Лондонские хроники. Поднять людей с земли

Борис Готман
   135-метровое колесо обозрения   "Лондонский глаз"  (London Eye),    установленное на южном берегу Темзы практически в самом центре британской столицы,  сегодня претендует на звание одного из её главных символов.

   Причём в ранге, подобном рангу Эйфелевой башни для парижан.

   Как в своё время у парижской башни, так и у "Лондонского глаза" было немало противников, считавших, что это сооружение опошлит лондонский пейзаж.

   Тем не менее, общественная поддержка идеи молодой супружеской пары архитекторов Юлии Барфильд (Julia Barfield) и Дэвида Маркса (David Marks) обеспечило сооружению "зелёную улицу".

   Как бы то ни было,  создатели "Лондонского глаза" на всех стадиях проектирования,  изготовления и монтажа уникальных конструкций  опирались на последние достижения  науки, техники и организации  производства.

   Причём сложности эти таковы, что об их наличии обычные граждане даже не подозревают.

   Например, 32  одиннадцатитонные капсулы, каждая из которых  вмещает 25 человек, всё время поворачиваются  вокруг оси, чтобы сохранять горизонтальное положение пола  независимо от положения обода гигантского колеса диаметром 120 метров, на котором они укреплены.  А ведь в каждой герметичной капсуле есть освещение, кондиционеры и другие устройства, которые надо надёжно и безопасно обеспечивать электроэнергией!

   Детали гигантского сооружения изготавливали на предприятиях шести европейских стран – Великобритании, Нидерландов, Франции, Италии, Германии и Чехии. Представьте себе точность  изготовления этих  деталей, обеспечившую конечную сборку "колеса" – ведь никаких "подгонок по месту" не допускалось!

   Тщательному контролю подвергалось всё. Ещё один пример: для подъёма собранного в горизонтальном  положении "колеса" (пока ещё без пассажирских капсул) были закреплены 236 стальных тросов, на каждом из которых были приклеены тензодатчики для контроля напряжений в них.

   При первой попытке подъёма конструкции в сентябре 1999 года с датчиков на одном из тросов поступили данные о недостаточно надёжном  креплении последнего.

   Подъём немедленно прекратили, что позволило избежать возможной аварии.

   Несколько недель ушло на выяснение причин сбоя, зато все этапы следующего подъёма в октябре прошли без происшествий.

   Сначала колесо подняли с наклоном 35 градусов и оставили в таком положении на несколько дней для тестирования.  Затем продолжили подъём,  довели наклон до 65 градусов и опять тщательно проверили.  На третьем, последнем этапе конструкция, похожая  на гигантское  велосипедное колесо, заняла своё проектное положение.

   Скорость движения капсул при вращении колеса составляет около 0.9 км/ч или 26 см в секунду, что позволяет пассажирам безопасно  входить и выходить  на уровне  "перрона" без остановки колеса.

   Для посадки и высадки граждан с ограниченными возможностями  колесо останавливают.

   Полный  оборот колеса  занимает примерно 30 минут.

   В интернете лондонское колесо обозрения называют по-разному. Это связано с тем, что меняются его совладельцы и спонсоры, получающие при этом право вносить на определённое время  изменения в целях собственной рекламы.

   Сегодня в мире есть колёса и повыше лондонского. Но "Лондонский  глаз",  ось которого  закреплена  только с одной стороны (так называемое  консольное крепление)  – единственное  до сих пор колесо обзора такого размера.

   В капсуле достаточно просторно для 25 пассажиров.  Места  для сидения находятся посредине, чтобы  сидящие не мешали остальным  смотреть и фотографировать город.

   В каждой капсуле есть телеэкраны и аудиогиды.

   В Лондоне сегодня устроены смотровые площадки в нескольких небоскрёбах, среди них есть и бесплатные. Тем не менее, в хорошую погоду к "Глазу" тянется нескончаемая очередь.

   С 9 марта 2000 года, когда "Глаз"  был открыт для публики, и до июня 2008 года аттракционом воспользовались примерно 30 миллионов человек.
 
   Ежегодно  капсулы "Глаза" катают около 3.5 млн. жителей и гостей Лондона.
   
   Как отметил в своей книге об этом проекте Сэр Ричард Роджерс, удостоенный  Притцкеровской  премии 2007 года в области архитектуры: "Глаз" сделал для Лондона то, что сделала Эйфелева башня для Парижа: это и символ, и возможность для людей подняться над городом и оглядеть его сверху, причём, не только для богатых, но для всех. И в этом вся прелесть этого сооружения".

   Хочу, всё же,  отметить тот факт, что у богатых и на "Лондонском глазе" возможностей куда больше: можно заказать романтическую прогулку на двоих в отдельной капсуле, можно с официантом и шампанским, а можно и просто вдвоём…

   Поэтому мне больше нравятся слова доктора Стива Роуза, написанные им в августе 2007 года для  The Guardiian G2: "…глаз – категория самостоятельная…он должен существенно выполнять только одну функцию, и это блестяще бессмысленная функция: поднять людей с земли, дать им возможность сделать гигантскую петлю в небе, а затем вернуть их  обратно вниз. Это всё, что нужно сделать, и, к счастью, он это делает".

      На фотографии всё понятно без слов…