Крымская страница истории МХТ

Геннадий Шалюгин
    
    В ноябре  1998 года Московский  Художественный  театр отметил свое 100-летие.   26 октября 1898 года состоялось первое  представление -  это был спектакль по пьесе  А.К.Толстого «Царь Иоанн Федорович». Потом  были  чеховские  «Чайка», «Дядя  Ваня», «Три сестры», Вишневый  сад»… Не случайно   Чехов говорил о  МХТ:  единственный  театр, который  я  люблю…   
   Мне  довелось быть участником   юбилейных торжеств  по случаю 100-летия  театра.  С праздничной сцены, где  разместились прославленные актеры во главе с  Олегом  Николаевичем  Ефремовым,   не раз звучало волнующее  для патриота Южного берега слово -  Ялта…  Истории было суждено, чтобы Крым сыграл свою роль в ут¬верждении новаторских поисков русского театра. Вскоре после знаменитой встречи К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко в «Славянском базаре», когда зародилась счастливая идея создания «Художественного общедоступного театра», Владимир Иванович приехал в Ялту. Стояли теплые июльские дни 1897 года. Отдых сочетался с интенсивными размышлениями о составе будущей труппы, о репертуаре, о гастрольных поездках. Предполагалось, что поначалу МХТ будет выступать в Москве лишь эпизодически, уделяя основное внимание провинции. В маршруты поездок входили Симферополь и Севастополь.
 Состав труппы  предполагалось сформировать из выпускников  Филармонического училища,  где преподавал  Немирович-Данченко. Среди них  была Ольга Книппер, Всеволод Мейерхольд,  Иван Москвин - будущие звезды  отечественного театра, о которых их педагог с  гордостью      писал: «Лучшие из моих питомцев...». Среди кандидатов в труппу была также  актриса  Алла Назимова,  дочь ялтинского аптекаря Левинтона, с семьей которого был знаком А.П.Чехов.  Карьера Назимовой в МХТ не  сложилась,  однако судьба ее оказалась на удивление интересной.  Вместе со знаменитым трагиком П.Н.Орленевым, близким другом  Чехова,  она  совершила  самую  первую  в истории русского театра гастрольную поездку в Америку и произвела там фурор. Актриса осталась за океаном и быстро поднялась на театральный  Олимп.  В эпоху немого кино ее имя соперничало на афишах с именем Мэри Пикфорд, а о сказочных гонорарах  ходили  легенды.
   Идея нового театра обсуждалась в Ялте с местными ценителями искусства. «Можете себе представить, - писал Немирович своему единомышленнику в Москву,- как ни верю я в наше предприятие, но такого единодушного сочувствия и такого уверенного предсказывания большого успеха и я не ожидал». Не удивительно, что в день рождения Художественного театра из Ялты в сто¬лицу прилетели горячие поздравления. «Шлем вам свое благословление и свои пожелания успеха делу» - писала в телеграмме на имя Станиславского ялтинская жительница Фанни  Карловна Татаринова. Судьба ее, как показывают архивные документы, была необычной. Талантливая певица, педагогом которой была прославленная Виардо,  она отказалась от  блестящей карьеры ради спасения детей, заболевших туберкулезом, и переехала в Ялту. Татаринова  относилась к числу бескорыстных энтузи¬астов, благодаря которым процветала провинциальная ялтинская культура. В благотворительных вечерах и концертах, которые она проводила в пользу неимущих больных, участвовали известные столичные артисты и музыканты - П.Стрепетова, М.Ильинская, В.Миров, Н.Фигнер.
 Она дружила с молодым Станиславским, который в 80-90-х годах начинал как актер-любитель и пробовал силы в режиссуре. В Чеховском музее хранится программка благотворительного вече¬ра в городском театре, который состоялся в 1896 году. Вместе с Ф.К.Татариновой московский гость играл в комедии П.Гнедича «Горящие письма».  Тогда  Станиславский  использовал новаторский  для  того  времени  актерский прием -  иногда играл спиной  ко зрителю, создавая  иллюзию самобытия  жизни на сцене… Через год зрители встречались с этим дуэтом в комедии Дьяченко "Гувернер",  которая игралась в пользу пансиона «Дарсан». Добавим, что после переезда Чехова в Ялту она стала частым гостем чеховской Белой  дачи. За трогательную преданность своему кумиру ее называли "антоновкой". Известно, что именно на веранде ее ялтинского дома состоялся заключительный банкет по окончании знаменитых гастролей молодого Художественного театра в Крыму. Увлечение  благотворительностью оказалось губительным для  ее деловой  жизни. Пришлось расстаться и с  пансионатом  «Дарсан», и с  газетой, которую она  издавала… С 1907 года Ф.Татаринова стала штатным сотрудником МХТ, преподавала для молодых актеров музыку и пение. Среди её воспитанников были будущие знаменитые актеры Михаил Чехов, Алиса Коонен, и другие.
«Вчера весь день у Синани, продающего билеты, был растерянный... вид, и лавчонку его публика брала приступом. Билеты все проданы... И это в Ялте, где полных сборов в театре никогда не бывает и театр пустует». Так Чехов описывал атмосферу на¬кануне знаменитых крымских гастролей Художественного театра в апреле 1900 года. Больной писатель с нетерпением ждал этой встречи и опасался, что гастроли сорвутся. Опасения были напрасными: для молодого театра поездка в Крым имела особое значение. Мало сказать, что актерами двигало желание поддержать больного драматурга, привлечь его к собственным художественным исканиям. Это были самые первые гастроли МХТ, и театр надеялся заручиться широкой общественной поддержкой. Все это удалось! Теплые апрельские дни на берегу Черного моря стали свидетелями подлинного триумфа. «От А.П.Чехова из Ялты к нам прилетела Чайка ... и указала новые пути в нашем искусстве», - писал позднее К.С.Станиславский.
 Крымские гастроли МХТ начались в  Севастопольском  летнем театре. Кроме  А.Чехова, на спектаклях присутствовали И.Бунин, М.Горький и другие литераторы, приехавшие  в  Крым на пасхальные каникулы. Среди восторженных  зрителей  был и   севастопольский  писатель, служивший в  военно-морской прокуратуре  -  Борис  Лазаревский. Человек небогатый, он попадал в  театр  по протекции Чехова. В свой  дневник он вклеил  билеты на  «Эдду Габлер»  и «Одинокие» Гауптмана (11 и 12  апреля),  полученные из рук Антона Павловича.    Лазаревский  видел   также чеховскую «Чайку» и записал в дневнике: «Пьеса вся меня не так заинтересовала, как отдельные лица ее, особенно Тригорин – это и Чехов, и я,  и всякий пишущий. «Если по небу плывет облако,  похожее на рояль, то я думаю, что вот в каком-нибудь  рассказе это нужно поместить».
После ряда представлений в Севастополе труппа МХТ отправилась в Ялту.  Это было 14  апреля 1900 года... С борта парохода виднелся амфитеатр гор, белый от цветения город,  нарядная публика на пристани.  Горячая встреча  на берегу скрасила неудобства путешествия по морю, где  пароход попал в снежный  заряд. Атмосферу праздника  поддержало присутствие  видных  деятелей культуры – кроме  уже упомянутых писателей Горького и  Бунина,  тут были и Мамин-Сибиряк, и Елпатьевский, и художник Васнецов, и композитор Рахманинов… Их встречи с актерами Художественного театра на "Белой даче"  Чехова оставили заметный след в истории культуры. Известно, что  Алексей Максимович, к примеру, стал постоянным автором  театра, написал специально для  сцены МХТ  пьесу «На дне».
В репертуаре театра было четыре пьесы, в том числе две чеховских. Ялтинские гастроли начались с "Дяди Вани". Успех был полный. После представлений в городском саду шли горячие дебаты о новых веяниях в искусстве. "Спектакли вызывали споры чуть не до драки, - отмечал Станиславский,- следовательно, достигали своей цели". 23 апреля гастроли завершились представлением "Чайки". Актеры играли с большим подъемом: взволнованный автор прятался в глубине ложи: в антрактах с галерки сыпались цветные листочки со стихами. Актер В.Лужский сохранил один из листков и передал потом в Музей МХАТа: стихи были отпечатаны в местной типографии без указания автора. Нам удалось отыскать имя самодеятельного поэта - им оказался учитель женской гимназии Михаил  Михайлович Горбатов, хороший знакомый Чехова и Горького. Романтически-возвышенный стиль Алексея Максимовича явственно чувствуется и в стихах:

Честь и хвала вам, художники русские,
Типов бессмертных творцы благородные!
Смело, расправивши крылья свободные,
Вы вознеслись над  понятьями узкими.

Чудной игрою восторги глубокие
В наши сердца навсегда поселившие,
Новую эру в искусстве родившие,
Честь и хвала вам, борцы одинокие!

 На вечере чествовали и непосредственного виновника незабываемого события - Антона Павловича Чехова. Приветственные стихи читала Ф.К.Татаринова, от публики были поднесены адрес, пальмовая ветвь с алой лентой, которые  можно увидеть в  экспозиции мемориального дома писателя. Самым главным итогом явилась прочная творческая связь драматурга с новаторским театром, поставившем своей задачей воссоздание на сцене художественной правды жизни. С учетом специфики труппы Чехов писал последние пьесы — "Три сестры" и "Вишневый сад", где в главных выступала жена писателя,  талантливая  актриса О.Л.Книппер. Один из эпизодов крымских гастролей МХТ,  кстати, отразился в пьесе Чехова.  "Наш ярый фотограф-любитель Тихомиров, - вспоминал Станиславский, - везде,  где только мог,  ловил Антона Павловича и фотографировал его... Это дало повод написать сценку фотографирования в "Трех сестрах".
Гастроли 1900 года стали кульминацией отношений МХТ с Крымом. На долгие годы Южный берег стал любимым местом отдыха и творческой работы руководителей театра. Почти ежегодно сюда приезжал Станиславский. В августе 1900 года он жил в Алупке, на даче О.Т.Перевощиковой. "Среди такой обстановки воскресают лучшие душевные чувства", - писал он. В режиссерском альбоме Станиславского, хранящемся в Музее МХАТ, имеются многочислен¬ные наброски к будущим спектаклям, которые сделаны именно в Алупке. В рисунках угадывается Воронцовский  дворец, уголки парка - "Хаос", крестовый грот, ручей с камнями. Станиславский навестил Чехова, и из его писем стало известно, что в начале августа 1900 года Антон Павлович уединился на своей гурзуфской даче для работы над пьесой "Три сестры".
Этому домику, подаренному писателем Ольге Леонардовне, суждено было видеть многих выдающихся актеров МХТ. В годы гражданской войны по югу России гастролировала труппа актеров  МХТ во главе с В.И.Качаловым. Были они и в Крыму. Сначала давали представления в Евпатории, потом перебрались в Гурзуф и жили комму¬ной на чеховской дачке. К ним присоединился сын Качалова Вадим Шверубович, покинувший белогвардейский полк. За неимением ци¬вильной одежды он ходил в пальто и костюме Гаева - персонажа "Вишневого сада". Из Гурзуфа труппа наезжала а Ялту, Симферополь с концертами и спектаклем "Дядя Ваня". Было это в сентябре-октябре 1919 года. Тремя  десятилетиями спустя  гостем Гурзуфской дачи  стал молодой  московский актер, которому было суждено  составить целую эпоху в истории МХАТа. Олег Николаевич Ефремов  по приглашению Ольги Леонардовны  отдыхал в  домике на берегу Чеховской бухты. Здесь, по его собственному признанию, родилась идея создания  новаторского театра  «Современник».
После окончания гражданской войны театр постарался восстановить связи с "Белой дачей" Чехова в Ялте. МХАТ был готов взять себя заботы по ремонту и содержанию чеховского дома. Предполагалось устроить в нижнем этаже что-то вроде пансионата для актеров, а верхний этаж сохранить как мемориал писателя. Ежегодно у Марии Павловны были дорогие гости из Москвы. Вот одна из волнующих записей, сделанных в ее альбоме. "В 1900 году я был здесь с Художественным театром. С тех пор прошло 32 года! У меня такое чувство, что наш дорогой Антон Павлович жив и глядит из всех углов этого очаровательного музея - на душе моей стало так легко и радостно, точно я опять с Чеховым... А.Вишневский". Стоит напомнить, что Александр Леонидович Вишневский, таганрогский земляк и друг Чехова, во время памятных гастролей МХТ играл роль Войницкого - дяди Вани...
Новая глава дружбы МХАТа с Крымом открылась в  последние  десятилетия ХХ века. В апреле 1981 году О.Н.Ефремов привез в Ялту блестящий ансамбль актеров. Поводом послужило  60-летие Чеховского музея, который только что открылся после долгой реставрации. Тогда же торжественно открыли площадку с фигурами чеховских персонажей в сквере напротив музея. На торжестве присутствовала  племянница  писателя Евгения  Михайловна  Чехова, в которой   проснулся семейный  писательский  дар: летописанием   жизни Чеховых занимались и отец  Антона Павловича, и брат писателя Михаил, и сестра  Мария, и племянник  Сергей  Михайлович. Замечательная книга  воспоминаний Евгении Михайловны стала продолжением  летописи  жизни семьи Чеховых в  ХХ веке… Городской театр, как во времена Чехова,  был переполнен. Иванова играл великий актер Иннокентий Смоктуновский. С 1985 года началось ежегодное паломничество Художественного театра в Ялту, к Чехову. Первый фестиваль "Дни Чехова в Ялте", посвященный 125-летию со дня рождения писателя, проходил в январе — феврале. Помню, тогда разразился бешеный ураган, перевал занесло, Ялта покрылась ледяной коркой, многие  актеры  простудились. Тем не менее, театральная встреча состоялась. Вечер открыла неувядаемая Ангелина Степанова, в сценах из "Иванова" и "Чайки" на сцену вышли Александр Калягин, Татьяна Лаврова, Вячеслав Невинный... "Были эпохи древнегреческого искусства, Шекспира, - сегодня наступила эпоха Чехова", - заявил О.Н.Ефремов на встрече с крымчанами.  Учитывая  сложности с погодой в  январе, решено было проводить фестиваль в апрельские  дни. Это было выгодно со всех сторон:  в апреле  Ялта  была освобождена от фашистов,  на апрель приходится  день рождения  чеховского музея, в  апреле  состоялись памятные гастроли  МХТ…
В  80-х годах на ялтинской сцене  показали свое искусство  актерские коллективы из Венгрии, Америки, Норвегии, Польши,  Литвы,  Великобритании, из  ведущих  театральных  городов России и Украины. Традиция  ежегодных театральных встреч  с участием  МХАТа, к сожалению, прервалась из-за  бесконечного ремонта  городского театра…Однако ежегодно в музее  А.П.Чехова  проходил свой мини-фестиваль, непременными участниками которого являются актеры МХАТ, сотрудники  Музея МХАТа. Среди них  мы с уважением называем имена  Дмитрия Брусникина,  Сергея Десницкого,  а также племянника  основателя театра  В.И.Немировича-Данченко  - Василия Михайловича  и его супруги Анжелики Юрьевны.
2008 год ознаменовался  открытием  отреставрированного городского   театра имени А.П.Чехова, который обрел новые возможности для  актерского творчества. Теперь здесь прекрасный   свет, звук,  сценическая  механика. Дирекция  театра во главе с  почетным гражданином города  Николаем  Рудником  теперь ежегодно проводит осенний  фестиваль «Чехов. Ялта. Театр». В  Ялту зачастили  знаменитые актеры. Побывали  и ведущие мастера  американской сцены, чтобы  заявить о  возрождении идеи международных  театральных фестивалей имени Чехова.  Я  верю: пройдет время,  Ялта  непременно станет  европейской  столицей культуры, и  имя  Чехова, согласно пророчеству   Бернарда  Шоу, вновь воссияет на театральном  небосклоне как  звезда первой величины.