Закон о жертве ч. 4 Перспектива

Людмила Возняк
                Начало  http://www.proza.ru/2015/10/21/1477


                Часть 4. Перспектива

                В церкви мрак и полумрак,
                Дьяки курят ладан.
                Нет! И в церкви все не так,
                Все не так, как надо!
                В. Высоцкий



Под новый год моя подруга побывала в православном монастыре, в Оптиной Пустыне. Она ехала через Москву, и от Москвы ее попутчиком был молодой человек из Тюмени.
Они разговорились, молодой человек рассказал, что неоднократно  посещает этот монастырь, работает  во славу Божию. Надо сказать, что гостей из разных уголков страны в монастыре во время новогодних каникул было предостаточно. Заполняются расположенные в районе монастыря гостиницы, а так же приезжие люди принимаются на ночлег прямо в храме.


Одним из главных таинств, в православии является исповедь. Моя подруга говорит, что не представляет, как можно жить, и не исповедоваться. На ее взгляд, это учит  устанавливать связь между мыслями и поступками,  контролировать мысли,  избавляться от греха на уровне мыслей, также на исповеди человек получает прощение за исповеданные грехи.

 Пример из жизни монастыря показывает, что у людей есть потребность поехать пусть даже за многие километры, чтобы ощутить радость от приближения к Богу, прикоснуться к чуду, к мудрости, посоветоваться о некоторых переломных в жизни ситуациях, поговорить о жизни…Где реально это можно сделать?

«И устроят  они Мне  святилище, и буду обитать посреди них»(Исх.25:8)

«Там Я буду открываться тебе и говорить с тобой…»(Исх.26:22)

«И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом»(Исх.29:45)

Для чего же это так подробно описано и какое отношение имеет к нам? Для чего создана Скиния, а после  Храм? Обращаясь к первым христианам апостол учил их:

«Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
      Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог: ибо Храм Божий свят; а этот Храм — вы» (1 Кор. 3:16–17)

Итак, тот Храм, который был, воздвигнут в пустыне, символизировал человека. О предназначении человека апостол говорит так:

«Какая совместность Храма Божия с идолами? Ибо вы Храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:16)

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?»(1Кор.6:19)

«Тело же не для блуда(с каким-то ложным ЭГО), но для Господа, и Господь для тела»(1Кор.6:13)


При сотворении Адама, Бог Духом Святым вселился в его сердце. Адам находился в общении с Богом — для этого он и был создан. Именно для связи с Богом, а не для того, чтобы жить обособленно и эгоистически, созданы люди. До грехопадения Адам пребывал «в свете жизни», «ходил с Богом». И цель всей истории спасения — восстановить первоначальное единение с Богом.

Одной из целей пришествия  Сына Божьего на землю было восстановить жертвенник, жертву, скинию:

« Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое»(Деян 15:16,17)


Почему скиния названа падшей, ведь храм в то время был действующим?
 
Предлагаю исследовать этот вопрос. В Библии описана ситуация, когда у Бога отнята ежедневная жертва и «поругано место святыни»:

« И отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его»(Дан.8:11)

«И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие…»(Дан.8:12)

«Ибо долгое время сыны  Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника…»(Ос.3:4)

Может ли существовать   скиния без жертвенника? А жертвенник без скинии?

Возведение святилища начинается с постройки жертвенника. Вернувшиеся из вавилонского плена иудеи первым делом восстановили жертвенник:

«С первого дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу. А храму Господню еще не было положено основание»(Езд.3:6)

«И после того совершали всесожжение постоянное…»(Езд.3:5)

Из этого примера видно, что жертвенник , это основа…  Все начинается с жертвы…

Какие жертвы нужно возносить Богу?

« созывают они народ на гору, там заколают законные жертвы…»(Вт.33:19)
или «заколют жертву праведности…»

Интересно прочитать этот текст в современном переводе:
«Они позовут народ к себе на гору, и там совершат приношения добрые…»(совр.пер.Вт.33:19) Похоже на отзвук приношения Авраама на горе…

А если проследить параллели к этому тексту, причем, некоторые, где суть выражена ярче, в современном переводе,  то получим:
«Душа надломленная -  жертва Тебе, и сердце, что полно печали о грехах, Ты не отвергнешь, Боже»(совр.пер.Пс.50:19)

«…душа моя сильно потрясена…» или «…до глубины души…»(совр.пер.Пс.6:4)

« А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим»(Ис.66:2)

«тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды»(Пс.50:21) – см. выше «жертва праведности»!

Рассмотрим «благоугодны» и «правды»:

благоугодны
2106
eudokev
 благоволить (проявлять расположение или доброжелательность), быть довольным, удовлетворенным, одобрять, восхотеть.

правды
1343
dikaivma
 1. заповедь, предписание, устав, постановление;
 2. праведное дело, справедливый поступок;
 3. оправдание, праведность;
син. 1343 (dikaiosunh), 1347 (dikaivsiw).

Бог  доволен, одобряет, остается удовлетворенным законными жертвами, т.е.жертвами правды(праведности):

«А сборщик налогов стоял в стороне и, не осмеливаясь даже глаз поднять к небу, молился со всем смирением перед Богом, говоря: «О, Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Я говорю вам: этот человек , закончив молиться,  вернулся домой праведным перед Богом»(совр.пер.Лук.18:13,14)

Жертва, угодная Богу, приводит к праведности, к оправданию.

Жертвенник возводят выходящие  из плена эгоизма. Огонь( а огонь, это природа Бога) на жертвеннике во дворе должен постоянно гореть, чтобы на нем  горел  эгоизм.  Он  горит,  чтобы  священнодействовать в скинии мог тот,  кто единственно, подобно Аарону, что значит  - высокий, светлый, гора(!), гора света, озаренный, возвышенный, ковчег завета, -  может и имеет право это делать – дух человека, воспламеняющийся и возносящийся к Богу. И это не что иное, как … АГНЕЦ!

«Чтобы зажечь в сердцах своих учеников огонь любви, приходил на землю Мессия:
«Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лук.12: 49)
Именно Сына Божьего, «пришедшего во плоти» (1 Иоан. 4: 2), который возжигает в сердцах священный огонь и поддерживает его горение, символизирует священник в скинии»(Д.Щедровицкий).

Но жечь нужно только свой эгоизм,  на своем жертвеннике. Если мы  с энтузиазмом начнем жечь чужие эгоизмы, то не преуспеем в приближении к Богу, потому что собственному эгоизму от этого ничего не будет, естественно, что и приближения к Богу никакого не будет. К чужому эгоизму нужно относиться снисходительно, понимая, что не мы одни страдаем от этого тирана.


Но вернемся к нашим баранам… Прежде чем возложить жертву на жертвенник, ее специально подготавливали: снимали кожу, рассекали тушу на части, отделяли голову, тук…  внутренности и ноги жертвы мыли, затем возлагали на жертвенник и сжигали(Лев.1:6-9)

«Снять кожу, отделить -  голову, тук, вымыть внутренности, ноги» - на духовном уровне это и есть необходимое человеку самоисследование:  проверка помыслов, анализ чувств, поступков, очищение  намерений. Эгоизм  должен быть обнажен, раскрыт, отделен и предан огню Божьему. Возможно это альтернатива церковной исповеди ?

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть»(2Кор.13:5)


Поэтому, кури, не кури ладан… Ладан до сих пор курят в церкви . Ранее, как часть курительной смеси, он символизировал чистую молитву души, освобожденной от эгоизма. Но где взять такую душу? Ее нужно еще освободить от эгоизма. Поэтому,  в смесь курительных благовоний входит   «оних», или белемнит,— добывался из древних окаменевших раковин. По-древнееврейски он называется ;;;; ‹шэхе;лет›, от глагола ;;; ‹шаха;ль› — «быть острым». В истолченном виде раковина добавлялась в курение. Она символизирует ту  греховную, «окаменелую», «непробиваемую» «оболочку» сердца, внутреннюю замкнутость на себя, порождаемую эгоизмом,  из-за которой пророки Господни именовали сердце необращенного человека «каменным»:

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36: 26)

Оказывается, что когда кажется, что «разбивается» … сердце,  «разбивается», на самом деле, его каменная оболочка…


Но это совсем не  просто толочь и жечь эгоизм. Кожа, стоит ее повредить, сразу же кровит, и посылает сигнал боли,  она же плотяная. А каково рушить «каменную» оболочку?

«… еще не родилось на свет первое человеческое существо, лишенное этой второй кожи, называемой эгоизмом, что куда прочнее первой, которая закровит, чуть только ткни ее».

 Жозе Сарамаго. «Евангелие от Иисуса»

И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ, стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну… (Исх. 30:34)


«Курительная смесь символизирует молитву, сопровождающую жертвоприошение, которая содержит в равной доле («поровну») искренность намерения («благовонные вещества»), слезы покаяния («стакти»), убеляющую силу благодати («халван душистый»), чистоту («чистый ливан») и освобождение от пут эгоистического «окаменения» — свободу в Боге («оних»). Все эти пять частей «перемешаны» — только в совокупности они приводят душу в подлинное молитвенное состояние»(Д.Щедловицкий)


«Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя»(Пс.140:2)

«… это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу»(Лев.1:9,17)

Отнюдь, не запах жареного шашлыка, назван приятным благоуханием, а определенное молитвенное состояние, в которое можно прийти,  независимо от убийства жертвенных животных.

 « И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30:7–8)


Древнееврейское выражение, переведенное как «когда он приготовляет лампады», точнее следует передать так: «при исправлении [или: „улучшении”] им лампад» — ;;;;;;; ;;;;;;; ‹бэ-hейтиво; эт-hа-неро;т›. Молиться человек должен, «исправляя» свой внутренний светильник, «снимая нагар», «поправляя фитили»:


«Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит. 20:27)

Просто так ведь ничего не бывает, типа поверил в Иисуса Христа, Его смерть за грехи, и место в раю обеспечено. Не для того эгоисты «летели с неба без парашюта», чтобы их опять водворять там. «Багаж», т.е. внутреннее содержание, придется предоставить на контроль. У того, кто не формально относится к жертвоприношению, «контролер» встраивается: «и был Авель пастырем овец»(Быт.4: 2). Каждый человек, по замыслу Бога, может пасти сам себя посредством духа. А если не пасет, то его пасут другие.


«…И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «Вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево» (Ис. 30, 21)

Где это Слово – во святилище сердца:

«…не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры»(Рим.10:6-8)

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших…»(Рим.8:26)

«…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»(Мат.4:4)

В Библии есть много иллюстраций о духовном главенстве, пасторстве: пастух и овцы, муж и жена, царь и подданные, священник и народ. Есть еще сомнения, что это о водительстве духа?

Это обязанность духа,   передавать Слово Божие и руководить человеком. А Слово он берет прямо из уст Божьих, неискаженное, неповрежденное «вторым» смыслом. Потому как сам пасется на пажитях Великого Пастыря: « Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего»(Пс.22)

 В предыдущей теме, я писала о внутренней иерархии человека, говоря современным языком, можно назвать это вертикалью власти. Дух подобен царю…

Есть поговорка – «без царя в голове», с таким же успехом можно сказать – «без пастуха в голове», «без мужа в голове»… Если мы не можем надеяться на своего «царя» в голове, или его нет, то тогда… приходится ехать или идти к чужим «царям».

Не потому ли Бог не спешил давать израильскому народу физического царя?

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»(Ин.3:24)

«А соединяющийся с Господом есть один дух(с Господом)(1Кор.6:17)

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»(Рим.8:14)

«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его»(Рим.8:9)

Это цель жертвы, соединиться  с Богом в духе, в любви. Такова суть  поклонения.


Цель жертвоприношения  оказалась утраченной. Люди видели только овнов, баранов, тельцов… Земледельцы тоже хотят благословения. Им нужны большие урожаи, хорошая погода, здоровье, победоносные войны … Чем больше благословений надо, тем ценнее должна быть жертва. Самое ценное – человеческая жизнь:


« И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю»(4Цар.3:26,27)


«В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина»(3Цар.16:34)

«Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду»(Иер.32:35)

Эгоизм торговец, как и его прародитель сатана.  Но торговля его неправедна… Отсюда и проблемы: распри, ссоры, обиды, войны. Если эгоизмом не жертвовать, то он жертвует овцами, тельцами, детьми… Богом…

«Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?»(Мих.6:7)


Эгоисты торгуют благословения  посредством своих жертв: «я тебе каши – ты мне благословения!» Чем  ценнее требуется благословение, тем ценнее должна быть «каша»: «я тебе сына – ты мне о..!» Но жертву земледельцев Бог не принимает. Поэтому им пришлось создать своих богов земледелия. Например, Ваал, что значит господин, господь, хозяин…

«Удовлетворение эгоизма – это способ растратить свои жизненные, духовные силы. Полная деградация человека.
Эгоизм — это прогрессирующий материализм, движение в сторону огрубления, опошления, осквернения, оглупления и полного омерзения на ТОМ САМОМ месте, где должна бы быть нравственность и возвышенная духовность»(неизвестный автор)

Поэтому периодически израильтяне впадали в идолопоклонство, торгуя у своих земледельческих богов  благоденствие. Боги земледельцев, конечно же, боги земледелия, все взаимосвязано….Либо свою торгашескую жертву адресовали Богу: я тебе каши – ты мне благословения…

Пророки неоднократно призывали израильтян оставить бездумное жертвоприношение и взыскать Бога,  но традиция побеждала…!!!

«Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне»(Иер.6:20)

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!
 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их»(Ис.1:11-14)

«неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;
 ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство;»(1Цар.15:22,23)


Нельзя сказать, что земледельческие жертвы пустое дело. Жизнь очень сложно устроена. Многие пророки не понимали, отчего те  Богу не служат, а имеют то, что желают…?

«А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, 
 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых»Пс.72:2,3)

Семейство Каина не бедствовало, и пастухи у него, и музыканты, и кузнецы… и города(Быт.4:17-22).

 « ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство»(Пс.72:4-12)

И города их стояли, урожай собирали, в войнах побеждали… жертвы приносили…
А праведники?

 Праведники сохраняли жизнь, душу, во время потопа, во время плена:

«А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь»(Иер.45:5)

И будут избавлены в годину искушений:
«И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле»(Отк.3:10)

«Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?
 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы".
 Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его".
 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему»(Мал.3:14-18)

Асаф мучился, чтобы понять , пока «не вошел во святилище Божие и не уразумел конца их»(Пс.72:17).

« Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут;»(Пс.72:27)

« А мне благо приближаться к Богу!»(Пс.72:28)

К приходу Иисуса эгоизм  царствовал в жизни людей:

«Наше самолюбие протиснется в любую щель»(Хэзлитт У.)

Церемониальные жертвы были поставлены на поток, своеобразная финансовая империя местного масштаба.


Интересен случай:

««Однажды в Иерусалиме пара голубей стоила золотой динарий. Р. Симон Бен-Гамалиил сказал: этим местом клянусь, не найду покоя этой ночью, пока цена не снизится до [серебряного] динария. Он пошел во двор [Храма] и учил: 'Если у женщины было 5 несомненных выкидышей или 5 несомненных выделений, она должна принести лишь одну жертву и может есть от жертвенного. Больше ничего от нее не требуется'. В тот же день цена пары голубей снизилась до четверти динария за каждого» (М. Керитот 1:7).»



Когда происходит подмена жертвы на духовном уровне… все те же овны, бараны, тельцы, а уже не "те",   происходит осквернение(поругание) святилища, и вскоре приходит «неприятель»(вавилоняне, римляне…), и на материальном уровне не оставляет от святилища камня на камне…

«О, Иерусалим, Иерусалим, пророков умертвляющий и забивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз хотелось Мне собрать детей всех вместе, подобно тому как курица собирает цыплят под свое крыло, вы же не хотели!
Смотрите же, останется у вас дом заброршенный!»(совр.пер Мат.23:37,38)

Как же Иисус мог не предостеречь Израиль об опасности? Он плакал об Иерусалиме, видя грядущие бедствия и опустошение.


« Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»(Ин.2:13-16)

Был ли Иисус радикалом, революционером, хулиганом?



Уча народ, что значит - «милости хочу, а не жертвы», Он и показал, как это могло бы быть на деле.


Тогда, в храме, можно было еще предотвратить будущую трагедию.

С чего начался весь «сыр-бор»?

Говорят "сыр-бор" (сырой бор), когда либо как снег на голову навалится большая беда, либо поднимется много шума из ничего. А при чем же здесь сосновый лес? Дело, наверное, в том, что не было, да и нет у человека и зверя большей беды, чем пожар в лесу, когда меркнет солнце и тонет в непроглядном дыму вся лесная красота. Огонь ничего и никого не щадит. Кто был свидетелем подобных огненных ураганов, не забудет об этом никогда. Остается только удивляться, как можно сравнивать в разговорной речи такое несчастье, такую огромную беду с пустяковой сутолокой, шумом и гамом. Разгадать загадку поможет пословица, от которой и пошло это выражение: «Разгорелся сыр-бор из-за сосенки» - то есть одна загоревшаяся сосенка, искра — совсем малость, ерунда, пустяк — стала причиной большой беды… а именно «звездопада»(Отк.12:4).

Хотя это только кажущийся пустяк:

«От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил…»(Иез.28:16)

«Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои…»(Иез.28:18)

«выменивая товары твои на души человеческие»(Иез.27:13)

«Вселенную сделал пустынею»(Ис.14:17); «разорил землю твою»(Ис.14:20)

«Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал»(Ис.63:19)


История изгнания торговцев включена во все четыре евангелия. И не смотря на то, что она приобрела черты мифа, она необходима!

  Можно оспорить приемы изложения мифа авторами и переписчиками евангелия, правдоподобность Иисуса в данных условиях… но так или иначе, а было(звон или огонь)!

Попробую изложить свою версию событий…

Странствуя , проповедуя и исцеляя по Иудее, Самарии,  десятиградию,  Иисус, будучи движим духом, посетил Иерусалим . Приближалась Пасха… В эти праздничные пасхальные дни, количество паломников в несколько раз превышало количество собственно жителей города. Иисус подходил к храму… Навозные испарения…, блеяние, мычание… Всем надо запастись жертвами. И кто с какой валютой… Может это рыночные ряды? Современный бизнесцентр! Все в шаговой доступности…

«ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня»(Пс.68:10) «…ранит зло обидчиков Твоих»(совр.пер)

«до ревности любит дух, живущий в нас»(Иак.4:5)

Вдруг, у предназначенных в жертву животных, развязалась перевязь, освободились ноги,  порвались веревки… и пошли волы, тельцы, овцы кто куда…
Раскрылись клетки и полетели голуби… тучи голубей!

Торговцы в недоумении, сначала попытались задержать животных, перевернулись столы, рассыпались деньги… И вдруг охватил их ужас: «дома Отца Моего не делайте домом торговли»! И лице Его просияло… Храм постепенно опустел…  Но тут начали раздаваться восклицания «осанна  Сыну Давидову!»(Мат.21:15), значит храм не опустел?

«На это иудеи сказали Ему в ответ: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
Иисус сказал им в ответ: разруште храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
А Он говорил о храме Тела своего»(Ин.2:18-21)


«и приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их»(Мат.21:14) Исцелял их «храмы»…

«Видевши же первосвященники и книжники… вознегодовали»(Мат.21:15)

Каждый переживает о своем…

Потом,  был создан миф об изгнании из храма торгующих, такой же как и об изгнании с неба, из рая… И Бог, как «популярный мальчик для битья» все "выгоняет и выгоняет"… и не может оправдаться.

Кто же, скажите, сможет выгнать торговцев, разрушить идолов, отпустить животных из храма нашей души? Найдутся ли таковые «геркулесы»? Тут даже Бог безсилен, иначе уже  давно бы выгнал.


 И Осия пророчествовал в Ветхом Завете, говоря о священниках, которые вместо Боговедения и наставления народа:

« Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их»(Ос.4:8)

«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»(Ос.6:6)

После очищения храма, когда Иисус начал использовать его по своему назначению, т.е. учить и лечить народ, священники начали предпринимать попытки убить Иисуса. Казалось, жертва ускользает, денежным потокам ( «моя река, и я создал ее для себя»Иез.28:3) поддерживающих финансовую империю грозит высыхание:

« И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его»(Лук.19:47,48)

«Милости хочу, а не жертвы»… хватит смешивать понятия, хватит кровавых жертв, хватит буквализма,  хватит обогащаться от грехов народа… 40 лет было у евреев на размышление и осознание произошедшего. Затем, после разрушения храма, жертва была действительно отнята и храм разрушен. У храма нет иного предназначения!

«И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего»(Лук.19:44)

Христос предупреждал о предстоящей мерзости запустения всеми возможными способами. Все те же причины:
«Жертва нечестивых – мерзость пред Господом…»(Прит.15:8)

«Они обратились к этим богам, чтобы получить у них защиту, и разучились мыслить. Их жертвы несут им позор»(совр.пер.Ос.4:19)

 Внешнее рано или поздно становится как внутреннее… 


Но мне интересен более человек, как  храм, на что собственно и указывал иерусалимский храм.

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы»(Мат24:15,16)

Христос предлагает бежать в горы… Я все время думала,  какие горы, я например, живу на равнине. Но теперь поняла, что это о восхождении к Богу!  На гору было предложено спасаться Лоту с семьей. Аврааму и Исааку Бог предложил взойти на гору. Моисей тоже приглашался на гору. Есть сведения, что Енох строил пирамиды, лестницы… и вероятно однажды по такой лестнице  ушел прямо в небо… Возвышение из земли, гора или жертвенник - туда надо «бежать», а географические горы здесь не причем. Восхождение на гору символизирует построение скинии, потому что, судя по символике, сблизиться с Богом можно только в скинии.

«Моисей взошел к Богу на гору, и  воззвал к нему Господь с горы, говоря…» (Исх. 19: 3)

 Моисей постоянно, в течение всей своей жизни, совершал духовное восхождение, все более приближаясь к Господу. О таком восхождении в Притчах Соломоновых говорится:

«Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Прит. 15: 24)

Думаю, вот это и понял Асаф во святилище.

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 48)

— все выше и выше…


Кури, не кури ладан… а перспектива исходя из символики жертвенника такова:

Один путь для тех, кто «побежит» в «горы» -  вверх, к Богу, домой, в возношение вознесение, соединение с Духом Святым – …когда блудный сын Божий пришел в себя в дальней стране, то встал и пошел к Отцу своему. « И когда он был еще далеко, увидел его Отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его»(Лук.15:11-24). Встреча Отца и сына происходит во святилище человека.

Второй, вниз – отдаление от Бога, деградация и смерть. «…будущность нечестивцев погибнет»(Пс.36:38), как погибает жертвенное животное. Cами думайте, что это значит, для тех, для кого значит… А начавшие с жертвы, жертвой и закончат:

«И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.
И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий»(Отк.14:19,20)

И кто будет принимать это «пожертвование»?


 «все ненавидящие меня любят смерть»(Пр.8:36  ) Эгоизм любит смерть, как это не странно звучит.

Либо жертвуешь эгоизмом, либо Богом – на самом деле только два варианта.


И  два пути:  вверх или вниз…

И два народа: небесные и животные, или овцы и козлы.

В связи с этим подумала , что притча о богаче и Лазаре возможно даже не притча. Сама иллюстрация, конечно, притча, а то, что она иллюстрирует не притча, а урок. Жертвоприношение разделяет  овец и козлов, как невидимый Рубикон.

Выражение «перейти Рубикон» означает "точку невозврата", то есть совершенное действие, после которого уже невозможно отказаться от замысла или вернуться назад.
Поэтому Лазарь уже не мог прохладить язык богача(Лук.16:19-24), даже если бы и хотел:
«…между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят»(Лук.16:26)

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,


 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
 и поставит овец(приносящих законные жертвы) по правую Свою сторону, а козлов(приносящих  бизнесжертвы) - по левую»(Мат.25:31-33)

 Думаю, что жертва –  есть бизнеспроект эгоистов, обреченный на неудачу в перспективе.


 Перспектива - (фр. perspective от лат.  perspicere — смотреть сквозь) вид вдаль, пространство вдали, охватываемые взглядом;
перен.: ожидаемое событие или ряд таких событий, которые могут произойти в обозримом будущем.


Фото из интернета: Монастырь Оптина Пустынь.

Окончание  http://www.proza.ru/2015/10/21/1646