Ч. 2 Судьба сокровищ Бактрии

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/10/20/892

Вскоре весьма оперативно появились афганские военные, которые оцепили всё место раскопок. Не менее оперативно оказались на месте и «археологи» из КГБ и партийных органов.

 Упустить случай такого научного сотрудничества было никак нельзя, и это пламя постарались раздуть как можно ярче в качестве доказательства дружбы наших народов.

Теперь за каждым из учёных наблюдало множество глаз. Золота увидели столько, что, казалось, будто это захоронение царя Мидаса, потому что создавалось впечатление, что даже все кости были золотыми от той одежды, в какой были погребены эти люди. Не только ткань из золотой нити, но и сандалии были из золота.

Из могил извлекли двадцать тысяч шестьсот золотых предметов. Сокровище находилось в шести могилах, в которых покоились шесть женщин и один мужчина.

 Найденные ювелирные изделия изумительной работы, настоящие шедевры из золота с бирюзой, золотые и серебряные монеты датируются первым веком нашей эры.

Все сокровища, которые стали называть «Бактрийским золотом», были самым детальным образом тщательно инвентаризованы, описаны и сфотографированы советскими археологами.

Афганским друзьям напомнили, что экспедиция проводилась на советские деньги и предложили передать на временное хранение золото в СССР, дескать, там есть все условия для хранения и научного описания найденных предметов.

Неизвестно, знали или нет афганцы поговорку, что нет ничего более постоянного, чем временное, но, во всяком случае, при всей любви и дружбе к советским братьям, решили не идти по пути Буратино, которому два хвостатых друга предложили закопать золотой на Поле Дураков, чтобы выросло деревце с золотыми монетами.

Ирина Тимофеевна Кругликова, как начальница всей экспедиции, тоже захотела принять активное участие в описи найденного и затем в публикациях на тему раскопок. В те времена фамилию начальника всегда ставили на первое место, независимо, участвовал он в работе, или нет, такой была обычная практика.

Однако Виктор Иванович Сарианиди вовсе не жаждал делиться с ней славой. Как ни удивительно, но его поддержал тогдашний директор Института археологии СССР, который отдал все права на публикацию Сарианиди. Война двух учёных окончилась поражением начальницы.

Кому тогда могло придти в голову, что Советский Союз распадётся, и, хотя экспедиция проводилась на средства Института археологии СССР, наша страна утратит всякие права на материалы Тиля-тепе, а в каталогах  станут указывать только имя В.И. Сарианиди. Впрочем, не мне судить, кто прав, а кто виноват.

Ящики с Бактрийским золотом афганские военные погрузили на грузовики и под усиленной охраной отправили в Кабул в Национальный  музей Афганистана. А дальше начинается тайна, покрытая мраком.

25 декабря 1979 года советские войска пересекли границу и вошли на территорию Афганистана, а ещё через два дня хорошо обученные люди из советских спецслужб захватили дворец президента и перебили всех, кто в нём находился, включая и самого президента, который пригласил советские войска.

Советский Союз активно включился в гражданскую войну в Афганистане, чтобы через девять с лишним лет уйти из него, потеряв убитыми свыше пятнадцати тысяч молодых мужчин и женщин, десятков тысяч раненых и искалеченных, а так же неизвестное число людей, заражённых опасными инфекционными болезнями.

Другим результатом войны была большая дырка от бублика и благодарная память афганского народа, потерявшего по разным оценкам  от 850 тысяч до 2-х миллионов человек убитыми, число раненых неизвестно. Интересно, что мы получим от участия в сирийской войне.

Последний раз Бактрийское золото показали в 1989 году иностранным дипломатам, чтобы опровергнуть слухи о том, что советские войска, покидавшие Афганистан вывезли его с собой. Потом долгое время о золоте не было слышно ни слуху, ни духу.

Кабульский музей несколько раз грабили во время войн, сотрясавших Афганистан. Считается, что утеряно семьдесят процентов ценных экспонатов. Зато на антикварном рынке Пакистана  появилось множество произведений древнего искусства из разграбленных афганских музеев.

Золото Тилля-тепе уцелело, потому что оказалось спрятанным в подвалах Национального банка Афганистана, и благодаря мужеству его хранителей, сумевших уберечь его от талибов. Его подлинность подтвердил Сарианиди, которого афганцы пригласили для экспертизы, хотя все ли найденные им вещи сохранились, или нет, неизвестно.

 Правительство Афганистана организовало несколько выставок Бактрийского золота за рубежом. В своей стране устраивать такую выставку оно не рискнуло.

Пишут, что теперь сокровище хранится под землёй за бронированными дверями, изготовленными в Германии, а охраняют его вооружённые до зубов американские наёмники.

Продолжение следует