50-1. Где деньги, Зин?..

Юрий Ерусалимский
   
     Крылатое выражение из песни Высоцкого как-то стало для меня весьма актуальным, причём в самом прямом смысле. Когда вспоминаешь, у кого занимал деньги в своё время или о тех, кто у тебя занимал, понимаешь, что это – одна из обязательных сторон жизни, проявление взаимовыручки, без которой, бывает, обойтись просто невозможно. Но у всех, наверное, случались проколы с долгами - или с тем, чтобы отдать вовремя, или, напротив (что неприятней, конечно),  с тем, чтобы получить свои кровные у безденежного должника. «… ссужая, теряем мы и деньги, и друзей, а займы притупляют бережливость» - так напутствовал Полоний своего сына Лаэрта в известной пьесе. Частенько так и бывает, никуда не денешься.

     Помню, когда жили в Тарасовке, одна из соседок не раз и не два занимала деньги у матери – «до получки» (почти все так и жили, «дотягивая» до зарплаты кто как мог). Отдавала, правда, исправно. Но как-то у матери тоже случилась необходимость занять, и она пошла к той самой приятельнице-соседке, которая у неё неоднократно перехватывала. Потом, по приходе, возмущалась и удивлялась – как это так, та ей сказала, что принципиально никому в долг не даёт (могут ведь не отдать, правда?). А что же сама-то? Такие казусы тоже случаются, люди чудные бывают, а то и себе на уме…

     Помню также помощь друзей, родственников, да и просто знакомых, когда надо было вносить  первые взносы, сначала в 70-м, когда покупали кооперативную квартиру, а потом и в 2000-м, когда надо было из неё же и выехать (в ней оставался сын со снохой). Занимать приходилось, и по крупному причём, без этого жилья было бы не видать и в том, и в другом случае.

     И тогда я  помнил, конечно, что и меня выручали – почему бы и мне не помочь, когда есть такая возможность? Возможность была, я приехал тогда с заработков, часть денег положил в банк. Обратилась женщина из отдела, подвернулся гараж (дефицит, как и многое тогда – можно посмотреть фильм с таким названием из тех времён), нужны срочно деньги, недели на две.

     Гараж – дело нужное, решил помочь. Как оказалось, никакого гаража не было, Зинаида (так звали даму), загуляв не в меру, растратила деньги КВП (сейчас это забытая аббревиатура – касса взаимопомощи), близилась проверка, и ей надо было срочно покрыть недостачу. Но всё-таки накрыли её тогда. Вернуть  деньги с незадачливой активистки КВП мне стоило немалых трудов, причём удалось это незадолго до её посадки, иначе бы пели мои денежки (и не только мои, как оказалось), добытые праведным трудом в северных краях. «Где деньги, Зин?» - этот вопрос и мне пришлось повторять неоднократно.

     Мадам села за растрату казённых денег года на три. Больше я её не видел. Удивительно, но по выходе из мест не столь отдалённых она не поленилась мне позвонить (я ей дал тогда самую крупную сумму) и попросить прощения за все причинённые мне неудобства (так она выразилась), она очень, мол, очень сожалеет об этом и благодарит за доброту и участие. Совесть у человека осталась, и это порадовало, конечно.