Закон о жертве ч. 2 Образ

Людмила Возняк
                Начало  http://www.proza.ru/2015/10/21/1420


                Часть 2. Жертвоприношения как образ…




                « Берегите эти земли, эти воды,

                Даже малую былиночку любя,

                Берегите всех зверей внутри природы,

                Убивайте лишь зверей внутри себя »   

                Е.Евтушенко


« И сделал жертвенник всесожжения из дерева ситтим длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, четыреугольный, вышиною в три локтя;

 и сделал роги на четырех углах его, так что из него выходили роги, и обложил его медью» (Исх.38:1,2)

« Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что - нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет,
 то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил,
 и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют козу в жертву за грех на месте, где заколают жертву всесожжения;
 и возьмет священник крови ее перстом своим, и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь ее выльет к подножию жертвенника;
 и весь тук ее отделит, подобно как отделяется тук из жертвы мирной, и сожжет его священник на жертвеннике в приятное благоухание Господу; и так очистит его священник, и прощено будет ему»
 (Лев.4:27-31).

Вспомним покаяние царя Давида, а ведь  он не приносил в жертву  ни тельцов, ни овнов (Пс.50: 18), но виртуально пройдя мимо двора с жертвенником,   попал  на аудиенцию к Богу,  и получил прощение:
«Всегда  видел я перед собою Господа, ибо Он одесную меня…»(Пс.15:8).

Как соединить множество уставов и заповедей о жертвах и подобные отклонения в их исполнении? Как получить благословение от Бога?


Собственно на этот вопрос я уже начала отвечать…

Вспомним, почему получил благословение Авель?
 
 И подумаем, что символизирует жертвенник(земля)? 

Что «обоняет» Бог как приятное благоухание?

Со времен Каина и Авеля человечество делится на земледельцев и пастухов. Если рассматривать это как профессии, то и одна и другая нужны и важны. Значит дело не в профессии…

 Земля в Библии противопоставляется небу:

« о горнем помышляйте, а не о земном».(Кол.3:2)


« Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна»(Иак.3:14-17)

Также  противопоставляются Каин и Авель: 

«И был Авель пастырем овец; а Каин был земледелец»(Быт.4:2)

«И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не презрел»(Быт.4:4,5)

«Земля» это то, что мы все собой представляем по рождению:

«И создал Господь Бог человека из праха земного…»(Быт.2:7).

Но если созданная Богом  «земля» в человеке была окультурена:

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском…»(Быт.2:15)

То, согрешив, человек превратил свою «землю» снова в пустыню:

«…ибо ты разорил землю твою»(Ис.14:20)


 «Земля» - это отделение от Бога, язычество, грех, плоть…хаос. Из «земли» надо выходить, а не приносить «земляные» дары. Такие дары никогда не могут быть одобрены Богом. Они разъединяют с Богом.

Оставив Ур Халдейский, Авраам странствовал почти всю оставшуюся жизнь, чтобы выйти из «земли» халдейской. Евреи вышли из Египта, но сорок лет ходили по пустыне , чтобы выйти из «земли» Египетской. Не случайно, первая заповедь говорит о Боге, который выводит из «земли», из рабства греха(Исх.20:2).

Взойти на гору(что тоже символизировало выход из «земли»), находясь у подножия Синая, евреи не смогли. Тогда Моисей повелел им сделать «игрушечную» гору – жертвенник.

На жертвеннике и совершался образно  выход из «земли»: освобождение духа из рабства плоти.

А куда надо выходить? К Богу… Бог есть дух… Духовный мир символизировала скиния. Скиния представляла собой палатку, шатер из кожаных покрывал, ставших границами между человеком и Богом.


Скиния символизирует человека. Полученные после грехопадения, кожаные одежды     закрыли от человека духовный мир , который раньше можно было ощущать и  взаимодействовать с ним. Это не произвол Бога. Это исполнение закона – что внутри, то и снаружи( «…очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» Мат.23:26)

С момента потери Едема, перед людьми стоит единственная задача – вернуться снова домой. Жертвоприношение – это возвращение в духовный мир, к Богу.

Вся Библия посредством разных иллюстраций говорит об этом: лестница Иакова, возвращение блудного сына, преображение Христа на горе…покаяться, проснуться, прозреть, воскреснуть из мертвых…

Без Бога – человек всего лишь «животное»… Каин, Исав…

Жизнь тела человека такая же, как и жизнь животного. Также ест, пьет, спит, размножается, выращивает детенышей… Только жить человек не должен как животное. Если для животного нормально водиться инстинктами,  удовлетворять потребности тела и в своих ограниченных рамках  все же достигать иногда невероятных высот:

«Если душа - это умение любить, быть преданным и благодарным, то животные обладают ею в большей степени, чем многие люди». Джеймс Херриот

Ликбез от тюркского:

Скот (кот – дух) 
скот – с_кот - с духом

Интересно ,  мы привыкли считать, что «скот» это что-то ужасное, низкое, неразвитое, а получается, что скот-то с духом! Но они имеют дух в виде меры – инстинкта.  Надо, чтобы выжить  перелетным птицам по осени  лететь на юг, они не озадачиваются выбором, взяли и полетели. Или заболело животное, никто его не учил,  будет принюхиваться и найдет лечебную траву. Корове пришло время плодиться, не удержишь, через забор перепрыгнет и убежит… И в этом их благо, они подчиняются инстинкту(духу).
Но иногда совершают такие поступки, которые приводят нас в удивление. Например, кошка отгоняет собаку, которая хотела напасть на хозяйского ребенка, волчица берет оставленного человеческого детеныша  и вскармливает вместе с волчатами. Может быть это  «нечто» даже  превышает их меру духа?!


Но  человек уподобляясь животному, становится отнюдь не симпатичным ласковым котеночком или добродушным львом, но чудовищем:

 Человек хуже животного, когда он становится животным. (Рабиндранат Тагор)

« Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. (2Пет.2:12)

« Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;(Екк.3:18)

 "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,»(Тит.1-12,13)


Что такое "ЖИВОТНОЕ", по Слову Библии ?

"Это - люди... душевные, не имеющие духа"(Иуд.19)

 Это душа пренебрегающая духом, не разумеющая Духовное Слово, видящая смысл жизни в удовлетворении материальных потребностей.

 « Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их,
 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.»(Пс.48:11-21)

Человеку  дух  может даваться не мерою(Ин.3:34), но забывая про это и скатываясь лишь к инстинктам, к материальному, он  живет в рамках инстинктов(эгоизма) и уподобляется животному.

 « Согласно учению Парацельса, человек двойственен по своей природе: «Если человек подобен своему животному отцу, то он схож с животным; если он подобен Божественному Духу, что может озарить его животные элементы, тогда он подобен Богу». Природный человек обладает элементом земли, земля есть его мать, и в нее он возвращается, утрачивая свою природную плоть; но истинный человек возродится в день воскрешения в другом, духовном и прославленном, теле. Духовная реальность – реальность изначальная, в которую рано или поздно все должно вернуться. Как любой природный металл, согласно бытовавшим тогда алхимическим представлениям,  стремится стать золотом, так и человек стремиться к возвращению в Materia Spiritualis, «духовную материю», через полное преображение всего своего существа».   



Две природы человека – духовная и материальная до грехопадения были в гармонии(хотя как знать, насколько материальная природа была материальной). Существовала иерархия: дух –душа – тело.

« Дух должен был находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душею, - таково было первоначальное устроение бессмертной природы человека. Отвратившись от Бога, дух , вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь ее сущностью (тем, что мы обычно называем "духовными ценностями"); душа, в свою очередь начинает жить жизнью тела, это - происхождение страстей; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается.»(В.Н.Лосский)

После грехопадения, после выпадения  из Божьего порядка и гармонии, человеческая иерархия нарушилась и человек погрузился в хаос, от которого и сам страдает. И вольно или невольно ищет как бы его упорядочить… хоть посредством грубых ритуалов.

Каково сознание таковы и ритуалы…

То, что важна иерархия, это не секрет. Об этом рассуждали еще неоплатоники. Правильная иерархия, согласно им, выстраивается от духовного уровня бытия к материальному. При таком структурировании акцентируется одухотворение личности. Но возможна и обратная проекция. При перевернутой пирамиде ценностей доминирует плотская природа. В результате человек уподобляется животному, т.е. эгоисту. Отсюда и попытки построить общество потребителей или «сервисного человека» .


 «Сервисный человек» является современной модификацией неоднократно опровергнутой модели «экономического человека». Ее истоки следует искать в общественной доктрине Дж. Локка. Общество, согласно локковскому пониманию, представляет собой механистическое сцепление атомизированных индивидуумов. Их поведение редуцируется до трех основополагающих импульсов: «оставаться в живых» (импульс жизни), «стремиться к чувственному удовольствию» (импульс свободы), «удовлетворять жадность» (импульс собственности). ( Постиндустриализм. Опыт критического анализа
 Авторы: Якунин В. И.,Сулакшин С. С.,Багдасарян В. Э.,Кара-Мурза С. Г.,Деева М. А.,Сафонова Ю. А.)
Экономическая деятельность человека низводится, таким образом, до уровня животных инстинктов, которыми можно умело манипулировать   разогревая время от времени.


Что особенного сделал Давид?
Что особенного сделал Авель? Но уж не резал барашков, это точно!

Во-первых, лишение жизни животных – это насилие. Каким образом из насилия может родиться благо?

Во-вторых, Бог не просил людей совершать подобное насилие. Потому что убийство животных, в том числе и ритуальное не может приблизить  человека к Богу ни на миллиметр.
Есть  закон жизни – подобное притягивается к подобному. Условие приближения к Богу -  « будьте святы, потому что Я свят»(1Пет.1:16).

 «Но каким образом конечное и ограниченное естество человека может уподобиться бесконечной и всесильной сущности Создателя?

Чтобы ответить, вспомним, в чем состоит самое основное и существенное проявление Божьего промысла по отношению к нам:

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (I Иоан. 4, 16)

Поскольку же Бог есть любовь, т. е. начало всецело отдающее, ни в чем не нуждающееся для Себя и заботящееся лишь о благе Своих творений; и поскольку, в то же время человек по природе своей есть существо сугубо себялюбивое,— уподобление его Богу, «приближение» к Нему может состоять только в ограничении себялюбия и умножении бескорыстной, самоотверженной любви»(Д.Щедровицкий):

«ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле»  (Лев. 11:44).

«Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Иоан. 4: 24)

Авель был пастырем. Подобно как пастырь пасет своих  овец, Авель пас(контролировал) свою плотскую природу: помыслы, чувства, страсти, наклонности.

Он бодрствовал, хранил двери своего сердца , как говорится в эпиграфе – «убивал» зверей внутри себя. Он господствовал над своими телесными силами в отличие от Каина. Эти силы повиновались его духу, как овцы повинуются пастуху.

Поэтому Авель был духовным, небесным человеком. Его дух(агнец), пламенея , устремлялся к Богу. Именно это «благоухание» «обонял» Бог при «жертвоприношении» Авеля и всех праведников. А на материальном уровне могла проявляться угодная Богу жизнь, уподобление Богу в любви:

«не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»(Мат.6:25)

А дух Каина стелился вдоль земли, земля(плотская природа ) не отпускала его от себя. Каин был земледельцем, нечестивцем, грешником, животным:

«Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»(1Кор.15:32)

Так же и Исав, человек, не верящий в будущую жизнь, хочет насладиться миром материальным и тем самым полностью отождествляет себя со своим смертным телом, с животной природой:

 «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?»(Быт.25:32)


Авель жертвовал «зверем» внутри себя. И царь Давид, о котором я упоминала  вначале, пожертвовал «зверем» внутри себя. Авель жил до Моисеева закона, Давид - после, но оба они понимали то, что требуется от человека! А убивать животных для этого не обязательно! Скиния символизирует человека, и, следовательно, двор с жертвенником находится в человеке, и нигде больше. Поэтому,  и нет никаких упоминаний о жертвоприношениях, в допотопном мире! Это было бы неуместно!  Но после потопа, думаю, «кожаные одежды» человека еще более уплотнились, поэтому пошли  распространяться всевозможные религиозные фантазии…


По жестокосердию… евреи не могли обойтись без жертвоприношений, но чтобы не скатиться в язычество, упорядочить хаос…вот соблюдайте постановления, размышляйте…  для чего снимается кожа, отделяется голова, возлагается  тук, моются ноги (Лев.1:1-17)…

«Чтобы ответить на эти вопросы, попытаемся понять: какая сущность в нас самих соответствует «домашнему животному», приносимому в жертву? Речь идет, несомненно, о том «животном начале» души (др.-евр. ;;; ‹не;феш›), которое образует своего рода «эгоистическое ядро» личности и, не будучи обуздываемо сущностью, более высокой, духовно-интеллектуальной, полностью властвует над человеком, уподобляя его агрессивно-себялюбивому животному» (Д.Щедровицкий)

Человек,  был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным, через приобщение к эгоизму.

Когда еврей входил во двор скинии, прежде чем приблизиться к Богу, он подходил к медному жертвеннику и должен был возложить на него агрессивно-себялюбивого «зверя» под названьем эгоизм! Если зверушку типа овцы или козы приносили по желанию, то эгоизм, независимо от зверушек, непременно должен быть помещен на жертвенник. Для этого, собственно, жертвенник и возводился. Бог есть любовь…В доме Отца эгоизма нет. Его нужно оставить на жертвеннике!
 
"И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Матф.24:12).

Любовь охладевает, когда люди коснеют в эгоизме, потому что эгоизм – противоположность любви, причина всех бед.

«ЭГОИЗМ - причина ВСЕХ БЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Жадность, алчность, зависть, жесткость, насилие, войны, воровство и грабёж, решётки на окнах - всё из-за ЭГОИЗМА!»(неизвестный автор)

Христос говорил эгоистам:

«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза   (т.е. измени свою животную, эгоистическую природу )  и тогда увидишь(т.е. удалив эгоизм, восстановишь зрение, чтобы видеть), как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мат.7:25). Тогда сможешь заботиться о ближнем: « не о себе только каждый заботься, но каждый и о других»(Фил.2:4).

«Человек интересен лишь настолько, насколько научился объезжать своё внутреннее животное. Интерес представляет только то, что поднимается над природностью, развивает или отрицает её»
(Быков Д.Л., Думание мира: рецензии, статьи, эссе,)

На жертвеннике восстанавливается правильная иерархия: дух - душа – тело. Человек пробуждается  от «сна»,  дух вспоминает свое первородство, устремляется к Богу, начинает питаться, как и должен Богом, душа – духом, а тело перестает эксплуатировать и губить окружающий мир.


«Но человек рожден… как искры, чтобы – чтобы улетать ввысь»(Иов5:7)  - вот что происходит с человеческим духом на жертвеннике. Но как «искре»  духа вылететь? Должны же быть ворота? Конечно. Есть «ворота», или   портал - архитектурно оформленный вход …и «дом» подразумевается за воротами:

 « И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

 И нарек Иаков имя месту тому: Вефиль*…»(Быт. 28:17-19)

Вефиль* - Дом Божий



Фото из интрнета.

Продолжение  http://www.proza.ru/2015/10/21/1477