Приключения Занзибара Ватервейса Шпигат фон Туза

Надия Филини Павол Баранай
Не рассказанные сказки…
Моей дочери Мартине и внукам посвящается…

Пролог
Сумерки мягким покрывалом опускаются на землю, уставшее уходящее за горизонт солнце посылает свой прощальный луч. Утомившиеся от вечного бега волны, словно упрекая берег, что он не даёт им разгуляться, ласково рокочут, шлифуя змеисто осыпающиеся песчинки с кромки прибрежных дюн. Мы сидим на открытой уютной террасе, укутавшись в мягкий плед.
- Дедулечка, расскажи нам сказку!
О чем же рассказать этим двум непоседам, мне прожжённому пожилому, мужчине с двумя высшими образованиями, но все ещё способного безоглядно и по-детски отдаться сочинению незатейливого сюжета детской сказочки!
Пожалуй, я расскажу внукам о том, что люди и сейчас и в незапамятные времена, направляясь в дальние плавания, чтобы убедиться, что кроме них есть ещё кто-то по другие стороны морей и океанов, берут с собой на борт животных.
Их везут как помощников в поиске чего-то съедобного в незнакомых странах,  или для борьбы с грызунами на борту, а порой просто для общения. Эти животные несут со своими хозяевами полноценную вахту, охраняют морские границы, выискивая тайно пробравшихся на борт судна пассажиров, или контрабанду.
На судах вместе с моряками бок о бок живут собаки, кошки, попугаи и другие птицы, обезьяны, козы, черепахи все они, как талисманы приносят удачу в дальних плаваньях. Очень часто таких животных реально зачисляют на службу как полноценных членов команды, и они имеют право на медобслуживание, звание, и собственную койку.
И не только моряки, но и береговая охрана так же освоила эту традицию, и стала брать на службу собак. Они исправно несут службу, а те, которые делают это особенно хорошо, даже получают звания, за образцовое исполнение заданий.
Многие животные отличаются в борьбе против врагов экипажей судов, часто бывают ранены, многие погибают, и их память навсегда остаётся в сердцах моряков. Эта традиция сохранилась до сих пор, и будет продолжаться всегда, пока люди уходят в море. Животных, которые отслужили свой срок на борту, списывают на берег, и они пользуются всеми благами, как заслуженные пенсионеры. Они живут недалеко от родной гавани, в собачьих пансионатах с видом на море. И могут часами сидеть на берегу и смотреть вдаль.
Эту сказку я, пожалуй, посвящу животным, которые разделяют страдания и радость людей ушедших в море, и делают жизнь моряков более терпимой и не такой суровой, какой она могла бы быть без их присутствия!

Часть первая.
Я уже давно живу здесь в этом странном месте, и это не первый мой дом, он немного похож на те, в которых я жил раньше, только этот больше по размеру, чем все предыдущие. Своих родителей я вспомнить не могу, сколько не напрягаюсь, и не знаю, есть ли у меня братья и сестрички. Впрочем, это не важно, потому что по всей вероятности я их вряд ли уже увижу, и с этим фактом я смирился. Зато у меня много настоящих друзей.
Сколько себя помню, я всегда старался все обследовать и везде пролезть, и из-за своего любопытства много раз попадал во всякие неприятности. Мой дом, когда я впервые попал сюда, казался мне огромным, а некоторые помещения в нем очень страшными. Это теперь я знаю здесь каждую щелочку и у меня много укромных местечек, где я могу спрятаться, чтобы меня никто не нашел, если конечно захочу. Здесь все интересно, вот, например, внизу обитает огромное чудище, оно все время ужасно гремит, пыхтит, а иногда даже шипит и плюется огнем и паром. Честно признаться мне очень не нравиться туда спускаться, хотя мой самый лучший друг Палыч, как все его называют, почти все время рядом с ним. У моего друга черные цыганские глаза с хитроватым прищуром, и черная лохматая шевелюра, он добрый, любит подшутить, но по-доброму, и за это его тоже все вокруг любят. И даже это ужасное чудище его любит, и все время ждет, он с ним как не разлей вода, совершенно не боится его, все время кормит, и ухаживает! Смельчак! Я бы никогда к нему так близко не подошел! Он даже называет его очень ласково Движок! Я иногда даже завидую чудищу, потому что мне мой друг уделяет намного меньше времени. Интересно, что он находит в его компании, я наоборот всегда стараюсь держаться от него подальше.
Мне больше нравится быть наверху, или поближе ко второму моему другу, которого все называют дядя Миша, у него всегда аппетитно пахнет и он каждый раз угощает меня чем-нибудь вкусненьким, хотя у него в комнате, которую все называют камбуз, за высоким комингсом, тоже обитает очень не приятное существо. Ах да, я вам не пояснил, что комингсами в моем доме, называются пороги у двери. Так вот, это второе чудище ведет себя не так шумно, как то, что внизу. Хотя если честно, характер у него тоже не очень, я однажды, когда дяди Миши не было, взобрался к нему на спину, и оно мне за это лапу обожгло. Ах да, я совсем забыл вам представиться - меня зовут Занзибар Ватервейс Шпигат фон Туз, но это моё официальное имя, а мои друзья называют меня попросту – Тузик, вообще-то так называют лёгкую шлюпку на одного гребца, но я не против, чтобы и меня называли также. Вы, наверное, уже догадались: я не человек, я - корабельный пес, а мой дом это рыболовный траулер. На берег я почти не выхожу, но зато все судно моя территория, начиная с капитанского мостика, и заканчивая мельницей рыбной муки, которая находится в самом хвосте судна.
Мне здесь очень нравится, хотя иногда мне так хочется на берег, что начинает отчаянно чесаться нос, и зелёная трава  снится по ночам с всякими ползающими в ней букашками. На судне меня никто меня не обижает, и зря не пристает. Еды сколько хочешь, у меня даже есть собственная большая дюралевая миска для еды. Она стоит на палубе перед камбузным иллюминатором, это мое штатное место для приёма пищи, так говорит боцман Николай Григорьевич, вся команда его очень уважает и немного побаивается, я тоже стараюсь лишний раз не попадаться ему на глаза! Наш боцман не высокий, коренастый мужчина, на голове – светлый ежик волос, и веснушки на щеках и на носу, глаза серые и упрямые, но это когда он на работе, а так, когда отдыхает - добрые. Он знает все и обо всем.
Живу я в каюте у Палыча, и когда утром выбираюсь оттуда, вначале всегда высовываю свой нос и нюхаю воздух, нет ли кого по близости, а потом уже выхожу. Нет, совсем не потому, что боюсь того, что кто-то меня обидит, просто не хочется никому мешать. Есть только один человек, которого я слегка опасаюсь, это капитан судна. Он настоящий великан, таких людей как он, мне видеть никогда не приходилось. Широченные плечи, голова под подволок. Ах да я совсем забыл, вы, наверное, не знаете, что так на судне называется потолок в помещении.  Когда я первый раз его увидел, мне захотелось загавкать от восторга, но он приподнял бровь и глянул на меня, как слон на маленькую собачонку, мне сразу же захотелось забиться куда-нибудь подальше и спрятаться, желание погавкать бесследно исчезло.
Мне нравится жить на этом судне. Но так было не всегда, когда я квартировал на другом судне все было совсем не так безоблачно,  но сейчас вспоминать об этом совсем не хочется. Если уж быть до конца честным, мне даже имя меняли несколько раз, и разрешения на это никто у меня не спрашивал. Я вам обязательно когда-нибудь расскажу об этом, когда будет подходящее настроение.
***
И ещё что бы чтение моих приключений было не только интересным, но и полезным, я расскажу вам, как делать основные морские узлы, в которых мой хозяин Палыч большой мастер, он обучает им новичков, которые только начинают ходить в море. Почему ходить, а не плавать, объяснить я не могу, но это традиция так говорит у всех моряков о своём пребывании на палубе любого судна, неважно большого танкера или самой крошечной рыбацкой посудины, на которой трудится всего несколько человек. Советую вам научиться вязать морские узлы, мало ли где и как это может пригодиться!

Простой узел: Это самый простой из всех известных узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце или на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю.
 
Рис. 1. Простой узел: а –  левый; б –  правый
В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым (рис.1,а)  или правым (рис. 1,б).
 
Простой узел может оказаться полезным и в быту. Иногда человек попадает в беду: при пожаре, чтобы спасти жизнь, можно порвать простыни на полосы и связать их такими узлами, чтобы получилась длинная и надёжная верёвка. Простой узел обычно применяют для завязывания на конце нитки, чтобы она не выскальзывала из материи, или для предотвращения распускания конца верёвки. Простой узел основной элемент многих более сложных узлов.

***
Больше всего на свете я люблю свежий рыбий жир, которым меня угощают меня два мукомола, их фамилии Гапонов и Кутумов. Оба моряка посвятили всю жизнь работе в море. Хотя они уже на пенсии, уходить с работы не собираются. Так и скитаются по полгода по морям, даже несмотря на сильную качку, потому что мукомолка находится в самом хвосте (на корме) судна, внизу под палубой. Чтобы добраться до них, нужно спуститься по лестнице, которую все здесь называют трапом, пройти мимо морозильных машин, через рыбной цех, где все крутится и шумит и стучит. И уже в самом, самом конце нужно спуститься через маленькую дверь к мельникам, которые всегда рады моему визиту. Я часто прихожу к ним подремать в тепле  и одним глазом понаблюдать, как они работают. Когда у них бывает небольшой перерыв, меня угощают свежим вкуснейшим рыбьим жиром, достают его из большой бочки по имени Сепаратор. Экипаж не часто приходит к ним, потому что многим не нравится зловоние, исходящее от гниющей рыбы, но меня это абсолютно не смущает.
К сожалению, полакомиться рыбьим жиром я могу только, когда судно находится в открытом море (команда называет это «на промысле»). Когда мы скитаемся в поисках рыбы или же стоим в порту, никто мне рыбий жир не предлагает. Но я знаю, как только мы выйдем в море, и начнётся промысел, я опять получу рыбий жир, кстати, шерсть от него у меня становится мягкой и шелковистой.
Но, как я уже говорил вам, самое моё любимое место это камбуз, когда я был чуть меньше, я не мог туда забраться, потому что перед камбузом самый высокий комингс. Теперь я уже могу это сделать, хотя и с большим трудом. Надеюсь, что когда выросту, это уже перестанет быть для меня таким препятствием.
Мне очень нравится наблюдать за тем, как работает дядя Миша, особенно когда он очищает косточки от мяса, а это значит что, я обязательно получу вкусненькую косточку и смогу её хорошенько погрызть! Вот и сейчас я тихонько сижу возле дверного проёма и стараюсь не мешать дяде Мише, моё присутствие выдают только мои ушки и глаза, заглядывающие в камбуз. Его руки неторопливо и аккуратно двумя вилками удаляют мясо с кости и кладут её рядом на стол, а я, забыв обо всем на свете, смотрю, как умело и быстро он действует и как быстро вырастает гора косточек. И вот когда последняя косточка отделена от мяса, я решительно напоминаю ему о своём присутствии, громко гавкнув и старясь вытянуть шею как можно выше, чтобы он обратил на меня внимание. Дядя Миша взглянул на меня поверх очков и произнес:
- А вот об этом дружочек, мы с тобой не договаривались!  Никаких гав, ты что хочешь, чтобы у меня из-за тебя были неприятности? Вот заявится сюда наш доктор и сделает мне замечание, что посторонние хвостатые личности не должны находиться в камбузе, потому что мешают соблюдению чистоты и порядка в помещении! Будь терпелив, я давно уже тебя заметил и обязательно дам тебе несколько косточек, только немножко потерпи!
Я радостно завилял хвостом и еще два раза гавкнул от восторга, услышав такое шикарное обещание!
- Ну, я же сказал, этого делать не следует, гав-гав оставь при себе.

.......