Стоит ли сомневаться? Несомненно стоит

Татьяна Дума
  Мы не будем касаться самого устоявшегося названия определенного исторического периода – татаро-монгольское иго. Оно, не без оснований, подвергается сомнению многими специалистами.
Не об этом хочу сказать сегодня.
 Мне интересны периоды гармоничной истории. Мы знаем о прошедших веках по мнению других людей. Историю пишут не реальную, зачастую по заказу, по требованию момента. И переписывают не раз. Примеров множество. История - это не описание реально происходящих событий. Всегда есть социальный заказ на нужную трактовку событий. То, что не удается использовать, задвигается в запасники.
 
Наивно верить в то, что нам рассказывают – глупо. На наших глазах переписывается история войны, о которой нам рассказывали близкие, ее пережившие. Есть и живые свидетели, но процесс прошел. Американские школьники уверены, что атомные бомбы на Хиросиму сбросил СССР.

Думать полезно всегда.

 Под нашими сомнениями в правильном толковании давно минувших событий есть серьезные основания. Некоторый свет проливают описания путешественников, хотя и они бывают, мягко говоря, не точны.
 Детальное изучение истории – дело ученых. Мне не слишком интересно прошлое. Мне интересны периоды мирного сосуществования разных народов, разных взглядов на мир, периоды гармоничного развития. Это не относится к тому, что происходит в Европе, это разложение остатков былой культуры.

 Не всегда сохраняется, доходит до нас  имя автора, который обязательно был. Масштаб личности и вектор его устремлений – созидательный или разрушительный, играют важную роль.

  Вызвало удивление:

 « В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов».

 Поразило именно это:

«Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой.По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов».

Важная деталь при формировании собственного представления о делах давно минувших.

 На смену ЛИЧНОСТИ, к сожалению, часто приходят мелкие люди, сводящие доставшиеся достижения до своих масштабов…

 Если не истребим друг друга, то, не теряю надежды и веры – научимся ценить ЖИЗНЬ. В каждом проявлении. В каждое мгновение.
И защищать ее.


Иллюстрация из интернета