В защиту писателя Правдухина

Николай Панов
Роман "Яик уходит в море" по праву считается вершиной творчества писателя Валериана Правдухина. Роман написан на основе личных наблюдений за жизнью уральских казаков, насыщен казачьим фольклором, свойственным не только жителям "рыболовной" столицы Уральского казачьего войска, посёлка Калёновский, который в романе назван Соколиный. Определенный "пласт" информации писатель почерпнул в архивах, а также из "старорежимных" книг В. И. Даля, В. Г. Короленко и др. Последнее, даёт повод современным "злопыхателям" обвинять писателя в плагиате. Внезапный арест В. П. Правдухина оборвал роман на полуслове. Писатель не смог его завершить; черновики романа были затеряны. Начались долгие годы забвения, когда запрещалось упоминать даже имя писателя. К большому сожалению, этот талантливейший "певец" прошлого уральского казачества незаслуженно забыт и в наши дни. Это натолкнуло меня на мысль провести "творческое" расследование, чтобы напомнить читателям о Правдухине и защитить его имя от лживых обвинений в плагиате.

Валериан Павлович Правдухин родился 2 февраля 1892 года в станице Таналыкской Орского уезда Оренбургской губернии в семье священника Павла Ивановича Правдухина. Мать - Анна Нестеровна - крестьянка. Семья была многодетная - пять сыновей и одна дочь. У Валериана, "с самых малых лет" появилась страсть к охоте, которую он пронёс через всю свою жизнь.

"Эту страсть, - вспоминал Правдухин, - неизлечимый сладкий недуг моей жизни, принёс в нашу семью отец из Верхотурских лесов, унаследовал её от пермских промышленников, заразив ею всех своих сыновей, - меня, кажется, больше других. Когда я родился, отец был псаломщиком и имел ружьё. Но вскоре он, самоучка, сдал экзамен на дьякона, затем на священника и тем самым лишил себя права "проливать кровь" - охотничать. Но до последнего дня своей жизни он участвовал в наших скитаниях по степям и лесам".

В своих автобиографических очерках "Годы, тропы, ружьё" писатель знакомит читателя с чудеснейшей девственной природой окраинных уголков России. Очерки "Запахи детства" и "По Уралу на лодке" рассказывают об известным, когда - то во всём Уральском войске, посёлке Калёновский, в котором писатель познал быт, обычаи и традиции тамошних казаков.

"Из Петровского отец должен был переехать в посёлок Калёновский Уральской области, - вспоминал Правдухин. - Собирались мы туда с неохотой, напуганные рассказами об уральских казаках, закоренелых кержаках - староверах, живущих в степной глухомани.

В дороге казахи на наши расспросы о Калёном называли его "Жяман кала" - "плохой посёлок".

Судьба закинула меня в Уральский край семилетним мальчишкой.  В Калёном мы прожили всего четыре года. Но этот отрезок моей жизни и до сих пор кажется самым большим, самым значительным. Воспоминания о Калёном наполняют меня до краёв и теперь. Они, как живая вода подпочвенного родника, постоянно выплёскивают на поверхность.

В Калёный мы приехали в те дни, когда по Уралу от Каспия шла вобла.

Уральские казаки круглый год занимаются рыболовством. Это веками выработало из них настоящих детей природы.Они здоровы, как звери, как звери - веселы, просто и радостно гостеприимны, гордо ревнивы к своему, но не жадны и не скаредны. Отец быстро сдружился с ними, так как всегда страстно любил рыбалку. Из уважения к их обычаям он даже бросил курить, увидя их исконную ненависть к "табашному зелью".

Охота тоже была в чести у казаков. Вокруг посёлка была масса дичи. Достаточно было с километр отойти по Ерику, чтобы настреляться вдосталь по уткам, куликам и куропаткам".

Собственно, детские воспоминания о годах проведённых Правдухиным в Калёном, легли в основу второй и третий частей романа. Их, даже, можно считать автобиографическими. Как правило, "нарекания" относятся к первой части, в основе которой лежит рассказ о трагических событиях 1874 - 1875 гг. на Урале. Несомненно, писатель уточнял исторические сведения по существующим источникам, в том числе по известному очерку Сандра, опубликованному в 1906 году в журнале "Русское богатство". Вероятно, прочитал рассказ В. И. Даля "Уральский казак", почерпнув из него некоторые обычаи и традиции уральского казачества. Однако, для обвинений писателя в плагиате этого явно недостаточно. Чтобы не быть голословным, приведу для сравнения два отрывка: сначала из рассказа В. И. Даля, а затем из романа В. П. Правдухина.

"Большой был праздник в Уральске, - писал Даль, - когда вступил туда с песнями 4 - й полк.
Родительницы выехали навстречу из всех низовых станиц, усеяли всю дорогу от города верст на десять; вынесли узелки, узелочки, мешочки, стекляницы, штофчики, сулейки; все, вишь, жалеючи своих, думают - голодные придут, так напоить и покормить. Стоит старуха в синем кумачном сарафане, повязанная черным китайчатым платком, держит в руках узелок и бутылочку, кланяется низехонько, спрашивает: "Проклятов, родные мои, где Маркиан?" - не слыхать голосу её из - за песенников, подходит она ближе, достаёт рукой казака: "Где Проклятов?" - "Сзади, матушка, сзади". Идёт вторая сотня, спрашивает старуха: "Где же Маркиан Елисеевич Проклятов, спаси вас Христос и помилуй, где Проклятов?" - "Сзади". - говорят. Идёт третья сотня - тот же привет, тот же ответ. Идёт и последняя сотня, прошел и последний взвод последней сотни, а все казаки говорят ей, кивнув головой назад: "Сзади, матушка, сзади". Когда прошёл и обоз и все отвечали "Сзади", то Харитина догадалась и поняла, в чем дело, - ударилась об земь и завопила страшным голосом. Казаки увели её домой, а Маркиана своего она уже более не видела".

А вот, что написал советский писатель В. П. Правдухин, спустя, почти, век:

"Наконец - то казаки выбрались из Уральска. Пять дней их торжественно и бестолково чествовало умилённое население города.

С бугра от мельницы навстречу гостям скакали соколинцы. Вояки приосанились. Они не хотели показаться перед односельчанами растрёпанными музланами. Двигались теперь они очень важно, хотя это было трудно и им самим, и их коням.

Казачки бежали пешком по дороге...

Позднее всех выбежала к мельнице жена бедного казака Устима Панова - Васена Ахилловна. Промешкалась у печки.

- А мово - то, Устима Григорьевича, куда подевали?

У сурового Маркела заныло сердце. Он дёрнул перевязанной рукою, чуть не крякнул от боли, сдержался и бодро ответил:

- Позади, матри, скачет твой хозяин, Васена Ахилловна.

Казачка напряженно осматривала из - под ладони всадников, готовая к взрыву радости. Она опрашивала всех, и все ей отвечали так же:

- Гляди, поотстал, матушка. С конём у него неладно. Шпат, что ли... Сзади с калмыковскими бежит.

Но вот подъехали калмыковцы - и уже открыто хмурясь и не глядя в глаза женщине, невнятно пробурчали, что позади всех скачет казак Устим Григорьевич. Тогда казачка уронила руку ото лба и, уставясь прямо на солнце, замигала длинными ресницами. Упала у дороги вниз лицом на жёлтый мар - брошенную суслиную нору - и отчаянно заревела..."

Итак, В. Даль поведал о возвращении уральских казаков из дальнего похода, после подавления Польского восстания 1831 года, и привёл старинный уральский обычай, не говорить родным о гибели боевого товарища открыто, напрямую. Считалось, что будет лучше, если родственники догадаются об этом сами. В. П. Правдухин в своём романе, рассказал о встрече казаков из Хивинского похода 1873 года и, вероятно, для остроты ощущений, тоже упомянул "старый" обычай. Что же в этом предосудительного и где здесь виден плагиат? Обычай этот придумал, ведь, не Даль. Он взят из жизни уральских казаков. О нём, Правдухин, мог услышать из рассказов калёновских стариков. Например, "старый казак, знаменитый сайгашник, Карп Маркович" мог поведать ему об этом старинном обычаи во время его приезда в Калёный в 1927 году. Правдухин вместе с ним и другими калёновцами участвовал в осенней плавне, а там, несомненно, было много разговоров о прежней жизни уральских казаков.

"Сумерками по Уралу с верховьев проходил пароход "Пасынок", добравшийся до Калёного от Уральска на шестой день, - писал Правдухин. - В прежние времена казаки не разрешали никому плавать по Уралу даже на лодке. Рёв парохода встревожил земляков. Старик Карп Маркович грозил ему с яра кулаком, бросал в его сторону комки земли и зычно выкрикивал самые непотребные слова:

- Погибели на вас, музланов, нет! Пострелить те в варку - то, в самую что ни на есть утробу! Заразой те убей! Хучь бы в эти дни не пужали рыбу...

Я смотрел на старика и на остальных казаков, вторивших ему с берега. В их брани не было настоящей, неподдельной злобы. Это была историческая инерция, угасающее воспоминание о прошлых временах".

Наконец, бытует мнение, что Правдухин "передрал" из очерка В. Г. Короленко "У казаков" случай на багренье в декабре 1899 года. Однако, не следует забывать, что в это время Правдухины уже проживали в Калёном и про инцидент на багренье могли услышать из разговоров непосредственных участников того события. Ведь, калёновцы тоже участвовали в том "презентном" рыболовстве, когда всё войско пошло "стеной" на наказного атамана Ставровского. В. П. Правдухин неслучайно подметил, что "В. Короленко, мельком глянувший на этот край в 1900 году..." Не мог публицист знать всего. Он побывал только в "верховых" посёлках, да посетил Круглоозёрную станицу - Свистун. А настоящие казаки - рыболовы жили в низовьях Урала... Это те места, по которым проходила осенняя плавня, а казаков, там проживающих, называли не иначе, как "мокрожопые"... Плавня начиналась от Калёного и продвигалась вниз до Гурьева. В Калёный стекались и все новости из Войска, поэтому можно смело сказать, что писатель Правдухин знал о жизни уральских казаков - рыболовов побольше, чем "заезжий" публицист В. Г. Короленко. Поэтому утверждения, что Правдухин "плагиатор", по меньшей мере абсурдны, а по большому счету, являются грязной клеветой на писателя.

"Бесспорно, роман "Яик уходит в море", хотя и неоконченный, - сказала на студенческом форуме О. Моргунова, - является самым значительным созданием Правдухина". В Оренбуржье и Казахстане начинают постепенно возрождать память о писателе. Была создана совместная российско - казахстанская экспедиция, которая в 2006 году посетила ряд мест в Оренбургской области, связанных с именем В. П. Правдухина. Был установлен памятный знак на "острове Правдухина" на месте затопленной станицы Таналыкской, которая давным - давно скрылась под водами Ириклинского водохранилища. К сожалению, умирает на глазах посёлок Шубин, где осталась могила Павла Ивановича Правдухина - отца писателя, и прошла юность Валериана Павловича. Место захоронения самого писателя неизвестно; он погиб в застенках ГУЛАГа. Даже, дата его смерти, до сих пор, точно не установлена.

Напоследок, чтобы скептики не сомневались в существовании "острова Правдухина" приведу небольшой отрывок из его воспоминаний:

"Чаще всего, - писал Правдухин, - мы раскидывали свой стан возле Урала или Таналычки, степной речки, впадающей в Урал рядом со станицей. Любимым нашим местом был "Горный бикет", каменный обрыв, высоко вздыбившийся над речонкой. Эти скалы в моих глазах рисуются таинственными и величавыми, хотя я бывал после того и в Закавказье, Саянах и на Алтае. И когда я подростком зачитывался Жюлем Верном, Фенимором Купером, то, конечно, и "Таинственный остров", и все места приключений "Последнего из могикан" представлялись мне похожими именно на "Горный бикет".

Сооружение Ириклинского гидроузла началось в 1949 году. На месте Ириклинской долины должно было раскинутся водохранилище, в связи с чем под затопление подпадало 22 населённых пункта, которые определили переселить на новые места. Заполнение водохранилища началось 17 апреля 1958 и завершилось 8 мая 1966 года. Вероятно, тогда и образовался на месте "Горного бикета" остров, названный затем в честь писателя Правдухина.

Источники:

Даль В. И. Уральский казак/В. И. Даль. Избранные произведения. - М., 1983.

Моргунова О. М. В. П. Правдухин - человек "широкого размаха и редкостной души". Оренбург, 2012/ интернет - ресурс: http://www.rae.ru/forum2012/18/76

Правдухин В. П. Годы, тропы, ружьё. - Оренбург, 2008.

Правдухин В. П. Яик уходит в море. - СПб., 2011.