Всполохи детства. Глава третья. Картошка и земляни

Коршуниха62
В детстве очень хотелось самостоятельно заработать деньги, чтобы купить угощение для всей семьи или ситец для нового платья, у мамы копейки лишней не было на наши фантазии. Основу бюджета составляла пенсия за погибшего отца, наверное, на троих детей государство нам платило 27 рублей. В колхозе денег не платили, а расходы были большие  - одеть, обуть детей, купить школьные учебники, тетради, ручки, карандаши, расходовались средства на продукты из магазина, на керосин для лампы, на уплату налога. Чтобы свести концы с концами, приходилось ограничивать свои аппетиты, и продавать на рынке куриные яйца, молоко, картошку.
 Иногда мама, подоив вечером корову, наполняла молоком десятилитровый алюминиевый бидон, несла три километра до вокзала, покупала билет и ехала на поезде восемь остановок до Калуги продавать молоко на рынке. Мы с нетерпением ждали её возвращения  и городские гостинцы: клюквенный морс, развесную кильку, которую не потрошили, ели с головами, пробовали самое дешёвое соевое печенье в виде маленьких пряников, желтоватое на вид, от которого слегка поташнивало. Мы, дети, радовались любому гостинцу, тогда не понимали, что копеечная коммерция - это дополнительный труд мамы, которой доставалось усиленно поработать и в колхозе, и в домашнем хозяйстве.

Смотрела я я смотрела на эту связь деревни с городом, да и решила помочь маме в её бизнесе, благо было что продать без ущерба для семейного питания - картошку, которой у нас было море. С 20 соток накапывали 72 мешка, в каждом - по шесть десятилитровых вёдер. Мелкую картошку засыпали под печку - небольшой полуподвал, ею кормили поросёнка, крупную ссыпали в погреб, делай с ней, что хочешь. Я решила заняться торговлей.

Чтобы накопать много картошки, нужно научиться её выращивать и не жалеть своего труда. Я была очень восприимчива к передовому опыту.
 

В школе по ботанике мы изучали интересный способ: как вырастить из одного клубня ведро картофеля. К эксперименту я начала готовиться  в начале апреля. Положила на подоконник для озеленения большой клубень картофеля. К моменту посадки он стал тёмно-зелёным, из глазков появились толстые ростки. Весной я выкопала на овощном огороде яму на пол-метра глубиной, заполнила её перегноем, сверху слой земли, на него   положила клубень и засыпала яму до краёв. Когда пробивалась ботва, я её полностью него него засыпала землёй, эту операцию повторяла три раза. Результат не заставили себя ждать: осенью с опытного куста я накопала ведро картошки, все дивились невиданному урожаю.

Для повышения урожайности на большом участке приходилось усиленно потрудиться, в том числе и мне, я всё делала с удовольствием.
Особенно мне нравилось вместо физзарядки на санках возить навоз на огород. Регулярно со двора от животных выбрасывали навоз, на улице скапливалась большая куча. На большие санки я накладывала  четырех рожковыми вилами удобрение и везла метров триста по рыхлому снегу. Кучки с удобрением распределялись по всему участку. Перед вспашкой мама вилами разбрасывала навоз по всей площади. В первый год внесения удобрения появлялось много сорняков,  наибольший эффект урожайности получался через год после внесения органики. От ежегодного внесения удобрений и хорошего летнего ухода за посадками  осенью ежегодно получали хороший урожай картошки, хватало и для себя, оставалось для продажи. Весной мама запрягала колхозную лошадь, погружала в телегу шесть мешков картофеля и ехала в райцентр, в базарный день всё быстро раскупали.
 
Когда мне исполнилось двенадцать лет, решила и я заняться бизнесом. Никому из моих сверстников и в голову не приходило торговать картошкой, могли бы посмеяться надо мной, но я от своего не отступала - собралась ехать поездом в рабочий городок Алексин продать на рынке ведро картошки. На погребе набрала ведро с верхом самых крупных клубней, насыпала в мешок, перевязала посредине, чтобы, положив на плечо, груз равномерно лежал на спине и на груди, подняла на плечо и - даёшь три километра до поезда. Можете представить, легко ли ребёнку перенести такие нагрузки, но это дело добровольное, никто меня не заставлял. В городе ждала удача, одна покупательница встретила меня у поезда. Я тащила мешок в гору к её дому, на квартире отдала свой товар и получила за него, если не ошибаюсь, 25 рублей.

Теперь я могла шиковать. Спустилась под гору от железной дороги, там при вокзале работал буфет. Купила пирожок с ливером, подкрепилась. Домой привезла коляску настоящей ливерной колбасы, чёрный хлеб и батон. Так  я стала добытчицей, накормила семью городскими гостинцами, однако сбила оскомину на продаже картофеля, больше этой дурью не занималась.

Наступило лето, а с ним и новые планы. Надумала разбогатеть на продаже лесной земляники. Эту ягоду ни с чем не сравнить - сладкая, запах даже зимой от варенья такой соблазнительный, как летом, за километр слышно. А пользы сколько? Съешь стакан земляники, на весь год хватит витаминов и будешь здоров, как бык, за такими ягодками  от покупателей отбоя не будет, никаких денег не пожалеют.

Кто рос в деревне, тот знает, что такое ходить в лес по ягоды. Мальчики никогда не ходили за грибами и ягодами, а девочки опустошали ближние леса. Собирались человек пять подружек. У каждой алюминиевая кастрюля, к ручкам привязана верёвочка для ношения на шее, чтобы при сборе ягод руки оставались свободными. Договорились идти в лес мы с сестрой Шурой, соседки Маня и Нюра с сестрой Шурой. Наш маршрут в сторону деревни Высотское, что в километре от нас. Наши головы печёт солнце, загорелое  лицо и руки во время прогулок ещё сильнее окрашиваются в шоколадный цвет, ситцевые платьица такие тонкие, как будто их и нет на теле, босые ноги приятно утопают в горячей пыли от наезженных колёс повозок.  Полоска леса шириной метров триста плавно поднимается в гору и тянется по направлению к райцентру. Березки высокие, с шелковистой белой корой, стоят, как на параде.  В лесу прохладно, светло и чисто, как будто подмели. Кругом такая благодать. Думаешь, что этот лес на своём веку кормил ягодами не одно поколение жителей ближних деревень, а теперь и нам досталось.
Лесную мелкую землянику это не с грядки собирать горстями крупную - садовую, надо искать в траве, под кустиком, поклониться каждой ягодке до земли. Сначала думаешь, зачем взяла большую кастрюлю, обидно будет возвращаться с пустой посудой. Но вот перед глазами заалел в траве кустик, а за ним и целая земляничная поляна - и ты не думаешь, принесёшь домой или нет, отправляешь в рот ягоду за ягодой. Потом вспоминаешь о кружке в руке, которую нужно наполнять и высыпать в кастрюлю. Сердце радуется - первая кружка в кастрюле, ягоды едва покрывают дно.  Но мы знали, стоит закрыть дно, дальше дело пойдёт веселее, Вот уже и наелись, и кастрюля полна, и кружка, пора возвращаться домой.
 
С мечтой о новом платье ложусь спать, чтобы утром проснуться и не опоздать к раннему поезду.

Приехав в Алексин, не успела стать за прилавок - мою ягоду раскупили моментально. Наторговала  пять рублей. Деньги на еду не тратила, копила на ситец для обновы. Этих денег не хватит, придётся снова идти в лес за земляникой. Но в поезде случилось самое худшее, чего я не могла допустить. Я не умела обращаться с деньгами, не было ни кошелька, ни сумки. Я эти 5 рублей держала в руке. Но так как не доспала, уснула под стук колёс поезда. Но не спали те, кто сидел на диване напротив - и я лишилась денег, заработанных с таким трудом. Поняла, что бизнес - не для разинь. Я осталась без нового платья, но с богатыми воспоминаниями о добром берёзовом лесе и о сладкой лесной землянике.