С Православием, Россией и... без них

Василий Мишаков
 Из учебников истории мы знаем, что в октябре 1653 года  Земский собор в Москве, после тщательного  и всестороннего рассмотрения просьбы Гетмана Хмельницкого  принял решение о принятии войска казачьего с его землями и всем населением  в подданство  Русского государства.
       Многие обращения  запорожских  казаков  с просьбами принять их в русское подданство  поступали в Москву задолго до Богдана Хмельницкого. И первым, кто  это сделал, был Гетман  Косинский в ходе поднятого им восстания  (1591—1593), с аналогичной просьбой обращался и Гетман  Павлюк в 1637 году, и позже,  в ходе восстания - Гетман Острянин в 1638 году.  Но положительно ответить  Россия решилась только на просьбу Хмельницкого в июне  1648 года. Почему?
       Причин было этому  несколько. И одна из них заключалась в том,  что  казачьи восстания до Хмельницкого не имели широкой поддержки ни гражданского оседлого казачества, ни духовенства, ограничиваясь волнениями одного казачьего войска. А его требования  носили сугубо частный характер и касались проблем условий службы и быта самих казаков, которые требовали от Польского короля имущественных и политических  прав,  равных с польскими шляхтичами, повышения себе жалования, и обеспечения равными с поляками льготами.  Россия же в то время не была столь богата, чтобы принимать к себе в подданство целую казачью армию. Ей было гораздо выгоднее и проще, при необходимости, просто нанять казаков  на время конкретной  военной кампании, а не содержать их, как Польша, на  постоянной основе. 
         Но положение в корне  изменилось в марте 1569 года, после подписания Польшей Люблинской унии, когда Сигизмунд II Август издал свой  универсал об объединении Литвы и Польши в единое государство Речь Посполитую. 
         Предлагалось присоединение к Польше  всех  территорий  Великого Княжества Литовского, а само его название упразднялось навеки, заменяясь на «Новую Польшу».  Так же присоединялись  к Польскому королевству Киевское и  Брацлавское воеводства, а так же земли вольного запорожского  казачества,  принадлежавшие до этого  Литве. Под властью Литвы оставались только северо-западные русские земли:  Берестейщина и Пинщина.
        И поэтому не полько казакам, но и многим литовским помещикам не пришлась по нраву такая реформа. Одни из них поддерживали унию с Польшей, другие призывали  к союзу с Россией. Но Король пригрозил отобрать все родовые поместья, титулы и должности у той литовской знати, которая не присягнёт на верность польскому королю. И литвины тут же смиренно приутихли.
          Предоставленные самим себе, однажды уже лишённые отечества, а теперь и  покровительства своего нового государства, православные русские люди, как могли, но всё-таки пытались защищать свою веру. Во главе защитников православия были и некоторые литовские вельможи, как например, князь К.К. Острожский, основавший Острожскую типографию, в которую даже пригласил работать первопечатника  Ивана Федорова. И именно там,  по его поручению, Иван и напечатает знаменитую «Острожскую Библию» - первую полную печатную  Библию на кириллице.
Согласитесь, что для того времени это был поступок, сродни подвигу.
        Вслед за этим, католическое духовенство, вдохновлённое переменами в светской  жизни, уже в октябре того же года инициировало и свою (церковную),  Брестскую унию, объявившую  православие в новом государстве вне закона. Это решение католической церкви возбудило большое негодование среди всех православных людей. 
       В Бресте был созван православный церковный Собор, на котором присутствовали как униаты, подчинившиеся папе, так и православные, не желавшие унии. Несмотря на сопротивление рядовых прихожан подавляющего большинства православных поместных церквей,  униатами стали почти все православные архиереи. Они-то от имени всей Западно-Русской церкви и объявили себя принявшими унию. Но одновременно с этим собором оставшейся частью  православного духовенства и теми мирянами, которые отказались  повиноваться своим духовным властям, был созван другой собор, на котором его участники  поклялись не отступать от канонов и традиций Восточной Византийской церкви. Оба  Собора предавали один другого проклятию и вступали между собой  в открытую борьбу. Конечно же Король Польши при этом  признал законным постановление Собора, признавшего его  унию  и потому объявил  о запрете  православия в своем государстве.
         После объявления православия "вне закона", православные церкви Речи Посполитой стали подвергаться  гонениям как ослушники духовного начальства и еретики. Православные церкви, особенно сельские, не принявшие унию, повсеместно подлежали закрытию. Власти более не считали их официальным духовенством и  поэтому храмы эти выставляли на продажу,  как обычное имущество, для извлечения дохода.
         Исповедующие православие граждане были лишены всех прав, и рассматривались как «хлопы» (простонародье), и вера их именовалась «хлопскою».
         На защиту православного духовенства встали запорожские казаки.  В
связи с тем, что  Митрополит Киевский  Михаил (Рогоза), принял Брестскую унию, православная Киевская митрополия пресеклась на долгие 24 года. Но в 1620 году смогла вновь возродиться благодаря активной поддержке казачества. Иерусалимский патриарх  Феофан III, имевший от Константинопольского патриарха полномочие устроить все церковные дела на Руси, поставил митрополитом Киевской Митрополии  Иова (Борецкий) и 6 епископов. И несмотря на то, что сам Папа Римский предписал ловить и истреблять не униатов,  под  военной  защитой казаков православие в Речи Посполитой не погибло окончательно.      
          Исключительно, и только благодаря помощи казаков  по Зборовскому  договору, православному Киевскому митрополиту предоставлено было место в польском сейме наряду с римско-католическими епископами.  Всё это укрепляло дух протестующих, которые в свою очередь черпали силу от православной церкви, при крупнейших монастырях  составлялись  городские братства.  Их усилиями (в т.ч. Киево-Печерского монастыря) были созданы в Киеве и других русских городах прекрасные богословские школы, из которых выходили образованные защитники православия. Они устною проповедью и изданием книг о вере успешно боролись с унией и католичеством, не давая исчезнуть православию.
       Из ряда школ особенно поднялась и развилась Киевская, основанная братством Киевской Богоявленской церкви (ещё в 1594 г.). Киевский православный митрополит Петр Могила (1596—1646) образовал из этой школы высшее училище по образцу католических академий. По его имени и школа получила название «Могилянской академии». Внешняя опасность для православной веры запустила в землях юго-западной  Руси и далеко за её пределами процессы активного протестного движения интеллектуалов, просветителей и гуманистов, создавших в этот период множество произведений литературы и искусства в защиту православия. Учёные киевские монахи оказали важные услуги не только западной Руси, но  позже (при Алексее Михайловиче) и Руси Московской, куда они были приглашены как учителя и просветители.
          Множество польских историков, как, например, Кшиштов Рак определяют Люблинскую унию 1569 года как некую предшественницу Маастрихтских  соглашений в современной Европе, результатом которых стало создание современного  ЕС . Наиболее позитивными аспектами унии, которые выделяют польские историки было введение католичества и польского языка, а так же слияние всех культур в единую.
         На самом же деле, хотя Люблинская уния и декларировала официальное равенство Польши и Литвы, на практике это было ни чем иным, как польским поглощением Литвы. Соотношение польских и литовских представителей в сейме Речи Посполитой установилось на уровне 3:1.  И это при том, что Литва в составе Речи Посполитой имела большую территорию нежели Польша. Тем не менее, в Сейме заседало 114 польских представителей и только 48 литовских. В то же время в Сенате против 113 поляков было лишь 27 литовцев.
         О каких либо правах в новом польском государстве у низовых, оседлых казаков-крестьян тут и вообще говорить не приходится. Уния лишала их практически всего: и родного языка, и веры, и  права на землю. Вдобавок, для них была так же увеличена и панщина (барщина) с одного до трёх дней в неделю. Расчёт был, как нельзя прост: «кому не нравится, тот пусть уходит к своим в Россию».   
И поэтому, если польский историк увидел сходство того униатского права с сегодняшней демократией Евросоюза, имея ввиду такое же одинаково   бесправное положение русских в некоторых прибалтийских   государствах,  как  и казачества во времена Речи Посполитой, то  в  этом  с  ним  я  целиком и полностью согласен.
      Став защитницей православного духовенства, казачье войско Б. Хмельницкого не только обеспечило себе этим поддержку практически всех слоёв и сословий тогдашнего православного сообщества внутри государства Речь Посполитая, но и смогло в результате, обрести союзников  вне границ, и главным из которых было государство Российское. Восстание  Б. Хмельницкого переставало выглядеть очередным казачьим бунтом и приобрело черты народного восстания.      
      Казаки  в конечном итоге,  кроме российского подданства,  получили от России не только военную поддержку, но и сохранили  за собой  землю, имущество, прежние сословные звания, титулы и  должности с денежным  довольствием. Но, главное, что они приобрели вместе с российским подданством, так это - равные сословные и прочие права с остальными подданными России, с сохранением  за собой права на местное административное самоуправление в составе Российского государства. Именно то, чего они безуспешно и добивались, находясь на службе  у польского короля.  И даже больше.
       Уже позднее,  будучи в составе СССР, украинцы, кроме равных гражданских прав со всеми остальными народами России, получат от союзного государства  статус Республики со многими присоединёнными территориями от Польши, Бессарабии и России, с Крымским полуостровом в придачу. В государственных школах  будет изучаться  родной украинский язык. На всей территории Украинской ССР родной украинский язык станет вторым государственным.
       Для России Переяславское соглашение 1654 года дало возможность вернуть обратно  утраченные в результате захвата Литвой и Польшей свои  юго-западные  земли Белой Руси  и Малой Руси  (включая город Киев), что оправдывало титул российских царей, — государь всея Руси. Русские цари отныне стали себя называть собирателями земель со славянским православным населением.
       Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г.
Уже 23 октября (2 ноября) 1653 года Русское царство торжественно объявило в Москве войну Речи Посполитой за освобождение Украины (Малороссии) и Белоруссии (Белой Руси).
       В результате войны, длившейся с 1654 по 1667 гг. часть православного населения Речи Посполитой, присоединившаяся к Русскому царству, избавилась от национального и религиозного угнетения с её стороны.
       В результате распада СССР в 1991 году Украина стала независимым государством. Произошло это мирно и без каких либо территориальных и финансовых претензий со стороны России. Более того, все выплаты по долговым обязательствам бывшей УССР перед иностранными  государствами, Россия добровольно взяла на себя.
      И вот сегодня, в 2015 году,  спустя 24 года своей независимости (от России) и четырёх веков, после освобождения от Польского гнёта, на Украине  государство вновь покровительствует униатской церкви,  отказывая своим русскоязычным гражданам в праве на родной язык, культуру и веру. Граждан Донбасса лишили пенсий и зарплат. Их дома государство отключило от отопления и электричества. Их вообще не считают гражданами своей страны.
      Как ни печально, но приходится признать, что за сегодняшней трагедией людей, живущих там, на землях бывшей Киевской Руси, всё ярче и отчётливее  проступают зловещие черты тех же мрачных времён, о которых  написано выше.

Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Восстание_Острянина_и_Гуни
http://potolkisaransk.ru/rio10gefeokyf85/ Люблинская_уния _1569)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/622435