Встреча с Гамзатовым

Клара Журавлева
               
                Мой милый друг – мой продолжатель милый,
                Когда умру я – твой земляк Расул-
                Сложи стихи, чтоб встал я из могилы,
                И, успокоенный, опять уснул.   
                Р. Гамзатов

                Рассказ в стихах               
  Пришлось мне в жизни встретиться с Гамзатовым.
  Тогда еще я молода была.
  В одном из общежитий литераторов,
  Как все, в отдельной комнате жила.
То утро раннее, московское, я вспомнила.
Расул по комнатам товарища искал.
Каким он  был тогда, таким его запомнила-
Он говорил куплетами стиха.
   Расул шутливо проронил: «Верните друга!»
   Потом запел красиво обо мне:
   «О, женщина, с серьгами изумруда!
   Ты та, что часто виделась во сне».
Потом проговорил словами, без куплетов,
Мне пожеланье  дагестанского поэта:
"Живи так, чтобы твои мысли и чувства
Были так высоки, как Эльбрус, и чисты,
Как белый снег на нем».
   В моей комнате друга своего
   Он не увидел и удалился.
   Остановившись на секунду у порога,
   Он книгу небольшую из портфеля взял.
«Прочти. Там для тебя есть много.
Возьми на память. В ней  и тебя я  прославлял».

  Эта встреча была единственной весной 1970 года в мое 46-летие, когда проходила практику в редакции журнала «Молодая гвардия» и жила в общежитии литературного института.

Вернувшись из Москвы, мне было не до читки.
Поставила на полку книгу в ряд.
Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Чарлс Дикенс.
Потом Гамзатова решила почитать.
   А лет с тех пор прошло немало.
   Я и сама состарилась сейчас.
   Уже я бабушка, прабабушка и мама.
   Так что же в ней о нас он написал?
                ***
Прости, Расул, что раньше не читала
Твои прекрасные о матери стихи.
Один о Родине, я в школе изучала.
Теперь, как ценности музейные они.
  Сейчас, когда тебя уже  не стало.
  Я книжечку в шкафу своем нашла.
  Ту самую, что много так о маме
  Ее, перечитав, была поражена.
Меня сразила длинная поэма
С названьем «Берегите матерей»
Она, как зов, как заклинанье времени
Рожденных на планете малышей.
   Эту поэму называешь шалью,
   Ты на ней соткал  из слов узор
   Выше гор возвысил свою маму
   Ткал ее из всех красивых слов.               
И что ни слово – ком в душе, как пуля,
Но в мой рассказ не все они вошли.
Закончу тем, что «Эту шаль, - о, мама!- подарю я
В честь тебя всем матерям Земли»!
   Стихи твои мне душу взбередили
   Как в очаге во мне огонь зажгли.
   Царица тьмы по-своему решила,
   Взяла к себе тебя – нам отдала стихи.