Чёрная жемчужина. 17, 18

Олег Фадеев 2
17.
- А Вы опять здесь? Что вы хотите?

- Товарищ Командующий! Я прошу привести в район лодку аналогичного проекта! Мои водолазы не знакомы с устройством потерпевшей аварию лодки. Скоро идти под воду. А как ориентироваться на корабле, если он стоит торчком и не знаешь его устройства?

- Вон с мостика! Не мешайте работать! Вот привязался... Мальчишка... Лейтенанты назойливы, словно мухи. Чей это лейтенант?

Не улыбаются и не радуются, не кивают друг другу. Гудят обиженно, с металлическим скрежетом. Будто танки лязгают траками гусениц. Качают головами: какой подозрительный лейтенант! Какой назойливый! Надо же!

- Вон! Вон!

- Зародыш! Хи-хи-хи!

- Эмбрион! Хи-хи-хи-хи!

- Сперматозоид! Хи-хи-хи!

- Мешает работать!

- Мешает! Мешает! Мешает!

Будто стаю ворон спугнули.

- Лейтенант, - помощник флагмеха подводников взял Чертанова за локоть и потихоньку отвёл в сторону, - не лезь на ГКП. Тебе здесь не помогут. Ты когда-нибудь видел... даже нет, ты когда-нибудь слышал, чтобы старший начальник кому-нибудь чем-то помог? Ну вот. Иди готовь водолазов. Командир бригады подводников уже дал приказание. Лодка на подходе. Через полчаса будет в районе.  И, если что, повторяю, не лезь на ГКП. К нам обращайся. Ко мне. Больше толку будет. Давай, давай, спеши...

Катер ждал у борта. Двадцать четыре водолаза перепрыгнули на его борт и во главе с лейтенантом помчались навстречу подводной лодке. Та застопорила ход и легла в дрейф. Катер подошёл с подветренной стороны. Ошвартовался к борту. Водолазы перешли на лодку.

Механик лодки, молодой, но почему-то уже почти совершенно лысый капитан-лейтенант быстро, подробно и толково провёл с ними практическое занятие.

- «С-237» водоизмещением 1057 тонн. Семь отсеков. Рабочая глубина погружения 240 метров. На случай аварийного подъёма на оконечностях установлены рымы с поворотными скобами. Каждый рым рассчитан на усилие в двести тонн. Дополняли конструкцию девять пар усиленных шпигатов. Каждый выдерживает  усилие в сорок тонн.

 Подкильные концы, охватывающие брюхо лодки широкими стальными поясами, обеспечивают крепление понтонов.

Лодка оборудована устройствами, обеспечивающими приём воздуха для продувания цистерн главного балласта и вентиляции отсеков-убежищ.
Штуцеры, для присоединения подаваемых со спасательного судна шлангов, распредколонки и клапана с приводами управления размещены в специальных «эпроновских» выгородках с откидными лючками возле ограждения рубки, в районе первого и седьмого отсеков.  Механик объяснил их устройство и показал, где и как подключать шланги к штуцерам систем подачи и отсоса воздуха.

Водолазы узнали, где расположены основное и аварийное буксирные устройства, а так же устройство резервного крепления буксирного каната и буксирных браг. Ознакомились и с другими специальными приспособлениями.

В отсеках пятьдесят три комплекта ИСП - индивидуального снаряжения подводника. На борту имеются все штатные средства спасения.

Запомнили. Кое-кто сделал пометки в записной книжке. Быстро разобрались.
Помфлагмеха подводников по живучести получил у секретчика лодки комплект документов по непотопляемости и руководство по боевому использованию технических средств.

Теперь можно работать.

18
Наконец-то растянули «Пятигорск» на четыре бочки. Не помогало. Разнузданная стихия швыряла его, точно пустой тазик для белья. Корабль неудержимо «рыскал».
Чертанова раздирали противоречивые чувства. Боязно опускать водолазов. Рискованно. Велика мера ответственности, но время не терпит.

Разум отказывается воспринимать, что в кипящей зловещей бездне, где только одному дьяволу и место, могут находиться помещения залитые электрическим светом, в которых кипит напряжённая работа, и бьются человеческие сердца. Люди ждут помощи и надеются на спасение. Огонь надежды горит, но его пламя слабеет с каждым часом.
А водолазы наперечёт. Водолаза можно использовать только один раз. После подъёма он долгое время будет отсиживаться на режиме декомпрессии в барокамере, избавляясь от накопившегося в крови азота. Водолазов надо спускать только тогда, когда есть уверенность, что от спуска будет польза. Каждый спуск должен быть тщательно продуман, спланирован. Каждый спуск должен давать положительный результат и приближать спасение.

Всё же, Чертанов решил со спусками водолазов повременить до утра.

Приняли решение с рассветом оценить обстановку и произвести тренировочный спуск водолазного колокола. Одновременно снарядить две пары водолазов и держать их в немедленной готовности к погружению. И только при благоприятном проведении тренировочного спуска колокола попытаться спустить водолаза - разведчика.

Вопреки надеждам, утром бризовый ветер усилил волнение.

Свистопляска непогоды привела всех в отчаяние. Мнения спасателей разделились. Одни предлагали рисковать. Другие, к которым относился Чертанов, отстаивали позицию ожидания лучших погодных условий. Но чем больше проходило времени в томительном ожидании, тем яснее становилась его тщетность. Наконец, всем стало ясно, что тянуть больше нельзя.

Встревожились начальники. Рассвет пробудил в них деятельность.

Вот они! Первым на ют спускается Командующий флотом. За ним следует его свита.

Серые непроницаемые после бессонной ночи лица.

Командующий грозен и напряжён.

Сопровождающие грозны и напряжены.

Нетерпение, торопливость! Быстрей, быстрей!

- Почему медлите и не спускаете водолазов?

- Почему, почему медлите? Почему, почему не спускаете?

- Почему они медлят? Почему не спускают?

- Медлят! Не спускают! - Шипят, гадюки...

- Судно не зафиксировано над местом аварии! Посылать во время эволюций людей нельзя! Опасно! И бесполезно...

- Тьфу, ва-шу-мать!

- Вашу мать! Вашумать! Вашумать!

- Тьфу! Тьфу! Тьфу!

Молчит лейтенант. А что сказать? Послать их всех?

- Да пошли вы!

Только не вслух. Мысленно.