Города Сибири. Заводоуковск и военная авиация

Александр Соханский
        Вторая мировая война явилась самым крупным военным конфликтом в истории человечества. В ней участвовало более 60 государств с населением 1,7 млрд. человек; военные действия шли на территории 40 из них. Общая численность сражавшихся армий составила 110 млн. человек, военные расходы – 1384 млрд. долларов. Беспрецедентными оказались масштабы человеческих потерь и разрушений.

        Не обошла война стороной и тихий тыловой посёлок Заводоуковск, насчитывавший всего шесть тысяч жителей.
        Свыше 12 тысяч жителей Заводоуковска и его района были призваны на фронт, из них 5 270 погибли в боях за освобождение Родины.
        За геройские подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками высокое звание Героя Советского Союза получили дроновец Мартын Пантелеевич Тепляков (15 января 1944 года), боровинец Николай Митрофанович Щукин (23 августа 1944 года), новозаимец Виктор Михайлович Важенин (24 марта 1945 года) и колесниковец Пётр Еремеевич Фёдоров (апрель 1945 года). (см. фото в начале статьи)
        Это были очень молодые люди. Ко дню присвоения звания героя Н.М.Щукину было 22 года, В.М. Важенину – 39 лет, П.Е.Фёдорову – 31 год, М.П.Тепляков погиб в бою в возрасте 26 лет.

        Заводоуковск дал прибежище тысячам людей, эвакуированных с запада. В период войны Заводоуковск и окружающие его населенные пункты приютили более двух тысяч детей блокадного Ленинграда и Испании.

                *  *  *
        В сентябре 1941 года немцы приблизились к Воронежу. Было принято решение об эвакуации Воронежского авиазавода № 18 в Куйбышев, а ОКБ-31, возглавлявшегося А.С.Москалёвым, за Урал.
        Тридцатисемилетнего Александра Сергеевича Москалёва (см. фото) назначили директором и главным конструктором авиационного завода № 499, создаваемого в сибирском посёлке Заводоуковском под Тюменью.
        Эшелон с оборудованием завода прибыл на железнодорожный разъезд Заводоуковский в сентябре 1941 года.
        С большим трудом разместили часть семей прибывших рабочих и служащих в домах и квартирах местных жителей, но многим пришлось селиться в землянках.

        Завод расположился на территории МТС и на заброшенной, бывшей купеческой мельнице. Помещения МТС приспособили под механическое и слесарно-сварочное производство, а мельницу с большими амбарами из вековых сосен — для столярных и сборочных работ.

        В полуподвальном помещении мельницы с помощью железнодорожников расконсервировали и запустили находившуюся там английскую паровую машину, подобрали подходящие электрогенераторы, смонтировали электропроводку и через десять дней мельница осветилась электрическими огнями.
        Днём и ночью занимались утеплением и застеклением корпусов, провели паровое отопление.
        Разворачивались столовые, пошивочные мастерские, лаборатория, медпункт и больница.
        Создали местную телефонную сеть, так как производство было разбросано по большой площади.
        Используя бесхозное имущество, брошенное на станционных путях, увеличили мощность электростанции, расширили станочный парк, установили прожекторы, усилили освещение в цехах.

        Еще перед войной А.С.Москалёв предложил конструкцию десантной кабины ДК-12 для тяжелых бомбардировщиков ДБ-3. Спустя 12 дней завод начал собирать первую продукцию — это были десантные кабины ДК-12, часть заготовок которых привезли с собой. Через некоторое время завод приступил к выпуску учебных планеров А-2 и, впоследствии, десантных планеров А-7  конструктора О.К.Антонова и АМ-14, разработанного Москалёвым на основе планера А-7.

        В мае 1943 года завод получил срочное задание на изготовление 50 десантных планеров АМ-14 для переброски грузов в район Минска к осаждённым карателями белорусским партизанам. Партизанские отряды своими боевыми операциями не давали покоя немецким захватчикам, причиняя им значительный урон. Кроме того они отвлекали существенные силы от готовящейся немцами наступательной операции под Курском. Фашисты создали крупные, хорошо оснащённые отряды карателей и приступили к уничтожению партизанских формирований.
        Срок выполнения заказа на планеры, 25 дней, был очень жёстким, а выполнение задания контролировалось лично товарищем И.В.Сталиным.
        С помощью этих планеров партизаны были усилены горючим, вооружением, медикаментами и комсоставом. Операция удачно прошла под завесой высокой секретности и для немецких карателей оказалась неожиданной и разгромной.
        За успешное выполнение задания И.В.Сталина директора завода № 499 А.С.Москалёва наградили медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Это небывалый случай награждения такой медалью в нашем глубоком тылу.
        По существу эта награда была заслугой всего коллектива завода № 499, состоявшего, в основном, из местных женщин и подростков.
        На нескольких сохранившихся групповых фотографиях военных лет мы видим красивые молодые лица работников цехов № 11 и 13. Работали по 12 часов, без выходных. Вот эти ребята, многие из которых ещё совсем дети, и собирали сложные летательные аппараты, своим трудом приближая день победы.

        В 1943 году заводу № 499 поручили серийное производство первого ракетного истребителя БИ-2 ОКБ В.Ф.Болховитинова с жидкостно-реактивным двигателем. Было изготовлено 30 планеров истребителя. Но вскоре, в связи с катастрофой, испытания были свёрнуты, а имевшийся задел был уничтожен.

        Разработанные Москалёвым ещё до войны самолёты САМ-5-2бис (САМ - самолёт Александра Москалёва) участвовали в войне как связные и санитарные, а с 1943 года по заказу ВДВ выпускался самолёт САМ-25, имевший более высокую скорость и грузоподъёмность, выполнявший связь с партизанами за линией фронта.

        К 1943 году Заводоуковский авиазавод № 499, непрерывно наращивая выпуск продукции, настолько упрочил своё положение, что был составлен генеральный план его развития.
        Успехи Красной армии на фронтах инициировали желание конструкторов завода подготовить к послевоенному времени гражданские самолеты, потребность в которых должна была резко возрасти. В ОКБ Москалёва начали разработку гражданского пассажирского самолета САМ-27 на перевозку 22 пассажиров со скоростью до 350 км/час. Самолет предназначался для эксплуатации на грунтовых аэродромах.
        Был разработан проект пассажирской амфибии САМ-18, которая могла перевозить 12-14 пассажиров, иметь скорость до 235 км/час и значительную дальность полета.

        В работе находился десантный планер САМ-23 на 22 десантника. Его строительство было закончено в начале 1945 года, он успешно прошел летные испытания и был принят для серийного выпуска. В планере могли разместиться танкетка или пушечное вооружение. Но окончившаяся война изменила все планы и строительство планера потеряло смысл.

        В период Великой Отечественной войны завод № 499 поставил на фронт свыше тысячи десантных  планеров.

        После окончания войны А.С.Москалёв некоторое время занимался в Заводоуковске созданием истребителя РМ-1 (по аналогу своей довоенной «Сигмы» САМ-4) с ракетным двигателем Л.С.Душкина. Работы не были закончены, так как завод  № 499 готовился к перебазированию на запад.

                *  *  *
        К будущему авиации город на реке Ук прикоснулся, когда осенью 1941 года в Заводоуковск была эвакуирована 1-я Московская специальная школа военно-воздушных сил (ВВС). Школа являлась одним из звеньев советского аналога системы кадетских корпусов, в которой свое место занимали суворовские и нахимовские училища, летные спецшколы, морские и артиллерийские подготовительные училища.
        Московской спецшколе были присущи некоторые черты элитарности. Здесь был собран высококвалифицированный преподавательский состав, преимущественно из командиров запаса авиации. Педагоги перед началом занятий проходили специальную командирскую подготовку. Учебно-материальная база была лучше, чем у большинства обычных московских школ.
       
        14 октября 1941 года вышел приказ о подготовке школы к эвакуации, а уже 17 октября эшелон отправился из Москвы.
        Мечтая стать летчиками, юноши не ведали, какие превратности судьбы их ожидают. Поступили в школу 31 мая 1941 года, а 1 сентября, когда война уже шла, школьников спецшколы (или "спецов", как они себя называли) отправили на строительство оборонительных сооружений в район деревни Гучково (ныне - Дедовск). Работали до 16 октября, пока Москва не была объявлена на осадном положении. Школьников погрузили на грузовики и повезли в Москву. Ребята ожидали, что их отправят на фронт, но их на Казанском вокзале погрузили в теплушки и через две недели привезли в Омск. Там было принято решение о размещении школы в поселке Заводоуковский, относящемуся в то время к Омской области.

        Лениард Семёнович Михайлов в 2009 году завершил создание книги воспоминаний под названием «Жития не святых» о годах своей учёбы в заводоуковской первой спецшколе ВВС.
        Свои воспоминания он предваряет обращением: «Молодым искателям и хранителям города Заводоуковска с уважением и благодарностью, лично от автора этой книжки, отставного полковника КГБ СССР Лениарда Семёновича Михайлова. Москва, 21 апреля 2009 года».
        В одной из глав воспоминаний Лениард Семёнович пишет:
        « Можно сказать, к нашему приезду в Заводоуковск в нём сформировалось четыре «центра» жизни – вокзал, планёрный завод, мехлеспункт и элеватор. Наша спецшкола стала пятым таким «центром», с постоянно растущим значением этого центра в жизни Заводоуковска. Большой, хорошо организованный и управляемый коллектив спецшколы выполнял ощутимую долю погрузочно-разгрузочных работ мехлеспункта. И частенько по просьбе администрации, часто в авральном порядке выполнял многие сельскохозяйственные работы, требующие ручного труда. Особенно, когда урожай находился под угрозой потерь. Доводилось выкапывать картошку и из-под снега…»
        В 30-40 километрах от Заводоуковска находились лесные делянки  мехлеспункта.
        «Мы участвовали во всех работах, которые связаны с заготовкой древесины и её первичной обработкой, —  пишет далее Лениард Семёнович, — начиная от лесоповала и кончая распиловкой брёвен на пилораме в цехе мехлеспункта»
        Основная жизнь в спецшколе шла строго по армейскому уставу. Уставной распорядок дня: учебные занятия по четыре пары уроков в день, самоподготовка, несение караульной службы, организация быта, общественная жизнь и досуг. 
        За период войны школа выпустила более 550 специалистов, большинство из которых приняло участие в войне.
        Здесь обучались будущие космонавты Владимир Михайлович Комаров и Лев Степанович Дёмин (см. фото), Игорь Чкалов, сын знаменитого лётчика Валерия Чкалова.

                *  *  *
        В 1942 году из Заводоуковска на фронт уходила вчерашняя школьница — будущая советская поэтесса-фронтовичка Юлия Друнина (см. фото). В годы войны сюда была эвакуирована ее семья. Здесь ее отец, Владимир Павлович, преподавал историю в спецшколе ВВС.
        Из Заводоуковска Юлия отправилась добровольцем на фронт пешком в Ялуторовский райвоенкомат:

                Эвакуации тоскливый ад -
                В Сибирь я вместо армии попала.
                Ялуторовский райвоенкомат -
                В тот городок я топала по шпалам.
                Я шла пешком из доброго села
                Что нас, детей и женщин приютило
                Метель осатанелая мела
                И ветер хвастал ураганной силой …

        Позже Юлия вспомнит про мальчишку из заводоуковской спецшколы ВВС - Володю "Комарика"..

                Это после он будет оплакан страной
                И планета им станет гордиться.
                А покуда спецшколу проклятой войной
                Под Тюмень занесло из столицы.

                Лишь потом это имя в анналы войдет,
                Больно каждого в сердце ударит.
                А пока Комарова спецшкольников взвод
                Величает "Володька-комарик".

                Комсомольский билет, да четырнадцать лет,
                Да пожар, полыхающий в мире.
                У "спецов" горячее желания нет,
                Чем на фронт драпануть из Сибири.

                Малолетство они почитали бедой,
                Ратным подвигом бредили дети.
                И откуда им знать, что падучей звездой
                Их "комарик" умчится в бессмертье?

                Это будет потом - звездный час, звездный свет,
                После - весть, леденящая душу…
                А пока только тыл, да четырнадцать лет,
                Да мороз, обжигающий уши.

                У пилотки бы надо края отогнуть,
                Подпоясать шинелишку туго.
                Но задумался мальчик. Быть может, свой путь
                Видит он сквозь сибирскую вьюгу…

               
        После войны Юлия Друнина не раз приезжала в Заводоуковск, город, где похоронен её отец.

         
                *  *  *
        Жители Города помнят своих героев-земляков и проживавших здесь знаменитых людей.

        Имена земляков, Героев Великой Отечественной войны Николая Щукина и Мартына Теплякова присвоены улицам города, имена двух других Героев Советского Союза Виктора Важенина и Петра Фёдорова  носят общеобразовательные школы.

        В 1985 на привокзальной площади Заводоуковска был сооружён достойный мемориал памяти воинов-земляков (см. фото).

        К сожалению, время не пощадило старых строений и комплекс бывших зданий 1-й Московской спецшколы ВВС снесён под новые застройки.
        Сгорело здание на ул.Ермака,4, на котором была установлена мемориальная доска «Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров (1927-  1967 г.г.) учился в этом здании с 1942 по 1944 годы в период эвакуации 1 Московской школы Военно-воздушного флота». Доску удалось спасти, и теперь она находится в запасниках краеведческого музея.
        Одна из улиц в районе расположения спецшколы ВВС носит имя Владимира Комарова, а вот имени его однокашника, будущего лётчика-космонавта, Героя Советского Союза Льва Степановича Дёмина, на карте города пока нет.

        В 2007 году в Парке машиностроителей, расположенном в районе бывшего авиационного завода № 499, был установлен памятник директору этого завода, талантливому авиаконструктору  Александру Сергеевичу Москалёву. При большом стечении местного населения состоялся торжественный митинг с участием губернатора Тюменской области и главы Заводоуковска. Прогремел дневной салют цветными дымовыми ракетами.
 
        Через семь лет скульптура была серьёзно повреждена местными вандалами, снята с пьедестала и до настоящего времени не восстановлена.
 
        Бюст советской поэтессы-фронтовички Юлии Друниной установлен почему-то не в Заводоуковске, а напротив городской библиотеки в сквере имени Юлии Друниной города Ялуторовска, заслуга которого только в том, что туда девушка отправилась в военкомат из приютившего семью и ставшего ей «добрым селом» Заводоуковска.

        Следует ещё раз подчеркнуть, что все упомянутые выше люди в военные годы были  очень молоды. Совсем молодыми они уходили на фронт, строили превосходные боевые планеры, отправляли на фронт шпалы, лес для сооружения блиндажей, землянок и мостов, писали прочувствованные стихи о войне.
 
        Молодым гражданам города Заводоуковска — его будущему, есть чем гордиться в прошлом. Негоже быть  «иванами», не помнящими родства. Мало того, что памятники истории нужно беречь и содержать в порядке, но и, если потребуется, воздвигать новые. 


        Пользуясь случаем, я обратился с трибуны краеведческой конференции к властям и жителям города с пожеланием о скорейшем восстановлении памятника Александру Сергеевичу Москалёву, одаренному авиаконструктору и создателю градообразующего машиностроительного предприятия.



         Александр Соханский,
               г.Заводоуковск,
          20-21 октября 2015 г.