Олег Видов Часть 2 Глава 17 Марина-Марина-Марина

Александр Руденский
                Глава 17 – МАРИНА – МАРИНА - МАРИНА
 
                Историческая информация:

  Носящие это имя отличаются иногда необычной судьбой и взбалмошным             
  характером. Между тем и значение этого имени предполагает склонность
               
  к перепадам настроения и поиску приключений - в переводе с латыни Марина
  означает "морская".

  Марина обычно отличается ярким темпераментом, раскованностью и   
  самоуверенностью. Она смела, любит быть в центре внимания и все решать
  самостоятельно, но одиночество может оказаться для нее приемлемой ценой
  за то, чтобы не ущемлялась ее гордость.
 
  Юную Марину стоит контролировать, Впрочем, с каждым годом уследить
  за нею все сложней. Марина не любит быть у материнской юбки, ее не
  удержишь в родительском доме и в рамках родительских представлений. 
  Они любят шумные загулы, из-за чего в доме нередко возникают скандалы, 
  связываются со странными компаниями, и вообще проблем с Мариной много.
  В детстве она - кумир мальчишек, все соревнуются за право нести ее            
  портфель, дерутся за возможность с ней пообщаться. Марина рано               
  начинает встречаться с юношами, причем ее шарм никогда не становится          
  меньше.
 
  В будущем Марине лучше будет с мужем спокойным и понимающим, но только
  при условии, что он обеспечит ее материально и будет постоянно выказывать 
  восхищение, потому что невнимания и бедности Марина не gростит. Не удержат
  Марину в браке и деньги, если при этом муж холоден или предает ее. От такого
  супруга Марина легко и гордо уйдет в никуда, не боясь ничего потерять.
  Если же муж будет с ней восторжен и заботлив, то Марина станет прекрасной
  хозяйкой, удивляющей его кулинарными изысками превращающей каждый день в
  маленький праздник. А вот отношения со свекровью у Марины не складываются в
  любом случае, даже если с мужем все безоблачно: просто Марина слишком своенравна
 для нередко пожилой матери своего избранника.
 Они всегда стремятся быть на виду и заводить выгодные знакомства, так что легко
 делают карьеру. А вот если Марину всерьез увлекает ее профессия, в трудовом
         азарте она может попросту навредить себе, переутомившись.
               
                *   *   *

   В те годы, о которых пойдет повествование в этой главе, в стране была очень
            популярной итальянская песня «Марина, Марина, Марина». 

  Под нее танцевали на студенческих вечерах, в ресторанах, она звучала почти повсюду...
                В русском варианте она пелась  как :

     Марина, Марина, Марина..
     Прекрасное имя твое..
     Марина, Марина, Марина..
     Твержу я и ночью и днем..

  Когда Олег впервые увидел на платформе  станции Быково  московской пригородной
 электрички Рязанской железной дороги  эту очаровательную, симпатичную девушку,
 он не знал, что ее имя как раз Марина, и  что наступит момент, когда он о ней
 будет думать и ночью и днем. В тот первый раз он постеснялся подойти к ней и
 познакомиться.

  Стройная красивая девушка, как говорят в таких случаях, запала в душу.
  Он потом несколько раз приходил на то место, в тоже время, надеясь опять ее
                увидеть. Но она не появлялась.

            Но судьбе было угодно, что бы они встретились еще раз.

  Станция Томилино была на несколько остановок ближе к Москве, чем Быково, где
 она жила. Был вечер. Они оказались в одном вагоне электрички. Было уже темно,
 они возвращались из Москвы, каждый к себе домой. Народу в вагоне было немного,
 было много свободных мест. Он увидел её и сразу узнал и сел как раз так, чтобы
 ее хорошо видеть.
 
  « ... и всю дорогу не сводил с нее глаз. Она же делала вид, что не замечает
 этого. Смотрела в темное окно и видела его отражение. Возможно это отражение
 отличалось от оригинала, поэтому она и не смогла оценить красоту юноши. Поезд
 остановился в Быково, она вышла и он вышел вслед за ней. Он проехал свою
 остановку, чтобы познакомиться, но в ответ услышал жесткое - нет:
            ,,Я ничем не могу Вам помочь,,- сказала она. И все.»

     Через некоторое время он напишет маленькие два четверостишия.
     Назвать его стихотворением сложно.
     Просто он как бы записал свои мысли вслух:

            Мне не важно, кто ты и откуда
            Ты откуда едешь и куда...
            Ты- моё единственное чудо,         
            Ты мне путеводная звезда.
;
            За тебя благодарю природу.
            Слабый, грешный...
                Ну, а кто святой?
            Ты моя, единственного рода,
            Ты моя, я твой и только твой.
            
          Сколько времени прошло с той встречи сказать трудно.

  Ей тогда было 17 лет. Она рано пошла работать, сразу после школы.
  Работала она в Центральном статистическом управлении СССР.
  При этой очень серьезной организации, в ее клубе была группа
  художественной самодеятельности с народным театром, как их тогда называли.   
  Руководил этим творческим коллективом Виктор Иванович Новосельский -
  актер МХАТа. По вечерам, после работы она занималась в этой группе,
  а по выходным дням ходила в художественную школу.
          
              Руководитель их театра говорил что она талантлива.

  Еще один раз Олег встретил Марину совсем случайно. Произошло это в
  школе студии МХАТа летом во время вступительных экзаменов.
  Знакомая Олега попросила его сопровождать ее туда на вступительные экзамены.   
  Она надеялась, что его присутствие сможет ей как-то помочь.
   
   А Марина по настоянию руководителя художественной самодеятельности -
       В.И. Новосельцева решила поступать. Он ее готовил к экзаменам.

    (На фото Школа –студия МХАТа в Москве на ул. Тверская, д.6 строение.7) 
               
                Марина вспоминает:

  - « Актрисами тогда мечтали быть многие девочки и я не исключение. 
  Но я все испортила сама.. Злую шутку со мной сыграл мой характер!   
  При мне, председатель комиссии, унизил одного абитуриента, как мне         
  показалось тогда. Видимо он просто в резкой форме отозвался о его         
  актерских способностях.      

  Но тогда меня это сильно возмутило и я выразила свой протест тем,          
            что повернулась и ушла с экзамена ».

   А Олег увидел ее, но опять постеснялся подойти, помня тот случай в электричке.

                Но вот однажды случилось чудо: 

   « Она ехала в Москву и на одной из остановок вошел Он! Сказать, что это было
 потрясение, не сказать  ничего. Весь его облик, его голос! Да, это была любовь
 с первого взгляда! Она вспомнила его, Но почему она тогда была так холодна?
 Надо сказать, что девушка тоже знала себе цену и была чудо как хороша!
 Поэтому, она даже и вида не подала, что ее сердце, уже принадлежит только ему.
 Да и он делал вид, что она ему не знакома и безразлична.
 Да, два молодых дурачка, полюбившие друг друга!

  Но с того момента, они старались попасть на одну и ту же электричку.
  Он ехал в институт, а она, со своими знакомыми, на работу.
 
  И вот, однажды, поздно вечером, когда она вошла в электричку, чтобы ехать
  домой, за спиной раздался его волшебный голос: « Здравствуйте » - сказал он.»

  Олег спросил ее о поступлении и они разговорились. Было очень легко и просто.
  Они оба уже были готовы к этой встрече. Оба подсознательно ждали ее, искали
  ее. И она произошла. И вот с этого времени, они уже не расставались:

  « Как потом он рассказывал, после той, первой встречи, он пол года ездил
 на ее станцию, надеясь на встречу. Ну, а когда встретились, повели себя как
 дети. Столько времени потеряли. Да любовь! Какое же это чудо!
 И как она прекрасна, не смотря ни на что, когда взаимна! 
 Это был 1963 год.»
               
   От нее он узнал, что она живет со своей матерью и с сестрой на той самой
 станции Быково, где он ее встретил первый раз. Её мама работала там на
 железной дороге. 

   В то время, когда они познакомились, с Мариной произошел один интересный
                случай, говорящий о ее характере:

  " Я работала тогда в ЦСУ СССР и нас, трех красивых девочек, отобрали для
 демонстрации на ВДНХ Электронно - вычислительной машины ВЕГА. При этом,
 мне еще и поручили просить посетителей  оставлять свои комментарии в книге
 отзывов. Я ко всему, что касается работы, относилась очень серьезно. И вот,
 однажды, появилась правительственная делегация. В центре был мужчина с довольно
 крупным носом, как мне тогда показалось. Все было обставлено очень необычно. 
 Чувствовалось, что Он главный. Да и речь была иностранной. Все прошло очень
 торжественно и успешно до того момента, пока я не попросила его оставить свой
 отзыв. Реакция, которая последовала после моих слов была, мягко говоря, 
 ужасающей. Я увидела как побледнели те, кто его окружал и поняла, что совершила
 какую-то ошибку. Но какую, так и не могла понять, в силу своей молодости.
                ( мне было 18 лет от роду)
   
  Все изменилось, когда этот мужчина шагнул ко мне и сел за стол, куда я его 
 приглашала и где лежала эта злополучная книга отзывов. Я радостная села
 напротив и уставилась на него. Глядя на меня, такую веселую, Он улыбнулся
 и что-то сказал на своем языке. Переводчик перевел и все заулыбались. Это
 звучало примерно так: -               
 
   « Товарищ Тодор Живков сказал, что Вы красивая девушка и Он стесняется,
   когда вы на него  так смотрите. Сейчас Он выполнит вашу просьбу .»

     Напряжение спало! Слава Богу не разразился международный скандал!
      
    После ухода делегации, еще несколько дней все приходили в чувство.
    И вот тогда я поняла, что все эти небожители, тоже обыкновенные люди
                и не что им не чуждо .»

   Ей тогда было 18 лет, а ему- 20.. Когда она узнала, что он занимается во
   ВГИКе, то не удержалась пригласить его на спектакль их самодеятельного
   театра «Женитьба Фигаро»  в котором  играла Сюзанну. Олегу спектакль
   понравился и игра Марины тоже. Она мечтала стать актрисой. А Олег в         
   то время уже снимался у Басова в фильме « Метель ». Натуру в Суздале к
   этому времени уже отсняли и съемки проходили в павильоне на Мосфильме.

        Свою любимую, Олег брал с собой всюду и даже на съемки..

    Марина появлялась везде где бывал сам Олег. Ее видели вместе с ним на
     Мосфильме, во ВГИКЕ и не только там. Ее уже узнавали и считали своей.
   
    Режиссеры начали предлагать ей роли, считая, что она тоже актриса..

  На Мосфильме, когда они шли с Олегом, ее увидел режиссер Юрий Челюкин и   
 предложил эпизодическую роль в своем фильме «Королевская Регата», но Марина
 отказалась. Причина отказа была в том, что в это же время, один начинающий
 режиссер, пригласил ее приехать в Одессу, чтобы сниматься в главной роли в
 своем дипломном фильме. Увидел он Марину во ВГИКе. И Марина с одобрения Олега
 улетела в Одессу.

 Вспоминая те времена, Марина с юмором говорит: «Правда, из Одессы я вынуждена
 была сбежать т.к. подверглась физической атаке со стороны другого режиссера.»

    Однажды в 1966 году ей прислали письмо с приглашением на пробы в фильм
   « Кавказская пленница », но Олег был против, ведь по сюжету там героиню
  похищают трое мужчин. А Олегу не хотелось, что бы это произошло с его         
  Мариной даже на съемках. 

   Однажды он настоял, что бы она опять поступала и они отправились в школу-
   студию театра им. Вахтангова. В этот раз поступление тоже не состоялось.

   Кроме актерского таланта, который проявился во время занятий в театральной
                самодеятельности, она очень хорошо рисовала.
 
  О ее таланте художницы говорит такой случай. Когда на Мосфильме Олег уже был
 утвержден на роль Медведя  в «Обыкновенном чуде», Марина приходила туда вместе
 с ним, или одна.  Актрису на роль принцессы еще не нашли и Олег предложил
 режиссерам снимать Марину. Э. Гарину Марина понравилась, а К. Локшина сказала,
 что им нужен более классический типаж принцессы. А когда Олег сказал, что
 Марина хорошо рисует, то на это обратил внимание директор картины. Его жена
 работала в издательстве АПН (Агентство Печати и Новостей) и он предложил Марине
 прийти к ней: « Она то и привела меня к главному художнику издательства К. В. Орлову »

           Марине показали рисунок и предложили сделать его копию: .
 
   « Копия была его заданием, для того чтобы понять, на что я способна.
                С этим заданием  я справилась на отлично.»

  В это время в комнату, где это происходило, зашел художник, который был автором
 той работы, которую она копировала. Увидев на столе ее рисунок, он с недоумением
 спросил: « Что здесь делает моя работа ». Но что ему резонно ответили:

              - « Это не твоя работа, это ее работа ». 
      
     После этой проверки ее приняли внештатным художником в издательство. 
    
                Задания она получала постоянно:

   « Я стала работать внештатным художником по разовым заказам.
    Делала  обложки для брошюр на разных языках.
    В последствии, этот опыт очень пригодился, когда в 90-е годы    
    все рухнуло и многие остались без работы, меня взяли в один
    Федеральный институт, где было издательство.»

   Та её работа в АПН была полностью творческой и при этом не требовала
 присутствия в самом издательстве. Она оставалась хозяйкой своего времени и
 имела его предостаточно, чтобы быть рядом с Олегом, когда этого ей хотелось.
 А хотелось всегда. В течении 1963 и 1964 года они были практически неразлучны.

   Когда Олег уехал в Крым на съемки «Сказки о Царе Салтане» Марина прилетела к
 нему в Севастополь. Жил тогда Олег во время съемок не в гостинице , а в
 арендованной квартире. Но пробыла она там не долго. После не большой ссоры, она
 собралась и улетела в Москву.   

   Наступил 1965 год. И когда в Госкино приняли постановление о разрешении
 студентам сниматься в кино, то по просьбе разных режиссеров, Олега восстановили
 на его курс во ВГИКе, но с условием, что он сдаст все зачеты и экзамены за
 пропущенное время. И Олег засел за учебу, при этом продолжая сниматься.
               
                *   *   *
               
  Вот здесь я хочу сделать отступление и рассказать о самой героине этой главы.
 
                Она сама по себе этого заслуживает.

        Марина родилась 16 октября 1945 года, на девять дней позже меня.
 
   По году рождения (по восточному календарю) мы с ней – «Петухи», а по знаку
                Зодиака – «Весы». Это тоже кое о чем говорит.

   Ее родители, как и мои, познакомились в 1944 году, когда еще шла война.
              Мы были, так называемое, послевоенное поколение.
   
 Родилась она в подмосковном поселке Быково. Как она сама будет потом вспоминать:
 
   «Всего 45 минут на электричке - и ты в столице нашей Родины - в Москве ».

                Все её детство и юность прошли там – в Быково..

   Её мама - Полина Владимировна была необыкновенно доброй, талантливой и что
             не маловажно, для моей героини, красивой женщиной. 
 
      Она работала служащей на железной дороге, рядом с которой они и жили.
            Что же  собою представлял поселок и  станция Быково.
               
                Историческая информация:

    Быко;во — железнодорожная станция Рязанского направления Московской железной
       дороги на территории посёлка Быково, вблизи аэропорта Быково.

    Станция была открыта при сооружении железной дороги в 1862 году, названа по
        селу Быкову (не путать с посёлком, где станция расположена!).
   
                C 1933 года обслуживает аэропорт Быково.
                Электрифицирована в 1934 году.

 Является остановочным пунктом для большинства электропоездов, а для некоторых —
 конечным. От станции отходят подъездные пути к близлежащим промышленным
 предприятиям, в том числе в поселок Октябрьскийи город Жуковский. Станция
 осуществляет операции с грузовыми вагонами. Выполняются технические операции по
 приёму, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских
 поездов, маневровые операции по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам,
       грузовое вывозное движение на станцию Аэропорт Жуковского ППЖТ.

   Поселок Быково расположенный на высоком берегу реки Быковки, впадающей в
 Москву-реку ведет свою историю с XIV столетия – впервые Быково упоминается в
 духовной грамоте великого князя Дмитрия Донского. Изображение в гербе поселения
 быка указывает на название Быково. Вероятно происхождение названия связано с
 перегонкой скота из Поволжья и Калмыцких степей в Москву. На просторных лугах,
 расположенных в междуречье южнее Быково, находился крупный скотопрогонный пункт,
 где после утомительного пути откармливался скот перед его отправкой в Москву.
 

 Забегая вперед следует сказать, что ее младшая сестра Ирина, впоследствии, пошла
 по стопам их матери – поступила и закончила МИИТ -  Московский  Институт
                инженеров железнодорожного транспорта.

 Вероятнее всего именно от Матери Марина унаследовала и талант и женскую красоту.
 Жили они вчетвером: Марина, сестра Ирина, мама и бабушка – Прасковья Андреевна
                - дружный женский коллектив. 

  Так сложилась жизнь, что росли и воспитывались Марина с сестрой без отца, как и
Олег. 
           Такова была суровая действительность послевоенного времени. 

                И Марина вспоминает:

    « ...люди жили очень дружно, хотя и тяжело. Общая беда – война  сплотила! 
 Мама воспитывала нас с сестрой одна, но мы не чувствовали себя обделенными.
 К тому же у нас была еще и бабушка, которая  очень помогала нам. Мама была 
 творческим человеком. Она прекрасно рисовала, шила, вышивала. Она стремилась,
 чтобы мы ни в чем не нуждались. Кроме основной работы, выполняла заказы: шила и
 вышивала на машинке по вечерам и в выходные дни. Для этого она закончила
 специальные курсы. Помню, как я садилась рядом и с восторгом наблюдала как
 создавались на ткани как живые, объемные букеты цветов, картины и орнаменты.
 А еще, я с самого детства привыкала к ее  очень красивой и грамотной речи. Она
 всегда красиво разговаривала и грамотно писала - без единой ошибки. Тогда в
 детстве мне казалось, что моя мамочка вообще умеет все. Это война заставила
 наших женщин, когда они остались без мужчин, ушедших на фронт - выживать,
 выполняя в том числе и мужскую работу. Не удивительно, что очень многому у неё
 научилась и я. А  благодаря этому, я всегда чувствовала себя очень сильной и   
         защищенной, понимая, что смогу выжить  в любых условиях.»

   В том же доме жила религиозная женщина, которую мама Марины часто просила
    присматривать за девочкой. Эта женщина брала Марину с собой в церковь.
               

  Находясь в церкви, Марина ничего не понимала из того, что там происходит.
  Она была настолько маленькой, что стоя среди высоких людей могла рассматривать
  только рисунки на полу. Для маленькой Марины они казались очень красивыми: 

  - « Но, уже тогда, в моей головке возникали какие-то образы и картины,
              которые я в последствии воплощала на бумаге.»

   А еще эта женщина знала много сказок и читала Марине  стихи, которые та тут же повторяла.   

   - « Она часто специально делала это перед соседями и они поражались
                моей удивительной памяти ».
    У нее был взрослый сын, который работал киномехаником на кинопередвижке.
           Коробки с кино-пленкой были всюду в их небольшой квартире.

   - « Иногда он устраивал для жильцов нашего небольшого дома показ фильмов.
     Во дворе натягивалась простыня, ставилось  оборудование, специальное
          освещение и он запускал фильм. Это было незабываемо! »

  Когда девочки немного подросли, Марине тогда шел седьмой год, мама купила
  первый в их доме телевизор КВН-49. Это был единственный телевизор во всем доме.
 
                ( Фото первого телевиззора КВН )      
 
    Послевоенное поколение хорошо помнит эти маленькие телевизоры с совсем 
         небольшим экраном. В народе в шутку название телевизора – КВН
               расшифровывали: купил - включил - не работает.

      Чтобы сделать изображение на экране больше, к телевизору продавалась
 специальная полая внутри стеклянная линза. Её на специальных металлических
 ножках ставили перед экраном, а внутрь линзы наливали, вначале глицериновое
 масло, а позже дистиллированную воду, что было проще и удобней. Можете себе
                представить качество того изображения.
   
           Но все равно это был ежедневный праздник в доме:   
 
   - « Все соседи приходили к нам по очереди смотреть фильмы и
           передачи, которые показывал этот чудо-ящик.
     Мы же с сестрой, как и все дети, обожали мультики, которые, как
     мне вспоминается, в большом количестве показывали тогда...

     А еще, я очень любила смотреть балет и слушать оперу. Но это было
     уже когда я немного подросла. В основном же мы, болтались целыми
     днями на улице, предоставленные сами себе.  Играли в какие-то игры,
     придумывали разные спектакли, одним словом, сами развлекали себя.
     Взрослым было не до нас - они работали,  восстанавливали многое,
     что было разрушено войной.  Помню противогазы, которые находили
         ребята и надевали на себя, пугая нас - девочек »

  Под этими воспоминаниями Марины могут подписаться многие наши сверстники.

    В тот же год точно такой же телевизор появился и в нашей коммунальной 
  квартире, в комнате моего деда в Киеве. И все соседи из шести комнат
  периодически приходили посмотреть кино, или важную передачу. Все приходили
                со своими стульями. 

   В те послевоенные годы в Быково, на площадь недалеко от вокзала очень часто
 приезжал передвижной кинотеатр. Это был просто автобус, внутри которого висел
 экран. Из фильмов, увиденных в таком автобусе, Марине запомнился фильм
  "Аршин - Мал-Алан", вероятнее всего из-за песен, которые в нем звучали.

  Этот фильм вышел на экраны в 1945 году и целое десятилетие показывался по всей
  стране. Фильм был поставлен режиссерами Николай Лещенко, Рза Тахмасиб по
  одноименной музыкальной комедии Узеира Гаджибекова .Одну из главных ролей в
  нем исполнял замечательный певец Рашид Бейбутов. Песни из этого кинофильма
                были выпущены на отдельной пластинке. 

   Когда Марине еще не исполнилось 7 лет, ведь родилась она в октябре, ее, как и
            меня записали в первый класс школы. Это был 1952 год.
               
          Свой первый поход в школу Марина запомнила очень хорошо:

  « Мне не хватало целых полтора месяца до семи лет, когда меня привели
  в школу. Мама не сразу решилась на это, учитывая мой характер и мой
  возраст. Очень живая, любознательная и совсем не признающая школьную
  дисциплину.

   Меня посадили рядом с очень хорошенькой девочкой. Она была полненькая,
  огромные банты на голове, но больше всего меня поразил ее фартук.
  Он меня просто потряс.  Он был такой же белый, как и у всех. Но  ткань
  - из которой он был сшит! Я узнала эту ткань. Моей маме приходилось          
  вышивать блузки на заказ из такой же и  я знала, что это был крепдешин.
  Оторвав свой восхищенный взор от фартука, я заинтересовалась дырочкой в
  центре парты. Мне захотелось узнать, что же там находиться и  сунула
  туда свой любопытный пальчик.

    И тут случилась беда! С моего пальчика на это крепдешиновое великолепие
  стали капать огромные синие кляксы. Эти кляксы не остались равнодушны
  и к моему скромному фартучку. Начался переполох, с меня сняли мой фартук,
  т.к. он был весь заляпан чернилами и поставили в угол, чтобы я осознала
  свое ужасное поведение. Девочка громко плакала и мне было очень жалко ее
  и ее красивый фартук. Ну, а собственно, этот угол, я запомнила очень
  хорошо. Мама каждый день  забирала меня оттуда потому, что каждый день
  меня туда ставили и я там честно отбывала наказание дожидаясь ее прихода.
  Это происходило потому, что я не могла долго сидеть на одном месте и когда
  мне надоедало, я просто вставала из-за парты и шла по классу гулять. Уже
  тогда меня нельзя было заставить делать что-то   чего я не хотела.. 
      
      Я была слишком своевольной и это осталось со мной на всю жизнь »

  Послевоенные годы было временем когда в стране было очень много осиротевших
 детей. Те из них у которых не находились какие-нибудь родственники погибших
 родителей, воспитывались в детских домах. В то время таких домов было очень
 много. Один из них находился в поселке Быково, где жила Марина. На берегу пруда
 стояло очень красивое старое здание с колоннами. В нем и находился детский дом.

  - « И дети  сироты из этого дома, учились вместе с нами. Они отличались от нас
 только тем, что у них у всех была специальная форма. причем у всех одинаковая.
 Конечно же у мальчиков своя , а у девочек своя. Но они как-то обособленно
                держались и не очень общались с нами ».
 
     Многие из этих детей, эвакуированные в начале войны из разных городов и из
 осажденного Ленинграда, уже не помнили своих родителей, иногда даже не знали
 своих фамилий. Была песня после войны: « Ах война, что ты сделала подлая !!!»
 
   Многие годы, уцелевшие во время войны родители и родственники, потом
              разыскивали по детским домам своих детей.

 А неполные семьи, как у Олега и Марины были вообще не редкостью. А у некоторых
 детей, в том числе из детских домов один или оба родителя в те годы еще сидели
                в сталинских лагерях, как враги народа.
 
                И вот еще одно детское воспоминание:

     « Не помню в каком классе, нас - трех девочек, пригласили для занятий
 спортивной гимнастикой. Я была гуттаперчевой - очень гибкой и спортивной.
 Увлекающейся, но так же и быстро остывающей. Я получила первый  разряд и
 забросила гимнастику, хотя была очень перспективной со слов тренера, который
 долго меня уговаривал возобновить тренировки. Но я уже увлеклась другим.
 Вообще-то в моей жизни спорт всегда был рядом со мной. Это и коньки, и лыжи, и
 даже бег ».

  Мальчикам она всегда очень нравилась, а вот девочки однажды, объявили ей даже
 бойкот. Это случилось в десятом классе: « Учительница английского языка заболела
 и к нам пришел преподаватель мужчина. Кстати, это был учитель моей сестры и
                фамилия у него была - Френкель.

 Это был очень импозантный мужчина. Он нас совсем не знал, но почему - то не
 стал заглядывать в журнал, а просто обратился к классу со словами:
  - "Пойдет отвечать вон та красивая девочка!"  Как оказалось это была я.»

         Девочки в классе ей этого не простили и объявили бойкот.
               
                *   *   *
      
              Но вернемся обратно уже во взрослую жизнь моей героини.

   Однажды она с подругой возвращалась к себе домой в Быково. Они ехали в
 электричке. Вдруг Марина почувствовала на себе взгляд, направленный на нее.
 Это была женщина, как ей тогда показалось, очень красивая. Темные, гладко
 зачесанные волосы, прямой пробор. Вдруг это женщина сказа своему спутнику:

       - « Лялик, я сяду на другой стороне, там, где солнышко ".
               
   И после этих слов она села напротив Марины и начала ее рассматривать..

 Сначала, ее взгляд остановился на лице. И она долго и бесцеремонно изучала его.
 Затем взгляд переместился на фигуру, дальше вниз - на ноги. Многие поймут,
 насколько Марине было  неприятно ощущать себя в качестве объекта такого
 рассматривания.. Тем более, что взгляд у этой дамы был наглый, самоуверенный.
 Ее нисколько не смущало, что перед ней молодая девушка, которая находиться в
 состоянии кролика, на которого нацелился удав. Марине в тот момент хотелось
 исчезнуть, испариться. Конечно же, можно было встать и уйти!  Но ее воля была
 непонятно почему парализована. Марине казалось, что прошла уже целая вечность,
                прежде, чем женщина с ней заговорила.

   Вопрос был простой, как ее зовут и не думала ли она о поступлении во ВГИК.
 
   Марина смущаясь пролепетала, что-то  вроде того, что -"конечно же - думала".
 И тогда женщина  начала Марине объяснять, что сейчас во ВГИКе начался набор
 на актерский факультет и что ей следует поехать туда и обратиться к председателю
 приемной комиссии - Леониду Захаровичу Траубергу. И сказать ему, что меня
 послала Нина Горская. При этом, она пояснила, что была балериной Большого Театра.

   На Марину и ее подругу этот разговор произвел определенное впечатление и они
  на следующий день отправились, но не во ВГИК в приемную комиссию, а Большой
  Театр. Решили выяснить действительно ли в нем есть такая балерина.

 Ее подруга, бывшая старше Марины, была очень дотошной. Это она была инициатором
 выяснения и повела Марину в отдел кадров Большого театра. Оказалось, что
 действительно она бывшая балерина Большого театра, а ее бывшим гражданским мужем
 был известный актер Борис Чирков, тот, который сыграл роль Максима в знаменитой
 трилогии о Максиме 30-х годов. .

  Еще они узнали, что Леонид Захарович Трауберг вместе с режиссером Григорием
  Козинцевым снимал эту трилогию и эта Нина Гурская, конечно была знакома с ним.
        Но эта предварительная разведка  в результате не оказалась полезной.
   
                Марина в итоге никуда не пошла. 

                (фото Нины Гурской) 
               
 Не буду отвлекаться, советую моему читателю найти в интернете информацию о
 Нине Гурской. Там вас ожидает очень интересная судьба с очень непростыми обстоятельствами)

                Возвращаюсь к моей героине.

   Точна также она не воспользовалась еще одной возможностью стать актрисой. 

   Это случилось уже тогда, когда она была знакома с Олегом. Однажды, когда
   они вместе шли по коридору ВГИКа, их увидел  зам.декана постановочного
                факультета Стабилини.               
         
        Он остановил их  и стал интересоваться, кто такая Марина.
   И абсолютно не церемонясь, зная Олега, он затащил их в свой кабинет.
               
                Марина вспоминает:

   « Еще более бесцеремонно, он стал меня разглядывать, ( как ей показалось) на
    наличие косметики. Слава Богу, что у меня были подкрашены только ресницы ».

  Олег же, воспользовавшись ситуацией, заговорил о возможности ее поступления
  во ВГИК, но Стабилини не советовал этого делать, сказав, что ее внешность не
  соответствовала тому, что необходимо видеть  советскому народу.  С его слов   
  советскому народу надо было чтобы этот народ, сидя в зрительном зале, узнавал
                на экране своих соседей, друзей и т.д.

   После этого монолога он пригласил к себе в кабинет какую-то даму и отправил
                Марину вместе с ней на прослушивание.:

  « Как выяснилось, я должна была спеть. От страха, я едва держалась на ногах,
  и как автомат делала все, что от меня требовалось. Когда мы вернулись в его
  кабинет, эта дама, как потом оказалось преподаватель по вокалу, рассказала
  ему о моих способностях.»

   После этого, Стабилини куда-то позвонил и в разговоре нахваливал Марину.
   В результате он написал письмо и вручил его ей, объяснив, что с этим
   письмом делать:

   « Мне нужно было поехать в ГИТИС вручить его ректору, который был его лучшим другом.»

       Но, как уже догадался мой читатель, она никуда не поехала.:

  « Что-то в моем характере мешало мне воспользоваться той или иной ситуацией.
  Единственное, что я сделала, это приехав в АПН, где я тогда работала,
  распечатала этот конверт над паром и прочитала про себя, что, оказывается, я 
  редчайший экземпляр для музыкальной комедии и что несмотря на то, что у меня
  нет музыкального образования, это то, что они мне дадут. Ну, а далее следовали
  приветы семье и все такое прочее. На этом все и закончилось ».

  В этом месте я хочу сделать небольшое отступление и немного сказать об этом 
  человеке- педагоге ВГИКа - Стабилини, который проявил интерес к героине
                моего повествования.

     О помощи которую он окаал одной будущей актрисе Людмиле Ивановой
            рассказано в ее воспоминаниях.  Вот фрагмент из них: 

  « Пошла в ГИТИС, в Малый театр - результат тот же. В Малом театре педагог
  Полонская сказала, что у меня разные глаза и с такими глазами на сцене
  делать нечего.

  Нет, не сдамся! Иду мимо Дома пионеров Дзержинского района на улице Дурова.   
  Дай, думаю, зайду - может, здесь есть драматический кружок, может, мне кто-то
  подскажет, какой выбрать репертуар. Вхожу. В одной аудитории, слышу, занимаются
  дети, стихи читают. Подождала, пока закончатся занятия. Выходит молодой
  педагог. Потом узнала, что это Стабилини, педагог из ВГИКа. Рассказала ему о
  своей беде. Он меня внимательно выслушал: "Читайте все, что знаете". Прочла
  отрывок из "Молодой гвардии", Катерину из "Грозы" и даже монолог Кукушкиной.
  "Вот что, девочка. Педагоги - тоже люди. Сидят в комиссии, абитуриенты читают
  одно и то же, педагогам это наскучило. Их надо удивить, развлечь, обратить на
  себя внимание. Ты действительно, наверное, характерная актриса. Допустим, ты
  учишь басню Крылова "Разборчивая невеста". Вот есть книга. Читай. Но ты не
  просто читаешь как автор. Представь, что ты сваха, и тебе попалась капризная
  невеста. Ты стараешься, предлагаешь ей женихов, а ей всё не нравится. И ты
  возмущена до предела, жалуешься нам - вот ведь какая! Ну-ка, пробуй!" Пробую.
  "Теперь более возмущеннно, более страстно, давай. Молодец. Тебя прямо
  захватывает это возмущение! Вот. Иди учи. Потом возьми прозу, например, Гоголя.
  Поищи в "Мертвых душах" отрывок, например, как Чичиков рассматривает дам на
  балу. А стихи.. Давай-ка возьмем поэму "Колхоз-большевик", там есть
  "Перепляс", и ты можешь сыграть всех стоящих в кругу и пляшущих. Это трудно,
               но ты попробуй. А через неделю придешь ко мне".

  Мы с ним встретились еще раза два, и он уехал отдыхать, а я снова пошла сдавать
  экзамены, потому что почти во всех театральных вузах есть дополнительный набор
  в конце лета. Я прошла на третий тур в Вахтанговском училище имени Щукина - там
          меня ободряла замечательная характерная актриса Понсова.»

  Какая-то неведомая сила все время удерживала Марину от ситуации стать актрисой.
 Не было в ней такого стремления, стать актрисой, как у некоторых других девушек,
 как у Людмилы Ивановой в частности. Возможно, что все это было не ее. Но кто   
 может знать, что могло бы случиться, если бы она воспользовалась теми
                многочисленными возможностями. 

            Следует сказать, что внешность Марины действительно была
                не стандартно - советской .
 
   Она была больше похожа на западных актрис. Яркие выразительные черты лица, 
  красивые глаза, стройная, спортивная фигура, она же была еще и гимнасткой, 
  привлекали к ней всеобщее внимание.

    И конечно, что ее внешность производила впечатление на творческих людей,
  особенно связанных с кино и театром. Они сразу выделяли ее среди окружающих.   

    Особенно ее сходство с западными кинозвездами стала заметна, после приезда
               Олега из Дании, когда он привез ей  красивые наряды.

       По улицам Стокгольма,
       Окончив съёмки Я любил ходить
       Ночами от витрины до витрины
       Чтоб выбрать платье для жены Марины
       А утром по открытию купить.
       Как я любил ее боготворить

   Но есть еще такое понятие, как соответствие красивым нарядам. У нее это было.
   
  Подтверждением моих слов, может служить случай произошедший в 1967 году
                во время Московского кинофестиваля.
       
   В один из дней она сама отправилась в Гостиницу «Москва»,  где был центр всей
 фестивальной жизни, и где жили многие делегации, и где вечером все собирались в
 ресторане на ужин. Олег уже был там. Проход к гостинице был огорожен и просто
 так советские люди туда попасть не могли. Поклонники, киноманы стояли за
 специальными заграждениями в надежде увидеть западных актеров. Марина же
 совершенно спокойно, как будто так и положено, проследовала мимо всех
              контролеров, дежурных  и вошла в холл гостиницы.

   Когда Олег ее увидел, он был удивлен, как ей удалось туда попасть самой, 
 когда никого без пропусков не пускают. Видя ее никто даже не усомнился в том,
 что она не актриса и не гость фестиваля. Как жену Олега Видова ее тогда конечно
 никто не знал, хотя они и появлялись на фестивале почти все время вместе. Но
 вместе с ними почти все время были датчане и возможно ее воспринимали, как члена
 их делегации. До такой степени она не отличалась внешне от жен режиссеров и продюсеров.
 Что бы стало понятным, что это было действительно так, опишу ее наряд в тот день.

    Напоминаю – это было в июле 1967 года. Вот как она сама описывает это:

  « На мне было платье, цвета фуксии, которое мне сшила мама из очень красивой
  шелковистой и переливающейся  ткани. Вверху оно было на бретельках и сидело
  точно по фигурке и заканчивалось узкой юбочкой с разрезом. Но самое главное,
  на мне были колготки и тоже цвета - фуксии, которые мне подарили датчане.
  В то время, цветные чулки или тем более колготки, были редкостью. Ну и конечно
  же, все это великолепие заканчивалось туфельками, которые мне привез из Дании Олег ».

                *   *   *
 
   Но вернемся обратно в то прекрасное время, когда они еще встречались, а Олега
                восстановили во ВГИКе.

           Свободного времени у влюбленных стало совсем мало.

  Олег должен был ходить на обычные занятия, а их было много и одновременно
 сдавать зачеты и экзамены за пропущенные полтора года. К учебе он относился
                очень серьезно. 

          У нее же было свободного времени куда больше, чем у него.
  И это вызывало уныние. В голову лезли разные мысли, она злилась, что его нет 
                рядом, а ей этого хотелось:      

   « Молодой человек, после учебы в институте, поздно вечером приезжает к своей
 девушке. Садится в кресло, которое в разобранном состоянии являлось спальным
 местом ее сестры. Надо сказать, что они жили не богато, но очень достойно, а у
 его девушки были золотые ручки и она была наделена талантами без меры, поэтому
 старалась украсить это жилище, куда он приезжал. Сама шила шторы, скатерти,
 вставочки на ширму и т.д. Ну чем не чудо девушка! Итак, он садится и говорит о
 том, что очень устал и совсем нет сил. Вытягивает свои красивые, длинные 
 ножки. Укладывает свои поникшие ручки и замирает, погружается в нирвану, как
 сказали бы сейчас.  Ну, а девушка смотрит на него удивленным взглядом и ничего
 не понимает. Ну как это можно устать и так ослабнуть?  Она была немножко
 эгоисткой и судила по себе.  Ведь она была спортсменкой (имела 1-й  разряд по
 спортивной гимнастике), комсомолкой и просто красавицей. Она  бесцеремонно
 вторгается в его расслабленное состояние и вытаскивает его на улицу. Они едут
 в Томилино, где он живет. Они гуляют, целуются и страстно любят друг-друга!
                И рядом с ней он забывает о своей усталости!»

     Однажды зимой в 1964, а может быть 1965 году Олег написал своей Марине:

       Глупая девочка МА,
       Просто тебя так назвал!
       Глянь, за окном зима,
       кто ее только позвал!
       Скоро ручьи потекут,
       скоро всем будет тепло!
       Нас ведь прогалины ждут,
       чистой воды стекло!
       Птичьи нас ждут голоса,
       майских жуков полет!
       В твои все смотрю глаза,
       ждут когда стает лед!

  Поженились они 21 мая 1966 года, когда Олег уже заканчивал учебу во ВГИКе
         и когда его уже утвердили датчане на роль Принца Хагбарда.

   « Наступил этот самый долгожданный для меня день!
    Бедный бедный Олежка! Олененок, как я его звала!
    Он немного опоздал, причем по уважительной причине.
    Надо же, принцессе пришлось немного поволноваться!
    Я разгневалась и отказалась идти в ЗАГС. Меня буквально
    силой тащили туда. Олег был в шоке, мягко говоря.
    И, если бы он меня тогда пристукнул, суд бы его оправдал!
    Свидетельница была веселой от такой сцены, а               
    прелестное личико невесты – наоборот ».

    К тому времени Олег с мамой и тетей переехали в новое, просторное жилье.
  Там же в Томилино, на той же улице Кольцова в доме №18 им отдали часть дома
  с комнатой и отдельной кухней для матери Олега - Варвары Ивановны, и две
  комнаты с отдельной кухней в стационарной пристройке для Олега и тети - Анны Ивановны.

                ( Фото их дома по улице Кольцова 18 )
               
                В одной из этих комнат они и обосновались.
 
  Но когда такие эмоциональные, юные, творческие натуры встретились в жизни, то
  оказалось, что направленность их творческого потенциала была в разные стороны.
              А они тогда не смогли свести их к общему знаменателю.
            ( Фото -  Олег Видов 1967-1968 год на чердаке своего дома в
                Томилино.  Фото сделано Пищальниковым. )

       Олег всегда очень тепло и нежно вспоминает и говорит о ней:

  « Она была человеком очень творческим, эмоциональным, очень исреним. Я ее
  очень любил.  Я жалею, что я не настоял на переезде из Томилино в Москву.
  Когда я вернулся из Скандинавии, я предложил переехать жить в Москву, снимать
  там квартиру. Она не согласилась. Возможно, если бы мы переехали, то жизнь
  вдвоем, могла бы нормализоваться. В Томилино все же нас было трое с тетей
  Нютой и больная мама рядом и условия быта не те, что хотелось бы... »

              Олег улетел в Данию на съемки « Красной Мантии »:
 
     « Он улетел на съемки и почти каждый день, приглашал меня на переговоры.
     Я ездила в переговорный пункт в аэропорт Быково. Писал письма и очень
     скучал. Это было в его стихах и словах. Я до сих пор помню о чем он писал
     и говорил. Там было Все!  И Ревность и Любовь! »

  Когда же Олег вернулся из Скандинавии, Марина смогла полностью насладиться
                его присутствием:

   « Он вернулся, привез мне много красивых вещей и даже шубку.
    По тем временам это было Чудо! Я чувствовала себя самой красивой.
    Ну а Он, после Скандинавии, стал просто небожителем!
    Олег хотел снимать комнату в Москве. Не знаю, почему я тогда
    не согласилась? Возможно, это помогло бы нам спасти нашу любовь.»

    Летом после того, как Красная Мантия была показана  в Каннах, датчане
  привезли ее в Москву. Приехал режиссер фильма с группой кинематографистов.

   В группе были не только продюсер Бен Кристон и  режиссер Габриель Аксель,
   но и их жены. Олег организовал для них четверых  экскурсию в Архангельское.
  С собой он взял и свою очаровательную жену, которая была под стать датчанкам.
 
  На этой экскурсии они и познакомились с Мариной, о которой раньше слышали от Олега.

       « Их жены были стройными – элегантными  и к гордости Олега
   я тоже была такой. Габриель все время пытался идти рядом со мной
   и каждый раз пытался за мной повторять то, что я говорила, т.е.               
   шутил. Потом, правда все смеялись над этой ситуацией.
   Вернувшись в Москву, мы проводили их в гостиницу, где они жили.
   Датчане  подарили мне много сувениров на память (одну куклу, я до
   сих пор храню). А жена продюсера подарила совершенно очаровательное
   платье. Нежно бирюзовое, коротенькое (мини), из легкого шелка на          
   подкладке.  Знакомство наше было продолжено и на следующий день.
   В то время я уже работала на ВДНХ в проектно-конструкторском отделе,
   и посоветовала Олегу пригласить их в ресторан "Подкова", что он и сделал.»
 
        Страстные чувства, эмоции порою захлестывали их обоих.

   Я заметил, что когда Олег говорит о Марине, то у него даже меняются интонации
   в голосе. Вероятнее всего, что ему приятно вспоминать о том времени и о ней.
 
    « Это была первая и очень сильная любовь. Даже, когда мы
    развелись, я продолжал ее любить еще долго. Она мне снилась.
    Но я понимал, что это опасно для жизни ». –  Олег улыбается.         
               

   Какие же они оба были еще не опытные и не разумные.  И это было во всем: и в
 чувствах, в отношениях, в самой семейной жизни. Как часто им обоим не хватало
 хорошего, доброго, умного совета, помощи, поддержки. А они оба во всем личном
 были максималисты. Никаких компромиссов, никакой середины, Все по полной
 программе, по максимуму. В этом нет ничего удивительного, они оба были молодые,
                и оба были по своему счастливыми.

 Следует напомнить, что они оба выросли в неполных семьях. Он не имел перед собой
 примера – образца, как должен вести себя мужчина в семье, она точно также не
 имела  опыта – знаний как ведет себя жена по отношению к мужу. Вот и жили они
 страстями, чувствами.

  Во время их знакомства и совместной жизни Марина  была очень важным фактором
 для него, для всех его дел: учебы, съемки в фильмах и самой жизни. Она была его
 и музой и генератором одновременно. Хотя сами они это тогда не понимали. Просто
 им было хорошо вместе и все. А что надо еще в двадцать-двадцать два года.
 Особенно когда возле тебя шагает прекрасная Марина, или голубоглазый стройный
 принц. Он уже тогда был и Владимиром из «Метели»,  Медведем из «Обыкновенного
 чуда» и  князем Гвидоном из «Сказки о царе Салтане». Но для нее это не имело
 значения. Ведь любила она своего Олежка не за это. 

    Марина не понимала что происходило, не понимала почему к ее Олегу подходят
   какие-то девицы и фамильярно просят у него автограф, улыбаются и заигрывают с
  ним. Ведь его поклонницы были такими же молодыми, как и сам Олег и сама Марина.

         Возможно не понимала, а возможно и не стремилась понимать: –
          " Какое вообще они имеют право подходить к её Олегу.?!!!

  А кроме всего прочего у Олега были  приятели по учебе во ВГИКЕ с которыми он
 тоже продолжал общаться. Некоторые из них тоже часто его отвлекали от жены. 
 Помните как происходило в фильме «Мне 20 лет» с героем Любшина, единственным
 женатым из дружной троицы ребят. Конечно следует учитывать и то, что полгода
 пребывания в Скандинавии и полтора года в Югославии для  юноши из Подмосковья
 тоже не прошли даром, без последствий. Меняется его понимание своего места в
            обществе, в жизни, его статуса актера и прочего. 

  Она же, как многие женщины, будучи на два года младше, все же была по некоторым
 факторам впереди – по развитию личности. Для нее интересно было что-то делать
 самой, а не повторять роли, написанные другими. Олег все больше погружается в
 систему кино, где ее участники начинают жить чужой жизнью – жизнью своих
 героев. примерять на себя их чувства. судьбы. дела.  А ей это не интересно.

 Она стремиться жить своей жизнью. И в ней, в своей, находить для себя точки
 отсчета. Восприятие жизненных обстоятельств у  них происходит с разных позиций..
      
      А настоящая семья со своими ценностями еще не успела сложиться. 

   В это время Олег еще  снимался в Югославии. В перерывах между съемками иногда
     прилетал в Москву.  Во время одного из таких  приездов это и произошло.

                Расстались они 16 января 1969 года.

      Для Маринаы этот день запомнился, как самый  черный день в ее жизни.

  Единственно что следует признать, что причиной их расставания не была какая-то
     другая женщина. Как говорят иногда в таких случаях – И на этом спасибо.   

          Хотя мамы, тети, сестры тоже по своей природе женщины.
         
   А в жизни порой бывают обстоятельства, когда надо искать не женщину....
               
                *   *   *

         Очень грустно мне переворачивать эту страницу в жизни моего героя.
 Но хочется того, или нет, это сделать приходиться. Жизнь не стоит и не стояла на месте.               

   И мои очаровательные герои дальше пошли по ней, каждый своей дорогой. 
       Единственно, что хочу сделать, это успокоить моего читателя - 
    после расставания с Олегом у Марины все сложилось нормально. В её жизни
 появился именно тот мужчина – принц, с которым она ощутила себя и любимой, и
 защищенной, с которым ей уже многие годы хорошо и уютно. Надеюсь, что и ему
                с ней тоже. 
 
      Пожелаем им счастья и отправимся дальше, вернее не дальше, а немного в
    сторону, на юго-запад от Москвы – в Югославию, где мой герой заканчивает
      сниматься  почти сразу  в трех фильмах. О них и пойдет рассказ дальше.
 
  Ну а как эпилог этой главы в жизни моего героя, следует сказать, что таким
             счастливым, как тогда с Мариной, он уже не будет никогда.

                " ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ И СВОЁ МЕСТО "
                *   *   *  *  *