Закон о жертве ч. 3 Жертва

Людмила Возняк
                Начало  http://www.proza.ru/2015/10/21/1444


                Часть  3. Жертва

                Когда нет врага внутри, внешние враги не могут вас ранить.

                Восточная пословица


Возьмём простейший пример:
Во время  общения двух человек заходит третий человек и говорит: «Чем вы, два дурака, тут занимаетесь?!» Он говорит одно и то же им обоим, но тот человек, у которого сильный эгоизм, моментально чувствует обиду и гнев. То есть, эти слова, подобно отравленной стреле, ранят его в самое сердце, и он начинает с возмущением говорить: «Как он посмел меня обозвать?! Все люди говорят, что я очень умный, все меня хвалят, а он назвал меня дураком. Он не имеет права так говорить, я убью его за это!» Из-за сильного эгоизма грубые слова моментально нарушают его покой.
Итак, всё познаётся в сравнении. Умный человек скажет себе: «Если я действительно дурак, а он меня назовет мудрым, то мудрее от этого я не стану. А если я не глуп, а он меня называет дураком, то дураком от его слов я не стану». Поэтому эти слова влетят ему в одно ухо и тут же вылетят из другого, не затронув его сердце.
Условия, обстоятельства не могут причинить  вред человеку, очень многое зависит от  образа мышления. Обоим  этим людям были адресованы одни и те же слова, но они обидели только одного из них, того, у кого сильный эгоизм. У другого эгоизма практически нет, поэтому и обижаться некому.

«Мне 28 лет. Пишу вам потому, что очень тяжело и больно на душе... Мне свойственно такое качество, как эгоизм. Из-за этого страдают родные и близкие мне люди, в том числе мои родители. И мне самой тоже очень тяжело. Ведь эгоист любит не себя, а своё «эго». А это не есть любовь и уважение к себе... Скорее наоборот... Ненависть к себе и нежелание жить... Из-за этой черты моего характера в моей жизни произошло очень много потерь...»


Итак, «животное», которое должно быть возложено на жертвенник – эгоизм.

В Библии этого слова не встретишь. В России оно появилось в начале 19в. Но это  не значит, что такого явления не существовало .

На страницах первой книги Библии  - Бытие, можно встретить эгоизм:

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел»(Быт.3:6)
- «вожделение», т.е. страстное желание, это черта эгоизма.

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?»(Иак.4:1)

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений»(Иак.4:3)

Эгоизм ненасытен, поэтому для своего насыщения, он ввергает человека в вожделения. Вожделения толкают к действиям. Под влиянием эгоизма,  действия человека неразумны и жестоки. Если животные бывают жестоки, когда голодны, делят добычу, охраняют потомство, то человек может быть жесток и когда голоден, и когда сыт, когда у него есть потомство, и когда потомства нет…

Величие человека проявляется преимущественно там, где он поступает не инстинктивно.
   
Интересно то, что человек испытывает чувство стыда, когда следует инстинктам.  Очевидно, это не было присуще ему изначально.

Далее эгоизм раскручивается через оправдание себя:

« И сказал(Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела»(Быт.3:11-13)

Когда события развиваются не так, как хочется,  эгоизм  внушает своему обладателю величайшую боль, отсутствие покоя, ненависть. Но…обладатель эгоизма видит причину своих страданий не в эгоизме, а в ближнем, поэтому идет даже на физическое устранение ближнего:

«… а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его»(Быт.4:5-8)


Мы рассмотрели три ситуации, три греховных действия, и за каждым  стоит – эгоизм. Он предшествует конкретным  действиям, как: срывание запретного плода, уход от  ответственности, убийство. Получается, что грех берет свое начало в эгоизме.

Что же такое эгоизм?

Эгоизм (этимология): от французского ;go;ste (vivre en ;go;ste – жить для себя) и латинского ego ( "я", «я есть).

Словари об эгоизме:

-себялюбие, самотность или самотство; забота об одном лишь самом себе, без вниманья к другим. В. И. Даль

 -себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других.
Д. Н. Ушаков

- предпочтение своих личных интересов общественным, интересам других людей, пренебрежение ими; себялюбие.
Т. Ф. Ефремова

- принцип жизненной ориентации, состоящий в превращении частных интересов в основной мотив деятельности и главный критерий оценки в отношении к обществу и окружающим.
БСЭ (1970-1977), А. М. Прохоров и др.


Буддизм говорит, что именно эгоизм, то есть желание принести пользу самому себе, лежит в корне нашего страдания.

 Тибетский буддизм учит, что наше «я», которое мы склонны воспринимать как независимое, обособленное и реально существующее - не более чем иллюзия. В действительности такого «я» нет, и потому эгоизм - это самообман.

Цель буддизма - искоренить страдание. Для того чтобы это сделать, нужно устранить причины страдания, и их, собственно, две: первая - это цепляние за своё «я», то есть восприятие его как независимое, обособленное и реально существующее; вторая - желание приносить пользу только себе самому, то есть возвеличивание этого несуществующего «я».

"Основополагающим принципом  Ислама, являются повсеместные усилия на пути к Аллаху, что предполагает, прежде всего, внутреннюю борьбу с личными пороками.
Среди всех существующих на земле и на небесах грехов именно гордыня – заносчивость, эгоизм и высокомерие – является наибольшим. Она – источник и причина всех человеческих прегрешений.
… потому ислам всегда относится положительно к джихаду человека против собственных страстей и против собственного «эго». Само словосочетание «джихад против собственной природы» принадлежит именно исламу"

Первый враг, который поражает человека, говорится в «Ведах» – это эгоистичность, стремление наслаждать себя, независимо от счастья окружающих. В результате его деятельности, появляется второй враг, который называется гнев. Он в свою очередь вызывает следующего врага, который называется жадность. Четвертый враг – это иллюзорность восприятия окружающей действительности. Пятый враг – зависть. И шестой враг – безумие.

Эгоизм это сила, которая заставляет нас страдать. На санскрите она  называется - ахамкара - "Я сам себя караю".

Когда в системе дух – душа – тело, дух является пастырем тела и души, то такое явление как эгоизм не может проявиться. Дух одной природы с Богом, а в Божественной природе эгоизма нет.  Тело становится послушно духу, и служит  для достижения наивысших целей.

Когда иерархия нарушается, эгоизм посредством тела  угнетает дух, господствует над человеком, и происходит уподобление человека животному. Человек так же ест, пьет, спит, растит детей, но все это делает под влиянием эгоизма.  Эгоизм извращает эти простые потребности человека.
 
«Это свойственное падшему человечеству смешение обозначается в аскетической литературе Восточной Церкви особым термином autothV, jilautia, или, по-русски, "самость", причем истинный смысл этого термина слово "эгоизм" не передает».

Для такого многопланового явления нет точного слова. Прежде называли самостью, яканьем, теперь мы говорим – эгоизм, Библия называет это плотью, грехом. Кажется, что это все об одном… Я решила остановиться на слове «эгоизм».

Попробуйте дать определение греху. Ведь в Библии его нет! Если кто-то скажет, что «грех есть беззаконие», то ответьте, что такое беззаконие? Не прелюбодействуй, не убивай, не кради…? Т.е. беззаконие это грех… И… грех есть беззаконие. Замкнутый круг. К тому же есть люди, которые не убивают, не крадут, но… окажутся не пригодны для Царствия Божьего(Мат.25:41-46).

« Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.»(Иез.28:13-15)
«… внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого…!(Иез.28:16)

«В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим»(Ис.14:11)


Из приведенных текстов можно установить, что осеняющий херувим согрешил тогда, когда его внутренность исполнилась неправды, стала нечистой.  А эта «нечистота» есть гордыня. Гордыню считают высшей степенью эгоизма.

И пришли снова к эгоизму.

Попробуем в некоторых известных библейских текстах слова -  «грех», «плоть» заменить на слово  «эгоизм»:

«А потому уже не я делаю, но живущий во мне эгоизм»(Рим.7:17)

«Посему живущие по эгоизму угодить Богу не могут»(Рим.8:8)

«Потому что вы еще  эгоистичные»(1Кор.3:3)

«Но те, которые Христовы, распяли эгоизм со страстями и похотями»(Гал.5:24)

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению эгоизму, но любовью служите друг другу»(Гал5:13)

Думаю, что понимание выигрывает.


«…у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»(Быт.4:7)


грех
Варианты перевода:
 264, ;;;;;;;; - согрешил ты
 грешить, преступать закон, ошибаться; в классической греч. литературе тж.не попадать (в цель), промахиваться; LXX: 02398 (;;;;), а тж. 0816 (;;;;;), 07561 (;;;;;)

1) не попадать, промахиваться;
2) отклоняться;
3) совершать промах, ошибаться ;
4) грешить, совершать проступок, провиниться ;
5) терять, утрачивать, лишаться ;
6) упускать, не получать;
7) оставлять без внимания, пренебрегать.

Одно из определений греха – не попадать в цель.

«Слово "грех" на иврите образовано от корня хата, значение которого - "промахнуться", "не попасть в цель". Таким образом, понятие "грех" раскрывается через семантику самого слова: "не выполнить то главное в жизни, ради чего сотворен человек и ради чего он живет". Сончино

Чтобы человек не делал, он не попадает в цель.

Почему происходит непопадание в цель?

Есть Тора, которая учит стрелять. Есть цель – возвращение к Богу, в Царство Божие:

«Наше же жительство - на небесах…»(Фил.3:20)

«стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»(Фил.3:14)


В чем причина промахов?

Помню, в школе  у нас был предмет – начальная военная подготовка. Мы стреляли в тире. Я стреляла вместе со всеми и не могла попасть в мишень. Военрук очень старался научить меня стрелять,  рисуя мишени, объясняя как совмещать мишень с мушкой для правильного выстрела.  Однажды, я говорю, что не вижу мишени, как я могу совместить ее с мушкой? Дальше никакие объяснения уже не понадобились, я пошла на прием к окулисту и мне выписали очки.


Может тоже что-то случилось со зрением?
Христос называл израильтян слепыми, говорил, чтобы лучше видеть, надо вынуть бревно из своего глаза. А Ф.Достоевский видел способ улучшения зрения в  снятие катаракты с «ока души».  Все это предложения по удалению эгоизма, что приводит к исправлению  зрения…

Если человечеству столько горя от эгоизма, то естественно, что улучшение жизни наступит вследствие его удаления .

Наглядный  тренажер по удалению эгоизма – жертвенник.

Жертвовать люди должны эгоизмом, пока он не перерос в гордыню. Эгоизм  возлагается на жертвенник и горит в огне Истины, Божьего Слова, совести. Дух в это время освобождается, и как искра  устремляется вверх, к Богу.

Мы можем видеть, как поднимаются искры от костра и провожать их полет взглядом. Для поднятия  нашего духа – искры Божьей, может потребоваться вся жизнь. Но лишь бы он поднялся.

Любовь и эгоизм несовместимые вещи. Уходит эгоизм, приходит любовь. Поселяется эгоизм, для любви места не остается.

Эгоизм должен гореть круглосуточно… «Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает» (Лев. 6: 13)

Эгоизм лежит в основе всех поступков. Он должен быть ослаблен и взят под круглосуточный контроль духа. Но… дух не может это сделать, пока эгоизм(фараон) силен.

«Человеку надо надломить упорный эгоизм своей личности, чтобы дать ей
 право себя высказывать».
И. С. Тургенев

Птица с надломленными крыльями, возлагаемая на жертвенник, символизирует надломленный эгоизм. Повреждение бедра  Иакова тоже символизирует надломленный эгоизм. Обрезание крайней плоти – расставание с эгоизмом.

«ЭГО не является хозяином в своем собственном доме.» Зигмунд Фрейд

Просто так эгоизм не сдается.

Фараон(символизирующий эгоизм) не хотел отпустить народ израильский(дух) на свободу добровольно, пока не был поражен смертью первенцев.

Эгоизм  такой же жестокий и несговорчивый, лживый и самодовольный, как фараон. Это наш внутренний тиран. Он постоянно требует себе жертв…Все внешние тирании являются отображением этой внутренней тирании.  Но никакая внешняя тирания не грозит, если разрушена внутренняя тирания. Внутренняя тирания разрушается на жертвеннике.

Когда дух лишается своей миссии пастыря, эгоизм, подобно тирану закабаляет человека через тело. В случае неподчинения человека, причиняет ему боль и страдания. Манипулирует человеком на уровне гормонов – от эйфории до депрессии…Чтобы удовлетворить своего тирана, человек ищет жертвы на стороне… А настоящая жертва внутри!

Когда израильтяне вышли из египетского рабства, но из рабства плоти не вышли, то естественно, куда они могли попасть,  так это тирания закона. Поэтому в Новом Завете тирания закона уже не нужна, если человек, освобожденный Христом, «похоронил» или «распял»  свое ветхое «я»(Рим.6:3-7). Он  становится пастырем, подобно Авелю.

Именно добрым и заботливым пастырем становится дух человека, пробудившись  и осознав свое призвание, очистившись от скверны эгоизма для того, чтобы во всей целостности служит Творцу.

Причину эгоизма  видят в отождествлении человека со своим телом. Т.е. «я» отождествляется с тем, что не является «я» по истине. Поэтому ЭГО называют ложным.

Допустим, ЭГО может считать: «я – мужчина…», «я – женщина…», «я – русский», «я – поляк»… то есть сильное отождествление себя с чем-то.
 Например, произошла авария, ударили машину, водитель говорит: «ты меня ударил». То есть, он не может отделить себя от авто. ЭГО может принимать различные формы отождествляя себя с телом. Грубые проявления эгоизма в теле: жадность, - «не дам, - моё!»: «это моя рука», «это мой дом», «это моя территория», «это моя страна»…Поэтому эгоизм  многолик: индивидуальный, коллективный,  семейный, профессиональный, религиозный, национальный, государственный, детский, взрослый, мужской, женский…

Каин был земледельцем, грешником, животным, социопатом. В нем жил жестокий тиран –эгоизм.

Поэтому никакое приношение Богу от «земледельцев»  не будет угодно Богу. Оно слепое, хромое, кривое, потому, что отравлено эгоизмом:

«И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.
 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне»(Мал.1:8-10).

«Любое действие, совершенное с низменной, эгоистической целью, является дурным, уродливым, порождает ненависть и наносит ущерб общему благосостоянию человечества. Таким образом, в основе всякого такого действия всегда лежит эгоизм. Эго – это агент, совершающий зло. Даже тогда, когда мы, объективно говоря, делаем нечто доброе и приносящее пользу всем, наш поступок не может считаться добродетельным, если в нем содержится хоть крупица эгоизма»(неизвестный автор)

Прежде чем что-то делать, эгоизм нужно возложить на жертвенник.

На жертвеннике происходит  растождествление человека с животным «я», какие бы формы оно не принимало, и отождествление с Божественным  "я".

Эгоизм возлагается на жертвенник и горит в огне… Но не сгорает… Огонь – это природа Бога. Под действием Божьей любви происходит трансформация эгоизма ( животных инстинктов),  или духовная сублимация:

«Бог наш есть огонь поедающий»(Ев.12:29 )

«…любовь… она пламень весьма сильный»(П.п.8:6)

В психологии СУБЛИМАЦИЯ (лат. sublimo — возвышаю, возношу) — переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально
приемлемые (высшие, возвышенные).

В химии сублимация, это возгонка, переход вещества из твердого состояние в газообразное, минуя жидкое.

«Огонь живота переваривает пищу. Огонь любви переваривает злобу и непрощение»(неизвестный автор)


Все это только приблизительные иллюстрации того, что происходит с эгоизмом на жертвеннике.

Это «плотное вещество» - ЭГОИЗМ под воздействием Божьей любви  «нагревается», «трансформируется», и к небу восходят тонкие чувства, чистые помыслы, праведные намерения… «Это»  «обоняет» Бог, и остается доволен, и благословляет человека.

Такова   жертва, приближающая человека к Богу. Для этого возводится жертвенник .



Фото из интернета.



Продолжение http://www.proza.ru/2015/10/21/1610