Кузнец Билл и Дьявол

Алексей Горшков
Билли Дафти и Дьявол
творческий перевод с английского ирландской сказки  (Billy Duffy and the devil)

Билли Дафти был хорошим Ирландцем, плохим кузнецом и отличным выпивохой. Как истинный Кельт, он ненавидел тяжелую работу, и стоял у горна и наковальни лишь для того, чтобы заработать деньжат на выпивку. А заработав немного денег, он не вылезал из паба, пока не спускал последний пенс, и лишь тогда возвращался га кузницу. Вот так размерено и незамысловато протекала его жизнь.
Однажды Билли шел домой из паба «сильно навеселе», но не достаточно, чтобы словить настоящий кайф. Он очень хотел пригубить ещё пару пинт пива, да денег не осталось. Разгоряченный Билли Дафти воскликнул:
«Клянусь Богом! Я бы продался дьяволу, если бы сейчас получил выпивку!»
Как только Билли произнёс эти слова, перед ним появился высокий человек в черных одеждах и переспросил:
«Что ты только что сказал?»
«Я сказал, что я бы продался дьяволу за выпивку!» - повторил Билли.
«Хорошо. Сколько ты хочешь получить за семь лет, и дьявол даст тебе эти деньги?»
«Ну, я не знаю.... Когда дело доходит до денег... я точно не знаю....» - пробормотал Билли.
«Ладно. 700 фунтов тебя устроят?» - предложил человек в чёрном.
«Да, да... 700 фунтов я бы взял с удовольствием!» откликнулся Билли.
«Ты получишь эти деньги, но через семь лет, я, Дьявол, заберу тебя!»
«Плевать на это! Меня это совершенно не волнует!» - воскликнул Билл.
Когда Билли вернулся домой, то обнаружил 700 фунтов. Он тот час повесил замок на двери кузницы и приступил к пропиванию своего состояния. Двери его дома всегда были открыты, а потому Билли весело и безмятежно проводил время в кампании таких же выпивох, как и он сам.
Однажды в дом Билли заглянул какой-то отшельник и попросил немного еды, а получил обильный стол и хорошую выпивку. Наевшись и напившись, отшельник ушел и появился вновь через несколько месяцев, и вновь получил радушный приём. После сытного обеда с хорошей выпивкой, отшельник сказал Биллу: «Ты был очень гостеприимен и добр ко мне, а потому я готов исполнить три твоих желания, и будь уверен — они непременно сбудутся!»
«Я должен подумать...» - ответил Билли.
«Хорошо. Подождём до утра» - сказал отшельник.
Утром отшельник спросил Билла: «Ты придумал свои желания?»
«Придумал. Первое моё желание такое. У меня в кузнице есть тяжелый молот. Так вот, я хочу, чтобы всякий, кто возьмёт этот молот в руки, бил бы им по наковальне не останавливаясь, до тех пор, пока я не скажу!»
«Плохое желание. Но это твой выбор» - сказал отшельник.
«Второе желание такое. Я хочу иметь кошелёк, из которого никто не сможет вынуть ничего, без моего слова!»
«Ну, разве это желание?!» - вздохнул отшельник - «Подумай хорошенько, прежде чем назвать третье желание!»
«А я давно придумал! Я хочу иметь в своей спальне кресло, из которого никто бы не смог встать без моего разрешения!»
«Никудышные желания у тебя, Билли, но они будут исполнены» - сказал отшельник.
«А я вот считаю, что загадал три прекрасных желания!» - ответил Билл.
И вот, семь лет пролетели, словно один год, и до истечения срока осталось три дня. Билл благополучно пропил все деньги и был вынужден вернуться к работе на кузнице, где в один прекрасный день перед ним возник Дьвол и сказал, прежде чем исчезнуть.
«Билли, у тебя осталось три дня, в течение которых ты можешь иметь столько денег, сколько пожелаешь».
 На следующий день Билли, без единого пенса в кармане, поспешил в свою любимую пивнушку, в которой ужо было полно выпивох. Билли вошел в пивнушку и крикнул с порога: «Привет, ребята! Сегодня я угощаю всех, на один фунт каждого!» Билли поставил свою кружку на середину стола и мысленно потребовал 20 фунтов. В тот же миг с потолка с грохотом упал огненный шар прямо в кружку, а когда шар улетел, в кружке было 20 соверенов. Всё гуляли до утра и прославляли Билла.
 На следующее утро в кузнице Билла появился дьявол и сказал: «Ну вот, Билли, я и пришел за тобой!»
«Прекрасно! Но дай мне несколько минут. Я должен доковать пару подков. Заказ надо исполнить, сам понимаешь!»
Дьявола знал, что значит держать слово, а потому дал Билли время, чтобы он закончил работу. А Билли говорит ему: «Ты, дружище, взял бы молот, да помог мне! Так я быстрее управлюсь!»
Дьявол взял молот и стал стучать им по наковальне, а когда хотел остановиться, то не смог этого сделать, а потому всё стучал и стучал.
Билли рассмеялся, покинул кузницу, заперев в ней посланника, а сам пошел в бар, где пропьянствовал три дня напролёт, на протяжение которых удары молота по наковальне не смолкали ни на секунду.....
Когда Билли вернулся в свою кузнецу, Дьявол из последних сил стучал молот по наковальне и прохрипел:
«Ну, Билли, ты славно подшутил надо мной! А теперь отпусти меня!»
«Отпущу. Но не запросто так. Что дашь взамен?» сказал Билли.
«Я дам тебе ещё семь лет жизни и удвою денежное вознаграждение, и дам ещё два бонусных дня, в течение которых будет исполнено любое твоё желание» - пообещал Дьявол.
 «Идёт! По рукам!» - согласился Билли.
Дьявол отсчитал 1400 фунтов и исчез, а Билли закрыл кузницу, распахнул гостеприимные двери своего дома и загулял, и не заметил, как пропил все деньги, и как пролетели семь лет.....
В последнюю ночь семилетнего срока Билли отправился в свою любимую пивнушку и мысленно потребовал пять фунтов. Тот час в паб вошел гном и насыпал соверены в кружку Билла, так что было на что славно провести время до утра!
 А утром появился Дьявол в виде соверена на полу кузнецы (таким путём Дьявол пытался разузнать о новых ловушка Билли и разузнал....) Билли поднял соверен и положил его в своей кошелёк. Затем он бросил кошелёк на наковальню и стал лупить по нему молотком. Дьявол в кошельке завопил: «Ой, пощади! Ой, перестань бить!»
«Каков будет наш договор на этот раз?» - спросил Билли, не переставая лупить молотком по кошельку.
«Ещё семь лет и  тройное вознаграждение!» - прокричал Дьявол.
«Это сколько же будет?» - уточнил Билл, лупя молотком.
«2100 фунтов!» - крикнул Дьявол.
«Ты, братец, плохо считаешь. В школе что ли плохо учился.  1400 множить на три равняется 4200. разве не так?» -произнёс Билли и так саданул молотком по кошельку, что Дьявол завопил: «Так! Так! Ты получишь 4200 футов!»
«А бонус?» - потребовал Билли.
«Один бонусный день, когда будет исполнено любое твоё желание!»
«Ну вот и договорились!» - сказал Билли. Он вытащил соверен из кошелька и вышвырнул его за дверь кузницы, а в кошельке появились обещанные деньги.
Эти семь лет прошли также как и предыдущие. В последний день Билли, как всегда без единого пенса в кармане, пришел в свой любимый бар и мысленно потребовал от Дьявола полную кружку соверенов. В тот же миг в пивнушке появился карлик, который насыпал в кружку соверены и сказал Биллу: «завтра утром срок нашего договора истекает!»
«Я знаю, старина, знаю. До завтра!»
Карлик исчез, а завсегдатаи пивнушки стали расспрашивать Билли, что это всё значит?»
«Пустяки, ребята... Сущие пустяки.... Всем пока! Я пошел домой..» - сказал Билл и покинул паб.
Утром Билл открыл кузнецу и стал ждать Дьявола, но он не появлялся. Тогда Билл вернулся в дом и стал ругаться со своей женой, вот в это время и возник Дьявол в черном костюме.
«Господин Дафти, я к вашим услугам!»
 «Сию секунду! Я только напишу несколько прощальных слов.... Вы присядьте пока в кресло, вам там будет удобно!» - сказал Билл.
 Дьявол уселся в кресло ( в котором он не мог пошевельнуться), а Билл тот час пошел в кузницу, раскалил до красна щипцы, вернулся, схватил щипцами нос Дьявола и стал его вытягивать, словно раскаленное железо. Дьявол вопит от боли, а Билл всё тянет, Дьявол вопит, а Билл тянет. Наконец он растянул нос Дьяволу настолько, что он вылез из окна комнаты. Тут Билл нацепил на кончик дьявольского носа старый котелок-цилиндр. Между тем, на вопли Дьявола к доиу Билла сбежалась вся деревня и все стали кричать: «Билли и Дьявол! Дьявол и Билли!»
 Дьявол вопил, ругался и угрожал Биллу самыми страшными наказаниями, но Билл не слушал его, а оставил в кресле на целый день, а сам пошел в паб. Когда Билл вернулся, Дьявол присмирел и вёл себя вполне цивилизованно. Он весьма вежливо спросил: «Дорогой Билли, что ты желаешь на этот раз за моё освобождение?»
«Только одного. Прожить свою жизнь без тебя и иметь столько золота, сколько пожелаю!» - ответил Билли.
 Так и случилось. Билли Дафти дожил до глубокой старости, не изменяя своим привычкам, тратя на выпивку и развлечения столько денег, что и не сосчитать. А когда пришел его смертный час и н предстал перед вратами Ада, стражник спросил его: «Вы кто?»
«Кузнец и пьяница Билли Дафти!» - гордо представился Билли.
Это имя услышал Дьявол и завопил: «Немедленно закройте ворота Ада на тройные запоры! Не пускайте этот кузнеца в Ад, а не то он всех нас изведёт!»
 Билли усмехнулся, оторвал у дьявола кончик носа и направился в Рай. Но Господь не пустил кузнеца в рай, назвав его «наглецом и скверным человеком»
 «Ну и что же мне делать?» - возопил Билли.
Он вернулся на землю, где его прах смешался с кончиком носа дьявола и превратился в огненный шар, который до наших дней летает по земле как «блуждающий огонёк» (will-o-wisp).