Демону Александра Блока

Светлана Жукова 4
ДЕМОН

Иди, иди за мной - покорной
И верною моей рабой.
Я на сверкнувший гребень горный
Взлечу уверенно с тобой.

Я пронесу тебя над бездной,
Ее бездонностью дразня.
Твой будет ужас бесполезный -
Лишь вдохновеньем для меня.

Я от дождя эфирной пыли
И от круженья охраню
Всей силой мышц и сенью крылий
И, вознося, не уроню.

И на горах, в сверканьи белом,
На незапятнанном лугу,
Божественно-прекрасным телом
Тебя я странно обожгу.

Ты знаешь ли, какая малость
Та человеческая ложь,
Та грустная земная жалость,
Что дикой страстью ты зовешь?

Когда же вечер станет тише,
И, околдованная мной,
Ты полететь захочешь выше
Пустыней неба огневой, -
Да, я возьму тебя с собою
И вознесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда.

И, онемев от удивленья,
Ты у'зришь новые миры -
Невероятные виденья,
Создания моей игры...

Дрожа от страха и бессилья,
Тогда шепнешь ты: отпусти...
И, распустив тихонько крылья,
Я улыбнусь тебе: лети.

И под божественной улыбкой,
Уничтожаясь на лету,
Ты полетишь, как камень зыбкий,
В сияющую пустоту...

А. Блок 9 июня 1910

     Так вышло, что Демон Александра Блока для меня - не аллегория, не художественный образ, не миф…  Для меня он – абсолютно реальное существо.

     Когда-то, давным-давно, в начале последнего десятилетия двадцатого века, я прочла стихотворения Александра Блока «Демон».  В то время для меня оно стало буквально спасательным кругом.
 
     Одним из спасательных кругов…

     Ведь тогда я, как, впрочем,  и сейчас, сражалась, ни на жизнь, а на смерть, с тем самым существом, которого А. Блок в этом своём стихотворении именует «Демон». Только  сил для того, чтобы сражаться на равных, я ещё тогда не имела. Как не имела и возможности ответить - дар Создателя «поэт» открыт ещё не был…

     Сегодня я хочу ответить этому существу. Так как оно не оставляет меня в покое и ничуть не меняется, вечно пребывая в странной иллюзии, что – и любимо мной,  и желанно…

    (Не человеку).

ДЕМОНУ АЛЕКСАНДРА БЛОКА

Не стану я тебе покорной
Непонимающей рабой,
Когда в ночи, большой и чёрный,
Придёшь,  нарушив мой покой.

Я не шагну с обрыва в бездну,
Тоской и нежностью горя,
Твоё старание - бесполезно.
Оно не трогает меня.

Но если выберешь иное
И, чтобы вызвать страха дрожь,
Над очарованной землёю
Меня насильно вознесёшь,

Тогда, покорная насилию,
Отравой лести напою,
Но только ужасом бессилия,
И не мечтай, не вдохновлю…

Пусть, удивить меня стараясь
Горением страсти неземной,
Покажешь ты мне отблеск Рая,
Играя, как игрушкой, мной,

Пусть, сердце Ночи, изнывая,
Ты вынешь из своей груди
И мне отдашь, я угадаю
Сверкание мрака впереди!

Пусть на лугу, под стынью синей,
Твердя, что страсть земная – ложь,
Ты плотью призрачной, как иней,
В земную плоть мою войдёшь,

Не опьяню тебя восторгом…
А если выше вознесёшь,
Туда, где бытием исторгнут,
И не живёшь, и не умрёшь,

Туда, где видно даже боле,
Где  в пустоте лишённой звезд,
Смерть не противится неволе –
Святейшая из всех невест…

Я всё равно не замерцаю,
Подобная зари лучу -
Я страсть твою не разделяю
И высей звёздных не хочу.

Тогда, в иллюзии всесилия,
Надеясь, что заговорю,
Ты высмеешь мой бескрылие
И веру глупую мою

В тот миг скажу, не без усилия,
Одним лишь взглядом: отпусти…
И ты, свои расправив крылья,
Злорадно скажешь  мне: лети…

Я полечу… но яд улыбки
Разбавит правда бытия,
И боль осознанной ошибки
Тебя раздавит, как червя:

В тот миг, в неистовстве бессилия,
Теряя зрение во мгле,
В свой смертный час ты у,зришь крылья,
Мои, плывущие к Земле…

22 октября 2015 г.