Рассказы Германа 4. Аборигены

Юрий Смирнов 3
   
    -  Зять мой Валерий Павлович в свои  30 лет уже был майором и служил в Армении в своей воинской части. Нашу знаменитую артуху Пензенскую закончил. А там - сам знаешь, отбор жёсткий, чуть что- сразу по морде – в переносном, конечно, смысле. Но факт: остаются и заканчивают самые стойкие и способные. Твой внук, говоришь, тоже закончил? Ну, тогда представляешь,  сколько с них шкур дерут, особенно на первых курсах. Вот в артиллерии и служил.   Деловой  смолоду был,  хороший зять. На работе у него всё ладилось, быстро до майора дослужился.  И семью свою берёг и любил.  Жили они в Ереване в хорошей квартире, а городок располагался   в красивой местности. Природа там южная, армянская. Из окошка квартиры Большой  Арарат  красуется, что расположен в Турции. Граница то рядом, километров, наверное,   пятьдесят.   Любуйся сколько хочешь! Ну что не жить и радоваться? 

     Карабах где-то рядом….  Делят они его с Азербайджаном, никак не могут разделить. Мы навязались в посредники…. Ну как же? Союз! Старший брат!  Но  мы не только не помирили, но и ни тем, ни другим не угодили в этом многолетнем споре, чем вызвали у них лишь презрение и недоверие  арбитру.
 
        А как Союз начал разваливаться, армяне, как и в других республиках,  тоже захотели свою личную страну иметь. В сентябре 1991 года приняли «Декларацию о государственной независимости Армении».  Русских, которые всегда защищали их от геноцида турок и от других воинственных соседей, начали постепенно выживать.  Два  поколения сменилось. Старые забыли, а молодые и не знали свою историю. И общая вера не стала им помехой в своих безбожных поступках.

     И не столько потому, что не нравились русские соседи им, а потому что уж больно многим можно было поживиться, если  они уедут. Тут и квартиры им достанутся и учреждения и полная руководящая и хозяйственная власть и должности.   Промышленные и  сельскохозяйственные предприятия,  жилищный фонд со всеми коммуникациями останутся им,  то- есть полными  хозяевами они станут. Конечно станут, раз независимой стала  Армения, но…. Надо срочно! Потому что опаздывать в захвате и  делёжке русских позиций, квартир и имущества  "новые армяне" никак не хотели. 
 
     Теснить стали при всяком удобном случае и семью зятя. И в школе, и в магазине, и на улице можно было услышать намёки и  оскорбления. Многие, кому уехать можно было к родным в Россию,   уже квартиры стали продавать за бесценок. Воинский городок ещё как-то был безопаснее, хотя и в нём жило много армян. Да и куда со службы денешься  - надо терпеть.

      А тут, как на грех, Валерий недавно ещё машину  легковую купил.  А прав пока ещё нет. Куда её за бесценок продаст?
      Ну, решил в Россию перегнать в Пензу к родителям.
      Как раз отпуск небольшой разрешили. Созвонился  со мной. Договорились, что приеду  к ним и вместе поедем на ней  к нам в Пензу.  И вот я приехал, А он: «Давай махнём на море в Анапу! У меня всё -таки отпуск!». Ну, махнули. А эта Анапа такой заштатный городок, я и не знал,  думал курорт.  Разочаровался.

   Вернулись в Ереван, а время поджимает - отпуск скоро закончится. Надо ехать в Пензу. Самая короткая дорога через Ставрополь и Калмыкию.  И тут со всех сторон разговоры бывалых:  «Да куда вы через калмыков! Дикие степи, пустыня! А если мотор заглохнет? Жара под пятьдесят, ни ручейка, ни травинки. Там никто не поможет. За три часа из вас окорок получится». Один учитель географии  тоже говорил, что богом проклятое это пятно  на карте СССР: зимой до 35 мороза, летом -правда не пятьдесят, но почти 45 градусов жары бывает.   От этих только разговоров тошно стало. Другие, вроде, успокаивали, ничего, мол, прорвётесь. Хотя калмыки, не нашенской веры, буддисты, но раз у них свой  бог   есть,  значит помогут вам, если что случится.

       Ну что мы,  не мужики что ли?  Решили прорваться в Россию через ламаистов.  Ну и рванули  спозаранку, я за рулём, Валера за штурмана,  поскольку прав у  него нет, зато есть карта дорог по России, мелкая правда.  До Ставрополя доехали благополучно и даже хорошо.  Там и перекусили в столовой. А когда  местные узнали, что едем дальше через Калмыкию, покачали головами  и вздохнули очень сочувственно.   Нам эти проводы не понравились. Но не поворачивать же обратно в Армению... .

    И вот въехали мы в эту Калмыкию... .

       Вначале дорога была более - менее  сносная, и жара, ну,  всего лишь, за тридцать пять до сорока.  В машине  эти сорок казались нам под сорок пять. А к полудню уже стало не так  жарко, как знойно.   Не поймёшь, что лучше для верной гибели в пустыне..
       Настроение  упало. И даже очень. А ещё дорога какая-то не езженая, пыльная.   Кое – где встречались какие - то станы,  для скота, что ли?   Проехали мимо небольшого  безлюдного посёлка, улус называется по-ихнему.  Ни одного деревца!  И опять нескончаемая унылая степь с проплешинами солончаков. Мы старались гнать, чтобы скорее преодолеть эту чёртову полупустыню с её белёсыми солончаками и кипящим маревом, превращающим горизонт в миражи с водяными озерками.

      Ровная степь в одном месте стала переходить в небольшую низину. В стороне от дороги увидели нескольких верблюдов и небольшое стадо лошадей, а затем и небольшой улус. На подъезде  к нему у дороги то ли сарай, то ли сакля. Из неё вдруг резво  выскочили два калмыка и стали махать нам - один руками, а другой палкой, чтобы мы остановились.  Когда они подошли к машине, оказалось, что  и у другого в руках хорошая  такая дубина и оба они такие плечистые молодые батыры, что загляденье.   Очень не хилые. А рожи - как в фильме ужасов. Круглые, скуластые и жестокие,  и не глаза, а щели какие-то. Хари землистого цвета, как будто никогда не умывались.  Самое время перекрестится!  Чертей встретили!

      Когда  Валера вышел из машины, те сразу с  угрозой:
- Куда едете? Дальше нельзя!

      Ну, мы поспешно объяснили в два голоса, мол в центре России живём. 
- Платите по 1000 рублей! Каждый!
  И выразительно   дубинками поиграли.

- Да что вы ребята, за что? У нас и нет столько.
- Вы, русские,  едете по нашей земле, а мы теперь хозяева. Нам все платят. А то будем говорить по-другому.
 
   И всё это матом.   Для устрашения.

  -Ни хрена себе, подумал я. Аж сюда развал СССР дошёл. До дикарей. В форме бандитизма.  Однако, как хорошо    по-русски разговаривают!

- Да что,  вы побойтесь бога! –вспомнили мы их святого Будду.
- У нас и документы в порядке!

- Ка-а-ки-и-е   до-ку-ме-енты?,- аборигены  угрожающе шагнули поближе,- Платите!
 
       И дубинкой по капоту- трах!  Громко и страшно. Но убедительно.

       Я тут совсем затосковал. И дёрнула же нас нечистая на такие подвиги! Калмыки эти - настоящие дикари! Культура сто лет не доходит, а развал страны -сию минуту с  доставкой к личности! Не зря нас в Ставрополе провожали как смертников. Особенно одна тётка, чуть не рыдала. Накаркала…!

       Валера обречённо вздохнул:
-Ну, ладно...,  сейчас…, покажу! Сколько у нас есть... .

     И полез в машину.  Батыры  довольно переглянулись, решив, что  сейчас получат деньги.
 
      Валера вынул с заднего сиденья сумку, из неё аккуратно сложенную куртку и извлек из складок куртки... кабуру с пистолетом!

  Затем, не спеша, вытащил из кабуры пистолет.

    Скуластые ребята вдруг стали ещё скуластее, старательно изобразив на землистых лицах испуг.

  - Дубинки  подальше отбросьте!, - вежливо попросил Валера.

  Аборигены срочно выполнили команду.

 -А теперь быстро  на колени! - очень громко приказал майор.
 
    Бандиты плюхнулись коленками в пыль. Один стал потихоньку скулить опустив низко голову. Другой,  приоткрыв рот, таращил глаза на пистолет.

    -Пацаны, я вас не трону…,- проникновенно и мирно пообещал Валера,- Если вы сейчас заплатите мне 2000 рублей.

    И убедительно взвёл затвор. 

    Не раздумывая, стараясь не опаздывать, "пацаны", стоя на коленях,  в складчину из своих карманов отслюнявили  деньги, положили их на капот и, почтительно, но быстро отошли подальше с дороги.

- Бегом!- громко скомандовал Валера.

        Аборигены, рванули  так, словно напряжённо ждали эту желанную команду.


     Когда отъехали, я подумал: как хорошо, что очень строгий отбор был в Пензенском артиллерийском училище!
Умеют же из ребятишек делать командиров!

      Дальнейший путь до Пензы был веселее.  Дорога стала лучше и не так уж было и жарко... .


     (Продолжение приключений Валерия Павловича  в рассказе "Рассказы Германа. Как в сказке")