История на миллион долларов

Олег Грач
Сложно, наверное, найти более подробный труд на тему литературного и сценарного мастерства, чем книга Роберта Макки - “История на миллион долларов”. В процессе создания этой книги, чувствуется, были вложены огромные запасы сил и колоссальное, глубокое понимание темы сценарного мастерства, умения рассказывать и показывать истории так, чтобы зритель или читатель не мог оторваться от них до последнего кадра или буквы.

Всё, абсолютно всё, каждый мельчайший нюанс, каждая мелочь, детально разобраны на примерах, раскрывающих их суть. В процессе чтения “Истории на миллион долларов” в голове непременно начнёт зудеть вопрос: а со сколькими же, в конце концов, кинокартинами, со сколькими книгами ознакомился автор, Роберт Макки, за свою жизнь? Как он набрался стольких примеров для каждой описываемой им ситуации и как запомнил их? Речь зашла об антиструктурных и бессюжетных фильмах? Пожалуйста, дорогие читатели, вот вам пример для лучшего понимания темы - “Скромное обаяние буржуазии” режиссёра Луиса Бунюэля. Посмотрите, вникните в структуры картины. Или поговорим о темах, вдохновляющих писателей и сценаристов на протяжении их творческого пути. Хотите ещё пример - пожалуйста! Мольеру давали пищу для творчества и размышлений человеческие пороки и идеи, касающиеся общественной жизни. Эрнеста Хемингуэя вдохновляла тема встречи человека и старухи с косой. И так далее.

Что ещё хорошо в “Истории на миллион долларов”, так это то, что Роберт Макки на протяжении всей книги не устаёт спрашивать читателей: а вы-то что сами об этом думаете? О структуре, о сюжете. Как кажется лично вам? Что бы вы сделали? Это замечательно, когда читатель, зритель или слушатель не ограничивается пассивным созерцанием, зевотой и нетерпеливым поглядыванием на часы, как это часто происходит на разного рода обучающих лекциях. Роберт Макки словно бы вызывает читателей на диалог, заставляя их рассуждать, думать и делать какие-то выводы.

“История на миллион долларов” содержит в себе огромный массив полезной для писателя, сценариста и других людей, рассказывающих истории, информации. Книга, как концентрат, в котором практически нет отвлечённых моментов, нет какой-то лирики, нет “воды”. Возможно, именно из-за этого её несколько тяжеловато читать. Приходится быстро усваивать новую информацию. Но эта информация сделает своё дело, она способна приоткрыть такие закоулки сценарного и писательского мастерства, о которых читатели могли даже никогда и не задумываться. А вследствие этого повышается уровень профессионального мастерства.

Книга Роберта Макки настоятельно рекомендуется всем, кто всей душой увлечён созданием историй. На бумаге ли, на экране - не важно. Ведь сценарий - наше всё.