Видеть глубинное в малом, внутреннее во внешнем...

Сейлхан Казыбаев
Если исследовать историю философской мысли человечества, то можно обнаружить, что идея об аналогичности явлений мира на всех его уровнях в некоем абстрактном изложении является достаточно универсальной и присутствует практически у всех народов. Однако, как это возможно вообще?

В эзотерическом знании – в знании, которое долгое время было сокрыто от большинства людей и являлось достоянием лишь избранных – существовал афоризм, гласящий: «Что вверху, то и  внизу» или по-другому – «Микрокосм есть отражение макрокосма». Неужели атом из области микромира аналогичен галактике из вселенских масштабов? При внешнем взгляде здесь не может быть никакого абсолютно сходства. Совершенно разные уровни мироздания и совершенно разные формы. О какой же аналогичности говорят философы мира?!

То, чем отличаются одни предметы мира от других, - это формы, то есть – внешние, частные структурные выражения объектов мира. Это то, что отличает их. Например, камень, дерево, планета – это различные частные объекты. И они различны по форме и совершенно непохожи друг на друга. Но все они могут быть отнесены к материи, и в этом смысле они аналогичны. И то общее, что их объединяет, и есть то, что может быть названо этой самой аналогичностью.

Если верить физике, все материальные формы, в конце концов, суть варианты уплотнения некоей универсальной энергии. А если верить мистике, то даже и сама эта универсальная энергия в конечном итоге сводима к понятию Духа.

Умея различать в многообразии частных объектов то общее, что их всех объединяет, человек получает возможность уходить от «тьмы частностей» к единообразию общего. Иными словами, выделяя общие параметры множества частных объектов, мы получаем возможность ориентироваться в этом множестве, понимать что-то. Собственно, это и называют «мудростью» в отличие от «знания» - знание Общего в отличие от знания частного. Зная Общее, мы всегда сможем ориентироваться в любом многообразии частностей. Именно об этом и говорит великий поэт: в малой вещи можно увидеть её взаимосвязь с более великими элементами мира, через неё можно познать весь мир. Через внешние проявления можно увидеть внутреннюю сущность, и через обычные бытовые мелочи можно прозреть сущность эпохи. Можно понять закономерности любых уровней мироздания через отдельные частные элементы конкретного явления или объекта.

Можно добавить к этому и идею голографической Вселенной современной науки. Мир – это голограмма, в которой, как известно, каждый элемент её является маленькой копией всей голограммы. Это как раз и есть идея аналогичности объектов мира, которые наука называет холонами. Холон – это отдельный целостный элемент, самодостаточная структура мира, которая в то же самое время входит составным элементом в структуру мироздания более высокого уровня. Тот новый холон, который при этом образовался, сам является отдельной целостной структурой, но в то же время, и он сам тоже входит всего лишь отдельным структурным элементом в структуру мироздания более высокого уровня. И так далее до бесконечности.
 
 Многообразие и внешняя непохожесть холонов мира разных уровней не должна вводить нас в заблуждение. Есть некий уровень описания, в котором может быть выявлена их сущностная идентичность. В современной науке для этого используется терминология теории систем и так называемой нелинейной науки. Однако есть более простые и показательные описания, которым более двух с половиной тысяч лет. Это описания древнекитайских даосских философов. Отдельный холон называется ТАЙЦЗИ – «Великий Предел». Это целостная структура, функциональность которой определяется противоположными и взаимосвязанными элементами ЯН и ИНЬ. ЯН – это начало активное, ИНЬ – начало пассивное. ЯН активно наступает, ИНЬ – пассивно отступает. Дойдя до своего естественного предела, ЯН истощает свою энергию и превращается в ИНЬ, тогда как ИНЬ, накопивший энергию, превращается в ЯН. И теперь весь процесс повторяется, но движение идёт в обратную сторону.

Поняв этот принцип, мы можем прикладывать его к любой ситуации, к любому явлению, к любой системе любого уровня единого Мира. Присмотревшись к мужчине, мы можем определить, каковы его предпочтения в отношении женщин. Увидев внешность женщины, можем определить во многом её внутреннее содержание. Увидев мириады звёзд галактики, мы можем предполагать наличие сердцевины её в виде чёрной дыры, которая и определяет её форму и функциональные особенности. Видя нынешнюю ситуацию системы, мы можем (в общих чертах!) прогнозировать её последующее развитие. И так далее.

Данный универсальный шаблон описывает структуру и функционирование отдельного холона. Но потому как весь мир единый есть голограмма, состоящая из мириад голограмм – своих копий, то мы всегда можем говорить о любом из них в этих терминах и понимать, что в них происходит. И это уже есть знание Общего, то есть «мудрость». Зная общее, мы знаем всё. Это скелет, на который наращивается мясо частностей, в результате чего создаётся многообразие Мира.

Это и есть философия – царица наук и основа любого знания. И надо понимать её значимость и роль в развитии и каждого человека, и человечества в целом. И, похоже, что именно она и является и средством, и целью и для человека, и для человечества, и для всего разумного, что вероятно есть в бесчисленных просторах видимой и невидимой Вселенной…