой шпат на конях. Обрабатывали и делали посуду которая не реагировали  на жару и мороз. Изменение температуры. Колбу можно было с огня бросить на лед и она не трескалась.


Мария говорит, что вся эта гора с Серпом и молотом из полевого шпата. Раньше там хотели открыть завод кварцевой посуды, но давно забросили все. При выезде из города есть заправка. Это раньше был сворот на Ананий хутор. На том хуторе было дикое количество грибов-рыжиков . Туда ходили все за рыжиками. И возили их с того хутора телегами. Росли энти рыжики в лесу около хутора. Это не лисичка. Рыжик он, как груздь, походит на сыроежку но весь ярко рыжий, почти оранжевый. Солят рыжик и жарят в отличии от груздя.


Водились в Кану щука, елец, пескарь, таймень. Перед  победой в сорок четвертом  году, пока мама вечером доит коров, Ваня Чернозем брал три удочки и шел ловить рыбу на ужин. Мама подойники заносит в дом, а Ваня большой таз с рыбой. Он только успевал насаживать червей на крючки рыба хватала их сразу. Столько было рыбы.
Часовню в Орловке разрушили в в тридцать втором году.  У многих людей тайно скрывался церковный инвентарь. Есть те, кто сохранил у себя  церковные вещи из часовни.

В Ильинке работала учительницей начальной школы Джумаева Нина Степановна. И она проживает в  четыреста четвертой комнате дома ветеранов.
Один раз в жаркий день, когда Иван еще был молодой парень и работал на руднике Богунай младшим бурильщиком, его артель попросила принести свежей водички. Взял он котелок и пошел на ключик. На ключ, ручеек, что протекал в лесу на Богунае недалеко от шахты.


Зачерпнул Иван воду из ручья и носом к носу увидел медведя, который тоже лакал воду из ключа. Медведь рявкнул на него и побежал в лес. Рявкнул и побежал. хорошо еще, что Иван на другом берегу зверя застал.


Отец его Роман после разгона артелей стал сапожником. Власти ему не верили, считали старателем, ходили к нему постоянно и требовали отдавать золото. И он их за это страшно не любил, прямо ненавидел. Потому что был честным человеком и ничего не скрывал для себя. А ему не верили.


А он делал обувь прекрасную, причем всякую и взрослую и детскую и женскую. У него для обуви были особые колодки. большой набор. И хранились они у него в таких бочках. Там были все размеры и все виды.

 
Власти хотели придти к нему и те колодки отобрать. Он не выдержал. Сложил все прекрасные колодки в большой костер и поджег. Не мне, сказал, и не Советской власти. Так не доставайтесь же вы никому. Так он не любил эту власть и постоянные ее проверки. Смех до и только. Но после костра от него все отстали. Угадал он волю властей. Сделал их работу сам.
При дележке золота одетые в вязанные жилеты мужики прятали золото в кисеты расшитые кисеты.
Детей любопытных мать отгоняла от окон.


Брюки на старателях были льняные. Молодые иногда носили бархатные шаровары. старые одевали в будни, а новые на праздник. бархатный костюм считался формой старателя, отличительным признаком. Вся артель в праздник одевала бархатные костюмы. бархат был лилового цвета. это было модно, редко коричневый или черный.  телогреек не носили вообще даже самые бедные люди.


В основном одевались в полушубки и и шубы  пушных зверей. шубы были лисьи ,медвежьи , заячьи.
Зайцев было так много, что их даже особо выгоняли с огородов женщины их всегда можно было увидеть в огороде. Лазили они по городам.


Мужские полушубки из овчины были вышиты серебром. Впервые он рассказчик увидел телогрейку в ремесленном училище в Красноярске во время войны в 44 году. Им выдали форму телогрейки. Но не на вате, а на овечьей шерсти. Самые бедные люди в царское время могли еще одеть собачью шубу, но это считалось верхом нищеты. Совсем значит был бедный. Нечего было одеть и сшил собачью шубу.


До революции очень модно был печь пироги. Все время пеклись всевозможные пироги. По деревне зимой всегда шли вкусные ароматы. Дух хлебный стоял. Пекли пироги и хлеб сами пекли. Пироги с грибами, ягодой, черемшой, с капустой. С зайчатиной, ее было много. Зайца и ловить не надо было, они сами шли в огород. Поставь петли да и все. Только снимай зайцев. Когда делили золото все собирались и ждали во дворе. Приходили жены старателей и прибегали дети и пытались заглядывать в окно.


 Как спасались вы от пьянства? Выгоняли пьяных из старателей. Не держали их. Отказывали им.


Встретил все были многодетные. Шесть семь считалось нормально и никто не удивлялся. мужики чувствовали ответственность и особой борьбы с пьянством не было. Не пили. паровой самогон стали гнать уже при советской власти в колхозе Красный Садовод.—я еще мальчишкой был. С шестнадцати лет пошел я на золотую шахту.

 И когда керн вынимают с глубины, его жало с алмазным наконечником и вот он весь в золоте. Конец то можно оставить. а вот это все, запачканное мягким золотом взять себе. И это место отмечали на карте. Что в этом месте достали керны все в золоте. Как разведка шахтной зоны.


   И шурфы копали тоже когда колодцами, когда траншеями. Мне молодому нравилось. Я все просил показать мне этот керн в золоте так было интересно. Вытащат старшие рабочие сверло-бур. Разберут его. Вынут крен запачканный золотом а у него сам-то конец в золоте, и как золото выдавливалось из него такой ободок золотой на нем.

 
Рассмотрят все горные мастера и потом старший говорит сбегай за чикушкой в магазин. Отметим такую удачу. И я как самый младший бежал в магазин в Ильинку. А там водку не продавали в рабочие время. Но потому как я дружил с девчонкой уборщицей, она выносила мне через задний ход чикушку тайно. Приносил я старым рабочим чикушку. Сколько же нас было? Бурильщиков четыре человека.

 А сам ты пил? Нет , мне не наливали, считался малой. А сейчас бы налили.

Если вот шла неудачная бурильня и золота не попадало, приходил керн пустой, то управляющий рудника ставил младших рабочих молодых следить за дорогой по два километра на парня.

 Вот богунайская дорога вся разделялась по два километра на каждого и мы ее прометали, чистили, рубили на обочине кусты прочищали. Но дорога из природного камня она вечная. Очистишь эту дорогу. Сделаешь свою работу и лупишь-ешь ягоды в кустах.


Зарплату давали всегда во время.
Есть такое время лесу когда лес цветет. когда зацветает сосна по весне. У нас Ильинке это время праздновали, дышать ходили в лес.
Держат старик  со старухой Черноземы корову с маленьким теленочком.  Доят коровку. Пьют свое молоко.
Помнят старики вольную сибирскую жизнь – крестьянский  рай на земле.



Имена и адрес в сказе подлинные. Дом опустел. На 2014 год в живых оставалась только жена Чернозема, но уже никого не узнавала.