Auguste Renoir. Последняя муза импрессиониста

Надежда Бойер
                «Самая искусная рука — всего лишь служанка мысли»
                (Ренуар)

Из цикла «Маленькие истории из жизни великих людей».

Если бы Ренуару сказали, что его картины через столетие будут продаваться в миллионы раз дороже, он упал от смеха со своего инвалидного кресла. (Так, копия картины «Мулен де ля Галетт» была продана на аукционе Sotheby’s за… 78 миллионов долларов!) Ну, это, так сказать, отступление…

Когда Огюсту исполнилось четыре года, его родители переехали в Париж. Семья не была зажиточной, и поэтому детство и юность будущего художника омрачила бедность. Но, как говорится, не было бы счастья, несчастье помогло.

Огюст Ренуар, чтобы заработать на кусок хлеба, расписывал розочками фарфоровые чашки и тарелки, и с этого кормился. Мальчик с детства был ещё тем сластёной, и был безмерно счастлив, когда удавалось полакомиться вкуснейшими французскими круассанами. Он хватался за любой заработок и был достаточно бережлив. Даже ходил очень осторожно, обходя камни, чтобы не стирать подмётки на обуви. В конце концов, накопив некую сумму денег, набрался смелости держать экзамен в Академию художеств. Так, он был зачислен в мастерскую живописи Глейра*. Огюсту на то время был двадцать один год.
 
В школе он знакомится с Клодом Моне, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем. Именно эта маленькая группа художников возглавит новые веяния в живописи.

Однажды в мастерскую, где они работали, пожаловал важного вида господин. Он оглядел работающих за мольбертами молодых людей и направился прямо к Ренуару. Долго стоял за его спиной и смотрел, как тот работает. Мазки один за другим ложились на холст и вскоре на посетителя как живые смотрели глаза уличного музыканта. Посетитель отшатнулся. Ему показалось, что ещё немного, и изображённый на картине человек обратится к нему с вопросом. Закончив рисунок, Ренуар обратил внимание на незнакомца.

— Господин, вы ко мне? Если хотите заказать портрет, обратитесь к моему другу, Клоду Моне. Извините великодушно, но у меня ещё один срочный заказ.

Незнакомец внимательно посмотрел на Ренуара и достал из роскошного кожаного бумажника 50 франков.

— Портрет должны написать вы и только вы. Таково было пожелание моей дочери, Жозефины. Когда освободитесь, я буду вас ждать вот по этому адресу…

Потом были ещё заказы, ещё, и ещё. Надо сказать, что Ренуар очень любил писать портреты, и одно это обстоятельство помогло ему быстро прославиться и разбогатеть. Художник изображал людей на портретах красивыми, счастливыми, радостными. Какому заказчику не понравится видеть себя со стороны именно таким, рождённым под счастливой звездой? Писал художник в основном для богатых клиентов, и это помогло ему в дальнейшей судьбе: он обзавёлся ещё и связями.

Шли годы, и с ними росло и множилось творчество художника-импрессиониста. Ренуару, как никому другому, подходило замечательное изречение: «талантливый человек — талантлив во всём». У него было много врождённых навыков, отличался он и быстротой реакции. Именно эти качества сделали его самым «плодовитым» живописцем. За шестьдесят лет им было написано около шести тысяч картин!

Кто не помнит его знаменитые полотна: «Купанье на Сене», «Лиза с зонтиком», «Обнажённая», «Большие купальщицы», «Женщина с попугаем», «Ложа»…

В этом мире много необъяснимых вещей. Судьба преследует всех. Особенно гениальных людей. Или она обижается на своих обладателей, и не хочет делить успех? Так или иначе, когда задумаешься об этом, начинаешь верить в мистику.

Почему самые знаменитые актёры и певцы молодыми уходят из жизни? Учёные, прославившиеся открытиями, — тоже. Примеров тому множество. Почему Бах ослеп, Бетховен стал глухим, а Ренуара, который писать картины любил больше, чем жить, разбил артрит? Именно та болезнь, которая скрючила его пальцы, лишив их ловкости и гибкости. Ни лечение, ни многочисленные операции не убрали окостенение суставов, не спасли его от физических мук. Спасло творчество, любовь к жизни. Картины, написанные практически инвалидом, доказывают, как велика была любовь Ренуара к искусству, несгибаема воля, велико трудолюбие.

Да, тело художника старилось и дряхлело, но источники восторга в его душе были неиссякаемы. Чем ужаснее становился его недуг, чем больше страданий выпадало на долю художника, тем больше торжествующих красок ложилось на его полотна…

Большой холст «Мадам Шарпантье с детьми» был окончен, когда к нему пришёл покупатель. Он выложил перед художником 300 франков. Когда Ренуар узнал, что картину перепродали за 84 тысячи франков, грустно воскликнул:

— Мне за неё заплатили 300 франков и угостили обедом! А что я могу сделать? Ведь я всего-навсего калека с руками, излучающими свет, любовь, радость. Но разве такие мелочи стоят больше трёхсот франков?

Даже когда ревматизм целиком «завладел» телом художника, он не падает духом, не жалуется на судьбу, а… влюбляется. Последней его музой стала рыжеволосая красавица натурщица Андре (Деде), которая позировала ему обнажённой. Ренуару казалось, что солнце для него сияет ярче, небо улыбается, а ветер поёт свои любовные серенады. Девушке же нравилось находиться в огромном особняке художника, чувствовать на себе его восхищённые взгляды. Деде, несмотря на свою молодость, подарила Ренуару любовь и теплоту, о которой он уже успел позабыть. Мастеру в то время было 74 года, ей на полвека меньше. Но, как говорится, хорошее не может длиться вечно… Вскоре художник пережил не только физическую боль (к ней он привык), но и душевную. Ту, которая ничем не лечится.

Его старший сын Жан, получив увечье на войне, возвращается в особняк отца, чтобы залечить раны. Увидев Деде, он сразу же увлёкся ею. Никогда ещё любовный треугольник не заканчивался ничем хорошим. Ни стареющий, дряхлеющий мужчина, ни молодой, сильный «самец» ни в какие времена не упускали свою «добычу». Произошло то, что неминуемо должно было произойти: лицом к лицу оказались отец и сын. Расчётливость Деде только подлило масла в огонь.

Не хочется говорить нелестные слова о женщине, которую, несмотря на её меркантильность, полюбил великий художник. Не каждый может отличить истинный бриллиант от подделки. Ренуар всегда жил больше сердцем, чем умом…

Как бы там ни было, у Ренуара была любимая работа, роскошный дом, молодая, волнующая воображение женщина рядом. Что ещё нужно мужчине для того чтобы достойно встретить старость?

Автор: Надежда Бойер

*Марк Габриэль Шарль Глейр — швейцарский художник и педагог, представитель академизма.