Мой самиздат

Евгений Радомысельский
В фильме "Игрушка" 1976 года журналист Франсуа Перрен (Пьер Ришар),  возмущённый несправедливостью   и самодурством газетного магната Рамбалю-Коше, своего нанимателя, обращается к своим согражданам и сослуживцам через самодельную (не зарегистрированную) газету. Этот само изданный лист становится обнародованным зеркалом поведения Рамбалю-Коше. Когда я увидел этот фильм, я уже 2 года работал инженером в отделении фирмы «Светлана» и знал, что в СССР властные силы к любой, распространяемой, но не утверждённой соответствующим органом, информации относились как к незаконной, подлежащей изъятию, а распространитель или создатель подвергался административной ответственности. К 80-м годам контроль со стороны администрации и органов за самиздатом ослабел и в руках граждан можно было видеть «самодельную» литературу.  К этому времени я стал ведущим инженером вычислительного центра ГСКТБ (конструкторского бюро). Основой ВЦ была ЭВМ БЭСМ-6. Это был «монстр» по размерам, весу и энергопотреблению. Но к началу 80-х эта ЭВМ оставалась востребованной: ГСКТБ не только само использовало машинное время, но и продавало его ряду институтов и учреждений.
   В 1984 году знакомый инженер принёс большие мотки перфоленты. Начальник поинтересовался:  - смогу ли я распечатать книгу, забитую на эту перфоленту?
   В то время в СССР были рулонные телетайпы. Они не только работали как телеграфные аппараты, но и как печатные машинки, с пробивкой каждого набранного символа на 8-и дорожечной перфоленте. На БЭСМ-6 были быстрые устройства считывания перфоленты FS-1200. Они читали перфоленту со скоростью 1200 строк в секунду, так что «ввести» перфоленту в ЭВМ не составляло труда. Затем надо было отформатировать текст и заменить некоторые символы. В результате получилась книга Д. Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Один экземпляр передал знакомому, один начальнику и один оставил себе. С удовольствием познакомился с подобным подходом к решению конкретных задач.
   В 1992 году мне попалась перепечатка книги  «Сочинение Степанова А.В. Лондон 1903 год. “ЕКАТЕРИНА II ...происхождение, интимная жизнь и политика...”». Эта книга  описывала жизнь Екатерины II, не так как как это было принято в СССР. Её злой язык вполне соответствовал предреволюционному времени в России. Интересно и её место издания.
   В 1997 году отец помог мне купить персональный компьютер за 1200 долларов. Это был РС 486 + принтер НР. Теперь и я мог что-то напечатать на своей технике. Тогда появился фельетон «Ускорение перестройки» в виде листка-поздравления демонстрантов 1-Мая в количестве 200 шт.,
которые я и раздал собственноручно. Тогда же я начал работу над «Законом Платона», и после целого ряда приключений, завершил эту брошюру в 52 страницы по четверть листа А4.
   Когда я стал форматировать эту брошюру, я понял, что текст имеет свойства «прыгать», «выскакивать» из страницы при каждой правке. Я не хотел использовать специальные издательские программы, что бы не отвлекаться на оформление. Я искал простого, надёжного способа отформатировать небольшую брошюру. И вот я пришёл к выводу, что все страницы надо представить, как ячейки таблицы, тогда их заполнение не вызовет смещения текста и позволит вносить корректировки в его расположение. Сначала формируется файл со всеми ячейками-страницами одной стороны. Например: 1(слева), 52 (справа); ниже - 3(слева),50(справа); ...25(слева),26(справа). Затем - файл со всеми страницами с обратной стороны. Например: 51(слева),2(справа); ниже - 49(слева),4(справа)... Затем печатаем первый файл. Переворачиваем распечатанные листы, и печатаем второй файл. Разрезаем, сшиваем, и получается маленькая книжечка.
    При небольшом навыке и затратах, можно украсить свою полку своими сочинениями. А если, ещё потрудиться над обложками, то у Вас будет своя эксклюзивная библиотека. Но если Вы хотите влиять на общество, то становитесь блогерами. Желаю удачи.