Путешествие на малую родину

Лилия Гнатюк
В начале августа в моей квартире раздался телефонный звонок. Звонила моя двоюродная сестра с Урала. В разговоре она сообщила, что попала в больницу и, к сожалению, не может поехать с дочерью, зятем и внучкой на отдых на Рижское взморье в Юрмалу, что путёвки были приобретены задолго до поездки. В разговоре она просила поехать меня вместо себя. Конечно, я обрадовалась, хотя было сестру жаль, но не пропадать же путёвке, тем более недалеко от Риги, в Даугавпилсе у меня родственники, друзья,  одноклассники,  есть всё -  загранпаспорт и виза.
Молодая семья прибыла ко мне а Санкт-Петербург за сутки до отъезда в Ригу. Я собрала чемодан, в него положила небольшие подарочки.   
И вот мы катим по стальным рельсам, которые соединяют  две столицы. Моё сердце очень волновалось, но ещё больше от ночных пограничных и  таможенных  проверок. 
На Рижском вокзале нас встречала Наташа, молодая, стройная и красивая женщина. Она была  дочерью моей школьной подруги. Наташу я знаю с пелёнок. Конечно, мы с ней накануне созвонились.   Она очень хотела показать мне  Ригу, особенно старую – гордость столицы Латвии.  С ней мы договорились, что я сначала немного отдохнуть в Юрмале, потом приеду к ней в Ригу, затем  в Даугавпилс. 
Приехав в Юрмалу, нас разместили в частной, очень уютной, гостинице. Оставив вещи, сразу пошли на море. Хотелось скорее искупаться в водах  Балтики и вспомнить юные годы, когда  я приезжала девочкой  в Ригу на всесоюзные соревнования по плаванию. Соревнования проходили в бассейне спорткомплекса при заводе ВЭФ. Надо сказать, что Даугавпилс всегда увозил первые места по всем видам плавания.
Курортный пляж находился недалеко и вот она заветная мечта. Но, не тут то было…По морю я прошла примерно метров пятьсот, а мне было всё по щиколотку. Идти дальше было трудно. Так я и не окунулась.
Расстроенная вернулась на берег. На узкой полоске пляжа расположилось множество кафешек. Я села за уютный столик под навесом и заказала себе бокал холодного кваса. С наслаждением стала любоваться спокойным синим морем, голубым бездонным небом, ветвистыми соснами и белым – пребелым  песком.
После того, как мне не удалось искупаться в море, интерес к Юрмале у меня пропал и я решила больше здесь  не задерживаться. На следующий день объявила своим   родственникам, что  уезжаю в Ригу к Наташе. И, зная, что вряд ли когда-нибудь  я ещё буду в этих местах,  решила проехать на автобусе пару остановок до следущего курорта - Майори.  Не зная куда дальше идти, я интуитивно двинулась за народом. И вот я на красивой   центральной  улице, вся в цветах, которая шла несколько километров вдоль побережья. То тут, то там молодёжь и пожилые люди отдыхали, сидя за столиками кафе и ресторанов. Я тоже взяла мороженое и села за столик.  Стала наблюдать за  людьми. Люди одеты были по разному: красиво, модно, обыкновенно и даже странно, особенно молодёжь. Странно было глядеть на некоторых молодых парней и девушек, у которых красовались татуировки, вздыбленные волосы -  красные и зелёные, а также джинсы с дырами не только на коленках.
Молодёжь  сошла с ума! 
Но, понравился народ – постарше. Вальяжно прохаживались дамы  с кружевными зонтиками, в шляпах с большими полями  и в длинных, нарядных летних платьях.
Рядом,  за другим столиком сидела женщина, с бокалом пива, примерно моего же возраста, полненькая со светлыми волосами и голубыми глазами. Я время от времени посматривала на неё и думала: русская или латышка? Очень хотелось с ней заговорить, но  боялась,  вдруг она националистка...  Пошлёт меня…
Доев мороженое, я встала с места, оставив свою сумочку на стуле, пошла  фотографировать чей-то барельеф, который находился в  десяти  метрах от меня.  Через минуту я возвратилась. И тут голубоглазая обратилась ко мне со словами: «Женщина вы видно приезжая. Не оставляйте так свои вещи. Всякое может случиться».
Я её поблагодарила за внимание и она тут же пересела за мой столик. «А давайте я угощу вас настоящим  латвийским,  нефильтрованным пивом». Я ещё не успела ничего ответить, как она уже пошла  к барной стойке. Приносит  и мне,  и себе.  Пиво с пеной,  цвета янтаря,  в высоких, узких бокалах. На чисто русском языке она сказала: «Меня зовут Оля,  мне шестьдесят два года, русская, но родилась и живу в Риге, родители мои из Белоруссии,  работаю преподавателем в музыкальной школе».
Я тоже сказала, что я русская, живу в Питере и приехала в гости. Она с восторгом: «Боже мой, как я люблю Санкт-Петербург. Раньше я там бывала часто». В разговоре она призналась , что тоже очень хотела заговорить со мной, но не знала как. 
Мы с ней просидели  более двух  часов и так подружились, что не хотели расставаться. У нас было столько общего, казалось, будто  мы давние подружки.
Я позвонила Наташе в Ригу и сообщила, что еду к ней. Наташа сказала, чтоб я сидела  на этом месте, что через тридцать минут за мной приедет такси. 
В это время Оля уже писала свой адрес и телефон на клочке бумаги, пригласив меня на  завтра к себе в гости.  Тут подъехал таксист, попрощавшись с Олей, я уехала в Ригу.
Таксист Сергей подвёз меня к дому Наташи, который находился в престижном районе  старой Риги. Уютная квартирка в новомодном стиле – студия. В большой комнате находилось сразу всё: спальня, гостиная, кухня, ванная комната, прихожая. А в окна заглядывали золочёные шпили старинных домов Риги. 
Наташа приготовила лёгкий ужин, сказав, что вечером пойдём в самый лучший рыбный ресторан ужинать. Я стала возражать, зачем в ресторан, в холодильнике столько вкусной еды, как она сказала, что это всё специально куплено  для меня.
В уютной гостиной  мы выпили немного вина за встречу, закусив бутербродами и  конфетами. Бутерброды были интересными. В душистый  чёрный хлеб были вкраплены кусочки чернослива, кураги и орехов,  сверху  мясо вымоченное в вине. Такое сочетание несочетаемого придавало пикантный вкус.
Выйдя на улицу на нас пахнуло городской духотой.  Наташа набрала номер на мобильнике,   заказала в ресторане столик на двоих. Шли мы недолго по узкой  улочке, вымощенной мелким булыжником.  Кругом  за столиками веселилась молодёжь, слышалась  живая  музыка. Всё это мне напоминало былые времена, как будто и не было расстояния во времени  длиною в полвека. То время было прекрасным. Одним словом –  СССР и молодость!
В ресторане нас приветливо встретили, усадили в широкие плетёные кресла. Белоснежные скатерти, сверкающие фужеры, приборы завёрнутые, также в белоснежные льняные салфетки. Всё это придавало торжественный вид. Перед нами меню в дорогих кожаных переплётах.  Я открыла книгу, но ни одного знакомого блюда не встретила.  Тогда я Наташе сказала: «Выбирай сама на свой вкус».  Наташа долго разговаривала с официанткой,  которая предлагала всякие соусы, какие - то непонятные для меня  названия и также предложила блюдо дня  от шеф- повара. Потом долго выбирали сухое вино к рыбе.  Нам приносили разные вина на пробу. Все вина мне казалось одинаково вкусными,  но Наташа выбрала четвёртое по счёту.
Пока нам готовили наше загадочное блюдо, мы по глоточку пили вино. В уютном ресторане стоял  полумрак, зажжённые  свечи и приятная музыка.
Наконец то, принесли в маленьких блюдечках закуски, как оказалось, тоже рыбные. Наташа пояснила, здесь жареная стерлядь,  солёный  лосось, крабовое мясо,   копчёный угорь. Всё украшено зеленью и  маслинами. Настолько было всё красивым и  мизерным, что я не  распробовала вкуса этих царских яств. Наташе я ничего об этом не сказала.  Говорила, что очень и очень всё вкусно. 
Да, и правда вкусно!
Затем  принесли, наоборот,  очень  большие тарелки, размером с мою голову. Теперь говорят, это модно,  на французский манер. На тарелке лежало ассорти всяких незнакомых  мне рыб, они также были микроскопическими, но вот соусы красиво размазаны по всей тарелке, в каком то замысловатом рисунке.  Соусы -  красные,  белые и снова красные  сплетались  в центре тарелки,  напоминая флаг Латвии.  Конечно же всё очень необычайно вкусно!
Наташа рассчиталась по счёту и ещё положила  десять процентов сверху. Так положено,  сказала она. Я прикинула, что я смогла бы за свою пенсию сходить  в ресторан всего  два раза в месяц.
На утро, Наташа снова приглашает в ресторан, позавтракать, только теперь в другой. Я понимаю, что она хочет меня угостить, удивить, накормить. 
И тут я ей осторожно говорю: «Ты знаешь, Наташа, сегодня вечером я уезжаю в Даугавпилс. Ты не обидишься, если я сегодня поеду в гости к своей новой знакомой, с которой познакомилась вчера в Юрмале».  Наташа, конечно, удивилась, разве так бывает?  Вчера,  в чужой стране, только познакомились, а сегодня уже и в гости… Да, у нас, шестидесятников, так бывает….
И вот я снова еду с  таксистом Сергеем. Через двадцать минут мы подъезжаем к девятиэтажке,  времён СССР. Сразу было видно, что в этом обшарпованном  доме живут такие  же простые люди, как и я. Сергей объявил мне, что вечером он снова заедет за мной и отвезёт на вокзал, Наташа  тоже придёт туда.
Звоню в дверь, открывает Оля. На ней гипюровая кофточка, на голове бигуди. Всё это напоминало  далёкие годы, когда ещё запросто люди ходили  друг к другу в гости. Небольшая двухкомнатная квартира, скромно,  по квартире разносится запах домашней кухни.
С Олей мы обнялись, как родные. Я подаю ей пакет, в нём пиво, сыр, сухарики.  Захожу в гостиную и вижу на столе  огурцы, помидоры, зелень, ягоды с её же огорода  и самое главное – варёная картошка в мундире.
Я с восторгом: «Вот это ресторан!»
Оля принесла горячие  фаршированные кабачки, бутылку водки «Чайковский».
Выпили  за знакомство, за встречу.
Тут Оля говорит: «А хочешь я тебе сыграю и спою»  Она села за инструмент.  Под её виртуозными пальчиками  зазвучало старое немецкое пианино. Мелодия  была, до боли  знакомой, из кинофильма «Долгая дорога в дюнах». Затем она  спела песню. Мы не заметили, как быстро пролетело время и надо было мне уже ехать на вокзал. Приехал Сергей и мы распрощались  с Олей, обменявшись адресами и телефонами.
С Наташей  мы тоже распрощались на вокзале, и вот я еду на электричке. Мне совсем не верилось, что через четыре часа я буду в городе своей юности, а именно в Даугавпилсе, в Крепости, где я ходила в школу, встретила свою первую любовь и вышла замуж  за курсанта военного учидища, что я  встречусь с родственниками, друзьями и  одноклассниками, с которыми закончила школу более пятьдесяти лет тому   назад.