Вагон

Аркадий Джур
Жил-был вагон. Самый обычный  купейный вагон. Не новый, но ещё не истрепавшийся, покрашенный зелёной краской, хорошо смазанный, регулярно проходящий медосмотр, простите, техосмотр. По людским меркам - средних лет. За время своей работы, точнее сказать жизни, т.к. эти два понятия для вагонов не разделяются, он приобрел репутацию надёжного и честного трудяги и товарища. А ведь жизнь вагонов во многом очень похожа на жизнь людей. Родился, женился, к кому то прицепился и так всю жизнь катился. Всё как у всех.
Но не думайте, что вагонная жизнь неинтересна и идет обыденно, строго по расписанию. У ваго-нов точно также случаются различные истории, как среди людей. То их перепутают, то куда-то не туда пошлют, то они загуляют и днем с огнём их не сыскать, а бывает, что и влюбляются...
Как раз о такой истории рассказ.
Наш вагон уже много лет ездил в паре с одним древним паровозом, "старым пыхтуном", как его звали на всех станциях. Подозревали, что этот дед еще помнил давние добрые времена мягких пульмановских вагонов, самых удобных для пассажиров.
Вдвоем им было по-дружески уютно. Они болтали обо всем на свете и никогда не надоедали друг другу. Старый паровоз делился впечатлениями обо всем, что видел впереди их состава, или травил байки из своей долгой жизни. Вагон же передавал ему новости и интересные случаи, которые рассказывали его пассажиры. И само собой они в дороге пели песни, да и невозможно не запеть в долгом пути, когда мчишься по бескрайним просторам, и тебя переполняет радость движения.
Сзади к вагону периодически прицепляли ещё вагоны, но так складывалось, что совсем ненадол-го, на две - три поездки. И он, не успевая к ним привыкнуть, расставался со случайными попутчи-ками без грусти.
Но однажды, к нему прицепили не вагон, а паровозик. Небольшой такой, современный парово-зик, с первого взгляда немного похожий на вагон, потому что на крыше не торчала огромная, как у старого паровоза, труба. Он вначале так на него и подумал, что это очередной вагон.
Паровозик оказался весёлым, шумным, даже дурашливым. Зачем его прицепили было поначалу совсем непонятно. Может на обкатку, а может как ученика – он и сам не знал.
Но буквально через день они стали возить по станциям какую-то проверяющую комиссию. Всё было ужасно таинственно. Вагон даже не мог понять из разговоров пассажиров цель перемеще-ний, так тихо и чинно они себя вели.
Паровозик не просто болтался в хвосте состава, ему тоже доверялись сложные манёвры, когда неожиданно требовалось двигаться в обратную сторону или укрыться в тупике. Так они крутились целый месяц и очень сдружились. В основном общались паровозик и вагон, они были ближе друг к другу. А до "пыхтуна" из-за шума в движении доносились лишь обрывки их разговоров, да и глуховат он уже стал. Паровозику всё вокруг было в диковинку, он про всё расспрашивал, всему радовался и удивлялся, и вагон с удовольствием на всё отвечал и делился своим опытом. А старый паровоз только пыхтел и ворчал от ревности, бубнил, что раньше и вагоны были удобнее, и паровозики не такие цветастые и легкомысленные.
Молодым всё было нипочём. Наш вагон каким-то чудом похорошел, засиял стеклами.  Они на-слаждались жизнью, ветром и друг другом. И даже не заметили в какой момент отцепились от паровоза. Вдвоём они были счастливы. Время летело незаметно, и они никак не могли разъеди-ниться. Вагон вовсе не вспоминал о "старом пыхтуне", который стоял теперь на запасном пути.
Случилось, что вагон поставили на ремонт, подлечиться, а паровозика откомандировали в даль-ние края.  Оставшись один, вагон до безумия затосковал. Он стоял в растерянности, рвался вдо-гонку паровозику и не понимал, почему сам не может двигаться. Ведь это казалось бы так легко: вот рельсы, вот шпалы, вот колеса. И один раз ему удалось-таки оттолкнуться и покатиться! Но вокруг забегали люди, закричали и сунули под колеса колодки. Они не пустили его за паровози-ком...
Пришлось смириться. Вот так в мечтах и воспоминаниях о весёлом паровозике его и застал быв-ший напарник с запасного пути. Их опять сцепили вместе. Поначалу приходилось тяжело. Паровоз продолжал обижаться на него, а вагон всё время тянуло в другую сторону – он никак не мог забыть паровозик, стремился к нему. Мудрый паровоз старался отвезти вагон на нужные пути, уговаривая его не дурить и забыть своё мимолётное увлечение. Иногда ему надоедало упорство влюбленного вагона, и он надолго замолкал, оставляя того наедине с мечтами. Вагон редко что радовало. Не веселили даже случайно прицепившиеся вагончики. Он всё время думал о паровозике, с которым больше никогда не встретился. Как-то поблек и уже не сверкал своими окнами.
Но «старый пыхтун» терпеливо надеялся, что его горячее сердце, простите, его горячая топка и дружеское общение согреют вагон и помогут обоим обрести покой.
Так и у людей - со стороны кажется, что у многих жизнь катится просто-просто, как по рельсам, а на самом деле всё очень сложно и неоднозначно. Они зачастую большое значение придают вос-поминаниям, живут прошлым  и мало ценят сегодняшний день и тех, кто рядом.
Каждый достоин той жизни, в которой он живёт.

23.10.2015г.


Вагон

Стоял вагон, видавший виды,
где шлаком выложен откос.
До буферов травой обвитый,
он до колена в насыпь врос.
Он домом стал. В нем люди жили.
Он долго был для них чужим.
Потом привыкли. Печь сложили,
чтоб в нем теплее было им.
Потом - обойные разводы.
Потом - герани на окне.
Потом расставили комоды.
Потом прикнопили к стене
открытки с видами прибоев.
Хотели сделать все, чтоб он
в геранях их и в их обоях
не вспоминал, что он - вагон.
Но память к нам неумолима,
и он не мог заснуть, когда
в огнях, свистках и клочьях дыма
летели
     мимо
        поезда.
Дыханье их его касалось.
Совсем был рядом их маршрут.
Они гудели, и казалось -
они с собой его берут.
Но сколько он не тратил силы -
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.
А были дни, когда сквозь чащи,
сквозь ветер, песни и огни
и он летел навстречу счастью,
шатая голосом плетни.
Теперь не ринуться куда-то.
Теперь он с места не сойдет.
И неподвижность - как расплата
за молодой его полет.
1952

Евгений Евтушенко.