Штрихи к портрету Сомерсета Моэма

Магда Кешишева
   Есть писатели настолько успешные и читаемые, что одного имени их достаточно, чтобы читатель улыбнулся, вспомнив их произведения, которыми зачитывался, и кинофильмы, которые не раз с интересом смотрел. Одним из таких писателей является, без сомнения, английский писатель Сомерсет Моэм.

   Как писатель, Моэм мне бесконечно импонирует, хотя как человек он мне не очень симпатичен. Думается, что есть в биографии Моэма моменты, о которых не следовало распространяться, чтобы не ронять его имя в глазах некоторых читателей. Беру на себя смелость утверждать, что таких большинство.

   Но здесь я хочу поговорить о другом. Сомерсет Моем в день своего 90-летия дал интервью, в котором, в частности, рекомендовал всем, кто нацелен на профессию писателя, получить сперва специальность врача. По Моэму это - подготовительная почва для писателя. Ведь больной человек, испуганный и смущенный, без маски. Врач видит жизнь, которая кровоточит и дурно пахнет.

   Когда к писателю пришел журналист с просьбой дать ему интервью, и сказал, что у него в портфеле имеются все данные о нем, Моем лукаво осведомился, а нет ли у него некролога, написанного заранее? Журналист вздрогнул от неожиданности и даже испугался.

   Моем улыбнулся и обещал журналисту блестящее интервью с условием дать ему ознакомиться с некрологом. Некролог - Моэм не ошибся - был. После прочтения, Моэм заметил, что написан он холодновато, хорошо бы добавить немноо души. Журналист дал слово "утеплить" текст. Тогда Моэм дал ему интервью, и оно действительно было блестящим.