Гость из Санкт-Петербурга

Борис Гольдин
      Я на сцену в полумраке
      Выйду в элегантном фраке.
      Тонкой палочкой взмахну –
      Скрипочки зальются,
      Всколыхнет арфист струну,
      Трубы отзовутся.
               
      Скрипочки не зальюся…  Трубы не отзовутся…  Этот вечер выдался просто ужасным.Шел проливной дождь.Ураганный ветер буквально выворачивал гиганские деревья с корнями.Но все это не cмогло удержать дома любителей русского балета в город Сан Хосе.В зале всех ждало чудо.Оно началось со сказочных дикораций.Ночные фонари.Заснеженный спящий город.Изумительные костюмы.Волшебная музыка Чайковского.А какие были балерины!Все это не могло не пленить зал ...

      Но что это?Словно злой волшебник набросил черное покрывало на весь зрительный зал,и вдруг стало темным- темно.“Кина не будет,–прямо, как в “Джентельменах удачи.” –Электричество кончилось”.К слову сказать,что в одну из таких же темных ночей с Аллеи звезд,что на Мосфильмовской улице в Москве,была украдена скульптурная композиция с известным советским актером Евгением Леоновым в виде персонажа “Доцента” из любимой народом кинокoмедии “Джентльмены удачи”.Но сценарист картины Георгий Данелия внес поправку. - Это не был памятник “Доценту”,это памятник директору детского сада,который изображает из себя бандита “Доцента”.

    - По техническим причинам спектакль переносится,-сообщил голос диктора.

      На память мне пришли стихи из детства.
      Если вам уже лет двадцать,
      Все равно вы помните –
      Очень трудно оставаться
      Детям в темной комнате.
            
      Окна стали черными,
      Шорохи за шторами,
      Так и чудится ребятам,
      Что за шторой кто-то спрятан.
      Агния Барто

      С тяжелым осадком на душе зрители покидали зал.Кому хочется терять такой сказочный вечер.Получилось так,что дирижер симфонического оркестра,в кромешной темноте не мог попасть в свою комнату. Тут, как назло,еще проблемы с английским. Оркестранты были бы рады ему помочь,но они не знали ни слова по-русски.Так что я оказался весьма кстати. В ту пору я трудился офицером службы безопасности в театре.

   - Саша Титов,-представился дирижер.-Я доцент консерватории в Санкт-Петербурге.

     Слово за словом, и мы разговорились.
 
     Дирижер – тяжелая ноша.

     “Если у хора нет дирижера-каждый старается “перекричать” другого”.

     “Дирижер-это медиум между автором и слушателем,-говорил  Народный артист СССР Геннадий Рождественский.-Или, если хотите,некий фильтр,который пропускает через себя поток,излучаемый партитурой,а затем пытается передать это публике.”

     Накануне музыканты много интересного рассказали об Александрe.  Он закончил консерваторию сразу по трем специальностям:хоровое дирижирование, фортепиано и оперно-симфоническое дирижирование.Ассистировал таким известным дирижерам- профессорам,как Мстиславу Ростроповичу и Геннадию Рождественскому. Лауреат международного конкурса дирижеров в Токио.Дирижировал в Большом театре.

     Мы вышли к центральному входу.

   - Я обратил внимание,-сказал Саша,-вы при слове “доцент” улыбнулись.
 
   - Вы уж извините меня,-ответил,-просто вспомнил один случай.Работал тогда в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта и только получил звание доцента.Дети были маленькими.На экранах кинотеатров шел популярный фильм Александра Серого "Джентельмены удачи".Помните, главную роль бандита “Доцента” играл Народный артист СССР Евгений Леонов?“Все,–сказал “Доцент”.-Рога поотшибаю, пасть порву, моргалы выколю!”. Мы всей семьей ходили смотреть.Мои мальчишки не могли понять, почему их папа тоже стал доцентом,как и тот нехороший дядя – бандит.

   - Вы в Америке первый раз?

   - Нет.Я был на стажеровке в Бостонском симфоническом оркестре.

   - Наша консерватория имеет тесные контакты с Мариинским театром и Русской Академией балета в Вашингтоне. Приезжаем и дирижируем местыми симфоническими оркестрами.

  -  Что это за Академия балета в Америке? Я первый раз о ней слышу.

  -  После выступления труппы Мариинского театра в Америке к главному балетмейстеру театра, Народному артисту СССР Олегу Виноградову пришло письмо от президента США Джоржа Буша-старшего.Да,да,прямо от Буша.Он пригласил известного специалиста на работу для “расцвета и продвижения классической культуры балета в Вашингтоне и в Америке в целом”. Американцы очень любят русский балет и им пошли навстречу,–рассказал  дирижер. - Академию русского балета возглавил лауреат Государственной премии России Олег Виноградов.Здесь работают,в основном,русские педагоги.Академия в Вашингтоне отличается от других балетных школ более профессиональным балетным образованием. Теперь уже традиция: под Новый год учителя и ученики ставят в разных городах Америки русский балет “Щелкунчик”.

     Я вспомнил, что в программе рядом с фамилией дирижера Титова было написано: Заслуженный артист России.

     Поздравил Александра с высоким званием и тут в театре… включилcя свет.

     Дирижер, крутой и своевольный,
     Жаждой бури явно обуян:
     В скрипках зыбь, в виолoнчелях
     Волны,в контрабасах воет океан.

     Скозь этот музыкальный хаос,
     От родной отчаливши земли,
     Выплыли, как приказал им Штраус,
     Арфы, золотые корабли.
      / И.Сельвинский /