Проверка временем. Глава 13. Неожиданный поворот

Виктор Костылев
 
   По железной дороге мы ехали неделями, попадая под бомбежки. Продолжала свой страшный рассказ Серафима Аркадьевна. С большими трудностями пересаживались на другие поезда и продолжали свой неведомо куда идущий путь.

   Однажды ехали в товарном вагоне, там было много военных. В вагоне холодно, злой ветер забрасывал снег сквозь щели двери. Он падал на наши плечи и головы. Холодно. Военные пересадили нас, обогревая возле буржуйки, кормили.

   Пожилой солдат посадил Ефима на колени, расспрашивая, где отец, откуда едем. Сынок бойко отвечал, солдату это понравилось. Возможно в эти минуты он вспомнил свою семью, детей. Дал солдат Ефиму булку хлеба и кусок сахара, и говорит: - Иди, сынок, пусть матка твоя кормит Вас, - а у самого на глазах не прошенная слеза навернулась.

   Так и ехали, болели, как-то в пути и на встречных станциях лечились.  Для меня война – это черное пятно в моей жизни, замешанное на: крови, снежной вьюге и вечном голоде. Словом ужасов насмотрелись, там были и голод и смерть. Она вела рассказ тихо, спокойно, словно вспоминала вчерашний день.

   Я сидел пораженный услышанным, и вдруг, где-то в моем сознании словно что-то высветилось. Где-то подобное я уже слышал. - А что было дальше? – спрашиваю.
- А дальше мы ехали разными поездами, подчас меняя направление движения поездов, умирая от холода и голода. Приехали в Уральский город, где нас временно приютила незнакомая женщина со своим семейством.

  - Подождите, - воскликнул я, вспотевший от нахлынувших на меня воспоминаний, напугав собеседниц. – Вас было четверо? - Да, - удивилась хозяйка, - нас было четверо, две девочки, я и сын Ефим.  - Да, да! – Воскликнул я, - точно, Ефим!
- Ефим, - повторила Серафима Аркадьевна, глядя на меня  большими, перепуганными глазами. Лиза и Галка сидели молча,ничего не понимая. - А где же ваша старшая дочь и как ее звать? - Зовут ее Фирой, она замужем, живет отдельно с мужем Володей и маленьким сыном Игорем.

  - Да, да! Верно! Фира! я вспомнил! - прерывая рассказчицу, воскликнул я.
Все удивленно смотрели на меня. - Скажи, что это все значит? - не выдержала Серафима Аркадьевна. - Подождите,- отвечаю, вытирая носовым платком вспотевший лоб,- дайте мне разобраться. Я не могу спокойно сидеть на месте. На меня нахлынули воспоминания  уже тех, далеких военных лет, - а где же ваш сын?

  - Ефим закончил техникум и призван в армию. - Скажите, вы помните имя женщины временно приютившей вашу семью на Урале? - Конечно, - отвечает Серафима Аркадьевна, - как я могу забыть имя женщины, приютившей и обогревшей нас в лютый мороз, - ее звали Ниной Ивановной. - Вот, вот, - воскликнул я, напугав всех своим криком, - это моя мама, это она привела вас в наш дом! – воскликнул я.

    В комнате возникла звенящая тишина. В открытое окно доносился замолкающий шум уходящего дня. Даже легкий ветерок прекратил шептаться с молодой зеленью, прислушиваясь к нашему разговору. Лукаво улыбающийся молодой месяц, заглядывая в окно, осветил таинственным светом окрестности. Лиза, со стаканом воды стояла возле своей мамы, ей было плохо, слезы ручьем катились по изнуренным щекам. В эти минуты, перед ее глазами пролетели те страшные годы, связанные с тяжелыми испытаниями.

  - Не может быть.Неужели такое возможно? – плача, говорила она. -Это судьба и не иначе,-она не могла успокоиться, слезы бесконечным потоком лились из ее глаз. -Да, я хорошо это помню. - Неужели, НЕУЖЕЛИ такое возможно? -Борясь со слезами повторяла Серафима АРКАДЬЕВНА...

    Мы долго разговаривали, не замечая времени. Я рассказывал о нашей семье, о маме, о том, что вспоминал случайную встречу из далекого прошлого.  Поражаясь мужеству материнского подвига, я рассказывал об этом своим товарищам. Она рассказывала о своей жизни.
               
  -Что говорить – от войны остались страшные воспоминания голода.  Была у нас большая сковорода с водой и плавающими в ней картофельными очистками, да восемь жадно горящих глаз.

  - Получила похоронку, - продолжала Серафима Аркадьевна, - муж погиб при освобождении Донбасса. Мы обосновались в этой коммунальной комнате, вчетвером, как говорят – в тесноте, да не в обиде. Муж сестры, Александры Аркадьевны работает начальником угольного разреза. Это он помог приобрести жилплощадь.  Я устроилась работать в хим лабораторию техничкой,  да так и приросла.
               
  Сестра помогала Фире и я ей за это БЛАГОДАРНА. Сегодня у Фиры своя семья. Живут они в хорошей квартире. У Лизы, дипломанта областных конкурсов, прекрасные вокальные данные. После окончания десятилетки, при поступлении в консерваторию у нее все пошло наперекосяк. Не имея музыкального образования она легко прошла два отборочных конкурса и вдруг разболелся зуб. Очевидно при удалении, была занесена инфекция, воспалилась десна. Опухоль разнесла всю щеку, пришлось вернуться домой. Здесь она попала на стационар городской больницы с диагнозом флегмона челюсти. Ей срочно сделали операцию, а я со слезами на глазах умоляла не изуродовать мою девочку. Все обошлось. Выписавшись из больницы, она не успела прийти в себя от всех навалившихся переживаний и потрясений, как вновь попала на операционный стол с этим же диагнозом. Повторная операция и снова слезы волнения. Ну, а дальше амбулаторное лечение и остался как память о ее страданиях – глубокий рубец с правой стороны ее милого личика.

   Тем временем беспокойный маятник наших часов, безжалостно двигаясь, оставлял все в прошлом. Теперь уже думать о консерватории не приходилось, нужно было думать, как  жить. По совету мужа моей сестры, она работает лаборантом угольного разреза. К своей работе относится как к временному, но полезному физическому труду. Напрыгавшись по вагонам, с отбором проб на зольность, домой приходит грязная и уставшая. Жизнь не балует ее и она умеет ценить свое скромное благополучие, достигнутое собственным трудом. Дома, занимаясь по хозяйству, она в свое удовольствие поет. Так и живем втроем, закончила свой рассказ Серафима Аркадьевна.

    Да, страшная  судьба этой женщины. Она прошла через невероятные трудности, и муки ада. Ее безмерная любовь спасла детей. Сможем ли мы, или наши дети оказавшись в подобных условиях, вынести все трудности оставаясь человеком?

   Глухая ночь простиралась над городом. Я медленно шел по пустынной улице в родное общежитие. Над темным городом расстилалось бархатистое, темно- синее небо. Город тихо спал. Только где-то далеко был слышен надрывный вздох экскаватора. В моей голове каламбур. Вернувшись в общежитие, лежа в кровати, я долго не мог заснуть после услышанного, не мог освободиться от грустных мыслей. Я многое сегодня узнал и увидел. Трудно чем-то помочь этой семье бедному студенту. Одна мысль сверлила мою голову, мое воспаленное сознание, - это судьба. Это моя девушка! Я постараюсь сделать все для ее благополучия.

   Часто бывая в этом семействе, иногда я приносил селедку или еще что-то подвернувшееся под руку в магазине, на большее не позволяла стипендия. Под дружный смех и шутки, мы варили картошку и устраивали ужин с чаепитием. Это были не забываемые дни нашей далекой юности.