В круге единства

Леонид Шиндер
Несколько дней назад судьба привела меня на Украину, в город Одесса. Мои корни неисторической родины – Россия, а с Украиной меня связало одно мероприятие. Его проводила организация, с которой я, живя в Израиле,  был связан общими интересами.

Наше мероприятие – конгресс – проходил три дня, и в последний день, по его окончанию,  я и два моих приятеля (тоже из Израиля), должны были успеть сделать кучу дел: купить подарки родным, посмотреть главные достопримечательности города и навестить одноклассницу одного из приятелей, который был родом из этих мест.

Световой день был короткий – конец октября все таки, а мероприятие закончилось в три часа дня. По этой причине свой поход по Одессе мы начали с осмотра достопримечательностей, затем купили подарки, уже в сумерках созвонились с одноклассницей, и ее супруг забрал нас на машине прямо от памятника императрице Екатерине.

Дорога была довольно длинной, и по пути муж одноклассницы приятеля все рассказывал о своей жизни, об обстановке на Украине, в Одессе... Я пропускал почти все мимо ушей, так как его речь напоминала скорее предвыборную агитацию и меня это не касалось. Меня интересовало другое, и я спросил, что происходит с людьми, живущими в зоне боевых действий.

Паша – так звали мужа одноклассницы приятеля – охотно перешел на заданную тему.

– Недавно у меня умерла мама – начал он свой рассказ – и оставила после себя дом в городе Ровно. В этот город устремилось огромное количество беженцев из Донецка, дома которых были разрушены ракетными и артеллерийскими обстрелами. Эти люди, оставшиеся без крова и еды, без помощи со стороны властей, искали пустые квартиры и дома. Они находили хозяевов жилья и просили сдать им помещения в аренду неизвестно на какой срок.

Надо сказать, что многие давали им приют, помогали пищей, одеждой. Обратились за помощью и ко мне, попросив сдать им пустующий дом, оставшийся от мамы. Я им отказал наотрез. Ну как же, пусти их в дом, а потом уже не выселишь. Да и платить им скоро будет нечем, они же без работы остались...

Рассказ прервался, так как мы уже подъезжали к дому, где жили Паша и Ирина. Встретила нас одноклассница приятеля очень радушно – накрыла стол, наставила кучу блюд...

Я почти ничего не ел, у меня из головы все не выходил рассказ Паши. Он накладывался на рассказы мамы, светлая ей память, как они во время Отечественной войны бежали с Украины в Узбекистан. Но это бегство было организовано властями и называлось эвакуацией. А в Узбекистане им давали приют и еду, ничего не прося взамен.

Я думаю, что войны выигрываются не силой оружия, а силой сплоченности людей. Когда во взаимоотношениях прекращают работать мелкие расчеты, когда сочуствие и общая боль становятся главным  фактором в принятии решений. Войны проверяют народ на их право называться народом.

Нет у меня претензий к Паше, который ставит свою собственность выше жизни людей – так поступает большинство.

У меня есть претензии к моему народу. Мы, давшие миру высочайшую мораль, выраженную словами «любовь к ближнему», не способны сегодня своим примером  утвердить это правило в сердцах других народов. Мы в их глазах, как предавшие ту идею, которая вытаскивает людей из их низменных интересов на новый уровень бытия...

Конгресс, в работе которого я участвовал, назывался  «в круге единства». И это не просто красивое название, в  этом весь смысл того, что происходит сегодня в мире.

Это нельзя назвать хаосом, потому что все происходящее толкает нас в одном направлении – объединение всех народов в единое человечество. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как перемешиваются сегодня народы в той же Европе, в Израиле, Америке.

Остается только сожалеть, что средством принуждения нас к объединению являются войны. А ведь могло быть иначе, если бы народ Израиля, к которому отношусь и я, стал «светом для других народов». Иными словами, показал всему миру, что главная ценность для человечества – это быть в единстве, где каждый заботиться о каждом и готов поделиться всем, что есть у него. И это был бы шаг навстречу нашему будущему, который мог бы предотвратить это безумное кровопролитие, начавшееся сегодня в мире.