О жене Рихарда Зорге

Борис Дьяков
               

  Моя мама в 30-е годы прошлого века работала на московском заводе «Точизмеритель». Работа была вредная: в основном разливали ртуть в стеклянные баллончики для термометров. Мама рассказывала: «Хоть и говорили нам, что ртуть вредна, но иногда, забывшись, трогали пальцами серое блестящее вещество и наблюдали, как маленькие подвижные капельки ртути  растекались в разные стороны».
  Началась война, и завод было решено эвакуировать  вглубь страны. Мама жила с родителями (это мои дедушка и бабушка) и ей разрешили не эвакуироваться. Все трое остались в Москве.
  Много потом времени прошло, я успел народиться в 49 году. Мои родители работали в ВИАМе. Когда мне было лет 15, на экраны страны вышел немецкий фильм «Кто вы, доктор Зорге?». Потом я прочитал несколько книг  о нашем замечательном разведчике.  Узнал, что в Москве у него была жена- Екатерина Максимова. А потом прочитал, что та работала мастером на заводе «Точизмеритель». Спросил у мамы: «Помнишь, как звали твоего мастера на заводе «Точизмеритель»? Мама долго вспоминала, потом сказала: «Кажется ее звали Катя Максимова. Она была года на 4 старше меня. Очень красивая культурная женщина. Сначала она была актрисой, но потом перешла почему-то работать на наш завод. Что с ней стало в войну, я не знаю». Тогда я показал ей книгу о Зорге…
  Потом мама полезла в шкаф, достала старые фотографии. Показала фото с завода «Точизмеритель». «Вот Катя Максимова, сидит  третья слева в первом ряду» (в белом плаще). А справа в верхнем ряду первой стояла моя мама: Дьякова (Яковлева) Антонина Николаевна.
  Много лет прошло с тех пор, эта фотография лежит сейчас передо мной. Вот мама молодая… А вот Екатерина Максимова, верная подруга Зорге, умершая от тяжелых лишений в 1943 г… (Она была арестована вскоре после ареста в Японии Рихарда Зорге, а потом ее отправили в ссылку в Сибирь).
  Продолжение в моем очерке "Екатерина и Рамзай".