Резюме по конкурсу Судьба человека

           Во первых строках своего письма хочу поздравить всех с окончанием конкурса «Судьба человека». Конкурс получился отличный. Можно даже сказать – *ительный! (оху- или упо-  – кому как больше нравится). Дебаты были бурные, искренние, равнодушных на площадке не наблюдалось. И авторы, и критики порезвились на славу. Но главное, что это было обоюдополезно! Ещё мне очень понравились результаты – как в большом спорте, когда доли секунды решают всё. Вот и тут – сотые доли решали всё! ))
          
           Во вторых строках своего письма…
          Впрочем, тут уже будет прозой. Статья писалась в три приёма, но по горячим следам, и править её я не стала, потому что мне легче выбросить, чем растушёвывать (а раз уж она заявлена, то пусть будет).
           Итак…
         
           Премодерация конкурсных текстов оказалась достаточно мягкой. Назвать отсев жёстким язык не поворачивается, потому что в конкурс прошли тексты и не вычитанные, и не продуманные, и откровенно сырые; о шлифовке, о которой так строго было заявлено в регламенте, и говорить не приходится. Писались тексты за месяц, максимум два (вместо пяти), но бились за них некоторые так, словно положили на них годы.
           Почему допущены? А потому что в каждом из них было о чём поговорить. Но качество «разговора» зависело от реакций автора. В первую очередь. А также в последнюю и в главную. Там, где автор хотел что-то понять про свой текст, независимо от интонаций, разговор состоялся. Там, где важны были шашечки, а не ехать, разговора не получилось.
          
           Общее по всем поступившим работам.
           Неопрятность оформления.
           Ну то есть на такие мелочи, как однородность выбранных тире (короткое, среднее или длинное), однородность кавычек, лишние пробелы между словами, точки в конце предложений, оформление прямой речи, запятые, неоправданные повторы – авторы не обращают внимания в принципе. Корректор для этого есть (по мнению авторов). И даже если его нет – несущественно. Важно ведь содержание, а остальное – формальность (снова – по мнению авторов). Но раз уж я как организатор написала в регламенте: «Если текст поступит на конкурс не вычитанным, я верну его на доработку автору независимо от того, успевает он потом на конкурс или нет. Потому как за такой срок можно вылизать сорок тысяч знаков до блеска! В том числе и стилистически», – то и возвращала абсолютно все работы авторам на чистку. Хотя бы на косметическую. Но даже с этим справились не все.
          
           Если не брать в расчёт оформление.
           Тема «Судьба человека» настолько широкая, что не попасть в неё трудно. Но, оказывается, можно. Если автор пишет не рассказ на конкурс, а рассказ как таковой (а конкурс тут просто вовремя под руку подвернулся). В этом случае автору важно вместить в текст всё, что хотел он (что ему важно, нужно и тэдэ), но что никак не играет – вот досада! – на тему конкурса, а именно: «Судьба человека».
           Не «Судьба семьи» или «Судьба страны в судьбе ГГ», где каждый персонаж дан лишь намётками, а целое увидится, когда будет готова вся повесть.
           Не «Один день из жизни ГГ», где и фантазии его, и сны, и сказки, которые он пишет, и куча встреченных людей-однодневок, которых в судьбе ГГ никогда больше не будет.
           И не «Судьбы российской глубинки», где главный герой не человек (по замыслу автора), а та самая глубинка, и где каждому персонажу требуется своё отдельное, и не маленькое, наполнение, а персонажей этих несколько.
           А именно – Судьба. Человека. Вокруг которого, само собой, есть какие-то люди, но которые не заслоняют ГГ, а оттеняет его, выпячивают и выпукливают (позволю себе улыбнуться). И любые действия и ситуации, чьи-то поступки, имена, клички, весь сюжет должны играть ~на~ главного героя, а не отталкивать его в сторону, затмевая. Иначе подружка невесты перетянет на себя всё внимание, и невеста зачахнет за свадебным столом. В этом плане удивило, не могу найти другого слова – наплевательское отношение некоторых авторов к конкурсной работе. Когда на предложение подумать, так ли нужно это, или то, или каким боком относится к линии «судьба героя» стописятпятый эпизодический чел (или не чел), автор говорит: «МНЕ надо. Резать ничего не буду, править некогда, или берите так, или не берите вообще». Пан или пропал какой-то. Ультиматум. Зачем при таком подходе вообще высылать работу на конкурс? Просто потому, что текст стопроцентно будет рассмотрен со всех сторон, и автор сможет взять для себя нужное? Ну, так для этого Книжная Лавка есть (в том числе и с мягким разбором – для лиц с тонкой душевной организацией). А пользовать конкурсы в сугубо корыстных целях не комильфо. На мой взгляд.
          
           О рецензировании и реакции авторов…
          Тут у меня есть одна устойчивая аналогия. Из домашнего. Она как-то сама по себе образовалась, и на неё я и ориентируюсь теперь.
           Долгое время отдавала предпочтение подсолнечному маслу «А». Оно очень качественное, на мой взгляд. Но потом что-то случилось с производителем упаковки, и внутренняя крышечка стала не открываться, а отрываться. Хоть я и цеплялась за масло «А» из последних сил, мне эта рвущаяся крышечка так надоела, что я перешла на другое масло, «Б» – чуть похуже качеством, но оч хорошо открывающееся. Так и с авторами. Зачем мне читать и рецензировать тексты автора «А», если он мне некомфортен в дискуссиях. Я лучше буду читать и рецензировать тексты автора «Б», который, возможно, чуть менее качественно пишет, но который не «рвётся» в полемике. И не хлопает дверью, чуть что. А также интересуется разными мнениями на свои работы, а не только приятными.
           Рецензенты вообще-то высказывают каждый своё мнение, и оно может категорически не совпадать с мнением автора о его произведении. С разворотом на 180 градусов. Но это не значит, что все сговорились и получили заказ (от кого, интересно), и топчутся по нежному кирзовыми сапогами. Может, просто не нужно с горы на «шпильках» спускаться?
          
           …и о модерации на К2.
           Понимаю, что незаметно для себя все привыкли, что по странице бегает секретарь (который, по мнению некоторых, обязан работать на износ, «как все») и, чуть что не так, спешит вмешаться. Дабы дети малые друг другу чубы не поотрывали. А секретарь должен с полуслова понимать, где назревает драма, и стоять на страже. Даже если ссора давно закончилась, но одному из драчунов вздумалось помахать кулаками и дальше, уже на публику (а то не все видели, как его оскорбили).
           Вместе с тем, кому-то не нравится, что секретарь обрывает задушевную беседу и перенаправляет в литкафе, которое всегда пустует. И понятно, почему пустует – потому что странно брать горячий кофе и топать с ним через дорогу в другое помещение. Кофе остывает, и пить его неинтересно. Тут я даже склонна согласиться с флудильщиками. Однако. Если флудильщикам неприятно, когда прерывают их разговор, то как может быть приятно _рецензенту_, говорящему о тексте, пусть и резко, когда за ним бегает модератор с палкой и то и дело стукает ею по рукам: веди себя прилично! следи за языком! извинись! Это при том, что модератор (секретарь) может в упор не видеть оскорблений и дёргать будет тупо на опережение. Потому что для меня, например, слово «непрофессионал» не является оскорблением. И «лепила-автор» тоже («Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила». К реакциям авторским очень подходит)). Или тогда надо признать оскорблением и «графоман» (а этим многие даже гордятся), и «неопытный», и «начинающий» – потому что как это начинающий? как это – неопытный? когда человеку уже пятьдесят. Поэтому меру своего уязвлённого самолюбия каждый должен определять сам и сам же ставить на место обидчика. То есть так, как я и сказала в одной из рец: «Разобрались? Молодцы. На этом обмен любезностями можно считать оконченным». А вот если кто-то не хочет заканчивать, то вмешивается модератор. Что я и сделала дважды (или трижды).
           Это лично моё видение роли секретаря и модератора на конкурсе. У других может быть другое. Никому ничего не навязываю, само собой. Но и не считаю правильным, чтобы навязывали что-то мне.
           Ну а так-то конкурс мне действительно понравился, о чём и сказала выше. По поводу ежегодного, правда, сомневаюсь. Но кто знает, кто знает…
         
           Светлана Малышева
         



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215102300365 



обсуждение здесь http://proza.ru/comments.html?2015/10/23/365


Рецензии