Вьетнамская война в подземелье и награда

Борис Васильев 2
В связи с 70-летием великой Победы, на специализированных форумах рассматривают историю юбилейных наград. Некоторые дотошные исследователи задаются вопросами о статусе различных медалей. В частности, вызывает интерес  медаль с уникальным статусом.

Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года. Уникальность её статуса в том, что ею награждали «…весь личный состав Вооруженных Сил Союза ССР…». Ни до, ни после – таких массовых награждений не производилось.

Для лучшего понимания Положения об этой медали (её статуса), полезно вспомнить особость периода времени, в который она была учреждена. И здесь, несомненно, повлияли множество взаимосвязанных факторов.

1.Только что (менее полугода назад) был отстранен Хрущев. Брежневу было необходимо усилить свое влияние среди военнослужащих.

2.Холодная война была в самом разгаре.

3.Один за другим следовали международные политические столкновения, иногда ставившие мир на грань войны «горячей»: события в Венгрии в 1956 году, Берлинский кризис 1961 года (с началом строительства Стены, с постоянным её усовершенствованием), Карибский кризис 1962 года.

4.Участились случаи предательства среди военнослужащих, включая – высокопоставленных: семья Петровых в Австралии, полковник ГРУ Пеньковский, и другие.

5.Наконец, Вьетнамская война. К весне 1965 года во Вьетнаме уже находились десятки тысяч американских военных, было известно, что вскоре речь пойдет о сотнях тысяч. Развитие событий на Дальнем Востоке невозможно было точно прогнозировать.

6.В обществе нарастало недовольство огромным сроком срочной службы: три года солдат в сухопутных войсках и четыре года матросов на флоте. Приближалось сокращение этих сроков в 1967 году, когда подросло поколение послевоенных парней.

В этих условиях советское руководство постоянно испытывало недостаток пропагандистских приемов для увеличения патриотизма, в частности, среди военнослужащих срочной службы. О силе идеологической роли медали «Двадцать лет Победы…» можно судить по количеству врученных наград: свыше 16 миллионов. Это всего в четыре раза меньше, чем тираж юбилейной монеты 1965 года «Один рубль» с аналогичным оформлением.

Лично я, служивший в то время в Центральном Узле Связи Ракетных войск стратегического назначения (ЦУС РВСН, пос. «Власиха»), хорошо помню еженедельные у нас политинформации. Их лейтмотивом было:
- война идет, и никогда не кончалась по настоящему, просто сменился вероятный противник;
- каждое грубое нарушение воинской дисциплины в этих условиях – аналог измены (дезертирства), и будет рассматриваться соответственно.

И действительно, каждая самоволка сроком свыше суток, или с выездом с территории округа – рассматривалась «через лупу»: нет ли тут признаков дезертирства? С жесточайшими наказаниями, почти через раз: дисциплинарный батальон, и т.п.

Так же строго изучались случаи сбоев-остановок оборудования, обслуживавшего узел связи:  кондиционеры, противовзрывные заслонки, системы вентиляции и фильтрации, и т.п. В половине таких случаев отдельно участвовал в расследованиях майор КГБ. У офицеров и техников, обслуживавших ЭВМ и аппаратуру засекречивания связи – были аналогичные и более сложные проблемы.

В этих условиях мы, солдаты, встретили с восторгом наши награждения медалью «Двадцать лет Победы…». Под влиянием замполита, мы так и считали себя «бойцами подземного фронта», продолжающими традиции воевавших Отцов-Победителей.

Несколько позже, в начале 1966 года, генерал-полковник Толубко, который был тогда первым заместителем Главнокомандующего РВСН, встретился с солдатами гарнизона. Он тогда вернулся из Вьетнама, где вручал награды нашим военным. И сказал с трибуны, слегка шифруясь:
- Там, на Востоке, под бомбами, я и ваши коллеги – зенитные ракетчики – чувствовали поддержку «Власихи».

Конечно, мы завидовали лётчикам-связистам-ракетчикам – физически находившимся в боях с американцами. Некоторые, самые отчаянные, писали рапорты, с просьбами направить их во Вьетнам. Обычно, делали это втихую, боясь позора и насмешек в случае отказа. И действительно, отказывали всем, объясняя: вы здесь нужнее, вы – такие же участники этой войны. Только квалификация у вас другая, и вместо окопов под тропическим дождем, вы сутками работаете в тридцати метрах под землей.

Самовольщикам – позор и гауптвахта (что греха таить, бывало).
А медаль – заслужена, вот она.

2015г.