Закон о жертве ч. 1 История

Людмила Возняк
Закон о жертве ч. 1 История

Часть 1. Из  истории жертвоприношений

                Эпиграф: «Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, -
 то не гораздо ли более  должно быть славно служение духа?»(2Кор.3:7,8)
             
 Решила переделать первую часть темы «Закон о жертве».  Смотрю, прочитывается читателями первая часть из пяти, и  все… Действительно,  она оставляла желать лучшего, но все не доходили руки переделать. Другие, думаю, удачнее. Это один из «первых блинов», давняя попытка понять смысл жертвоприношений . Но я их все люблю, это как ступени, но выделила бы «Жертву» и «Послесловие». А весь цикл:

Часть1. «История жертвоприношений»
Часть2. «Жертвоприношения как образ»
Часть3. «Жертва»
Часть4. «Перспектива»
Часть5. «Послесловие»

Я не собиралась становиться «автором». Н если что-то появилось в голове, почему этим не поделиться?

Начав двигаться в этом направлении, я собственно и делаю это, так или иначе, и в других темах. Потому что эта тема огромна.


               
« И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его;
и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся»(Быт.8:20-22)

 
Первое упоминание о жертвоприношении. Если кто-то вспомнит приношения  Каина и Авеля, то там они названы дарами. А дары, как известно, дело добровольное. Но не совсем, потому что, человек  разными способами побуждается приобрести правильные желания. Он не рождается с таковыми.

Можно ли хоть в какой-то степени представить себе чувства человека, который пережил гибель мира? Что подвигло его на такое выражение своего поклонения Богу? До потопа праведникам такое в голову не могло прийти…потому что, «то»,  что потом стало символизировать заклание  животных(агнцев), отдавалось Богу без крови. А Ной жил до потопа! 

Моисей описывал эту историю спустя много веков после потопа, и пользовался теми образами, которые были  весьма обычны и понятны в его время.

Но вот Авраам жил до Моисея, и тоже учил своих детей почитанию Бога.

В Библии говорится, что Авраам  возводил жертвенники-памятники на пути своего странствования(Быт.12:7,8), Иаков возливал елей на жертвенник(Быт.28:18)… А про жертвы не сказано… Это тоже поклонение Богу, и благословение приходило. Значит дело не в крови?

Еще один эпизод, из еврейских преданий: «И было после сих происшествий…»(Быт.22:1)

«Некоторые из наших мудрецов говорят: "После речей Сатана, который обвинял, говоря: "Из всей устроенной Авраамом трапезы он не принес Тебе в жертву ни одного тельца, ни одного овна". Сказал Он ему: "Он делал (все) только ради сына, не так ли? Если бы Я сказал ему: "Принеси его в жертву предо Мною!" - он бы не прекословил"

Из предания видно, что Авраам  не «злоупотреблял» жертвами. Ибо даже сатана ставит ему в вину их отсутствие!

Но, жертвоприношения, именно кровавые,  распространились по земле. Что двигало людьми? Это мог быть страх перед неопределенностью, ведь сведения о потопе сохранились в легендах многих народов. Или страх перед природными стихиями, ведь после потопа земля долго не успокаивалась: шли процессы горообразования, отделились материки… "Дырка" в душе размером с Бога (Жан-Поль Сатр) побуждала людей что-то предпринимать, например, заглаживать  свою вину, делать что-либо для Бога Что же?

«Какова бы ни была первоначальная причина, вызвавшая у всех первобытных народов на всем земном шаре возникновение института жертвоприношения, несомненно, одно, что потребность в нем глубоко коренится в природе человеческой души. Нет сомнения, что жрецы всех времен и народов, находившие в жертвенном культе источник материальных средств  к  существованию, всячески поддерживали его — в грубой и наивной форме на низших ступенях человеческой культуры и в более утонченной форме у народов с более развитым религиозным чувством. Но не жрецы создали этот институт. Ж. предшествовало появлению жрецов, а не наоборот, и жрецам не удалось бы так долго поддерживать существование этого института, несмотря  на его иррациональность, если бы он не отвечал требованиям человеческой психологии. Два присущие человеку чувства — страх и благодарность — создали и поддерживали Ж. (Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

В Библии не содержится объяснения данного символа, и предания  до нас его не донесли. А то, что дошло в виде чистого и непорочного агнца вовсе не является его изъяснением, потому что агнцем  на самом деле жертвовать нельзя.

Евреи ничем не отличались от прочих народов. Свой выход из Египта они объясняли необходимостью принесения жертвы Богу:

«Они сказали: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути, принести жертву Господу, Богу нашему, чтоб Он не поразил нас язвою или мечем»(Исх.5:3).

Когда они все же оказались в пустыне, Бог предложил им нечто лучшее, чем истребление животных. Бог предложил им поступить в «духовную академию». «Академия» эта находилась на «горе». Но как видим из повествования Библии, «учениками» стали Моисей и несколько старейшин и священников (Исх.24:9). Остальные выбрали «ПТУ». Не хочу ничем унизить ПТУ, в обычной жизни и оно пригодится, но в духовной – нет. Впрочем, после окончания ПТУ тоже можно поступить в Академию,  но… пустыня, по которой шли,  погребла много костей  «пэтэушников».

Отказавшиеся от Боговедения,  чем могут жить люди, странствуя 40 лет по пустыне? Что может заменить личное  Боговедение? Служение  символам….

«Ритуалы разного рода - это черта практически любой человеческой культуры. Они включают в себя не только религиозные ритуалы, но также обычаи посвящения, обряды очищения и воздаяния, клятвы верности, инаугурации, свадьбы и похороны, школьные правила, встречи клубов, спортивные события, массовые праздники, вплоть до покупки рождественских подарков. Даже пожать руку,  поздороваться - это тоже ритуал"(Неизвестный автор).

Еще один  взгляд на ритуалы в Китае. В эпоху Конфуция им стали придавать большое значение. Ритуал, согласно Конфуцию, связывает мир посюсторонний и мир предков, духов и великих мудрецов. И тот, кто сумел до конца воплотить ритуал, мог из «маленького человека» (сяо жэнь) перейти в «благородные мужи» (цзюньцзы). По сути, вся конфуцианская идеология говорит о тщательнейшем соблюдении того, что в современной науке именуется «ритуалом перемены статуса».

Конфуций считал, что ритуал, или «ли», может преобразить личность человека, его ум, само его существо. Курс обучения начинается с чтения нараспев текстов и заканчивается изучением ритуала «ли». Его смысл состоит в том, что индивидуум сначала становится порядочным человеком, а затем Мудрецом.

Сходные мотивы. И   израильтянам даны были ритуалы, чтобы они не вели себя так, как они привыкли вести себя в Египте, будучи рабами фараона, а так как положено для  нового статуса – народа Божьего. Своего рода переходный период.

«Она(скиния) есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления»(Ев.9:9,10)

Есть и такое взгляд:

«На самом деле, жизнь — это большая игра, игра со своими правилами, — пишет раввин Давид Аарон. — Без правил жизнь, как и любая другая игра, превратится в хаос. И в этой игре уже не будет ни побед, ни поражений. И пусть мы все знаем, что главное в игре не победа, а то, как ты сыграл, без правил, мы не сможем даже оценить то, как мы сыграли. Данные нам заповеди — это правила игры нашей жизни, игры, в которой судьей и арбитром является Бог».

И такой:

Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада;
Бойтесь единственно только того,
Кто скажет - я знаю, как надо.
А.Галич

И…  к тому же «Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного и побьют меня камнями»  (Исх. 17:4)

Раз израильтяне не пошли с Моисеем на гору, где проходило обучение «экстерном», то им предстоял долгий путь исправления  в пустыне.

Но пока Моисей ходил к Богу за скрижалями завета,

«И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору, и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые Я написал для научения их. (Исх. 24:12)

евреи устроили себе праздник, отлив из золота  бога, как это надо было делать в их понимании(Исх.32:4-6).

Это еще раз подтверждает, что без правил и законов ни куда не продвинешься. И служение символам это тоже Боговедение. Мы сейчас можем пройти многие виды обучения, например, иностранному языку, вождению автомобиля, приготовлению пищи и др. с помощью видеокурсов. А для израильтян «видеокурсами» стали обряды и символы.

Только «видеокурсы» должны быть подобраны соответствующие, для детсада свой уровень, для школы младшей, средней, старшей соответственно, как говорится – «по Сеньке шапка». И Моисей разбил полученные от Бога первые скрижали откровения, а после пошел за другими.

«Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того «(Втор.12:32) -  местоимение «я» в данном стихе стоит с маленькой буквы, что и отражает суть произошедшего.

Однако, Божья цель в человеке – это Боговедение, написание «Торы» на сердце. Но пока сердца не вмещали… было создано церемониальное служение – символ сердца, символ человека, жертвы и пр.

Весь Закон имеет одну цель: он создан «для научения их». Научить чему?   Любви к Богу и любви к ближнему (Марк. 12:28-31). Их вместе евангелист Иоанн именует одной, единой, заповедью - заповедью о любви:

«Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 
      И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1  Иоан. 4: 20-21)

Жертвенник во время воспитательного переходного периода, вместе с приводимыми к нему жертвами,  напоминал о необходимости покаяния и восстановления отношений с ближними и Богом, служил местом покаяния   (Лев.4:27-31).

Какое же значение имеет глагол, переведенный как «научать» («для научения их»Исх.24:12) и определяющий цель всего Закона?

В  SEPTUAGINTA не густо информации:
Исх.24:12
для научения
3549
nomoyetev
1. перех. узаконивать, устанавливать законом;
2. неперех. законодательствовать, издавать или утверждать закон.

А вот в Танахе, судите сами:
для научения
3384
1.бросать, метать, набрасывать (груду камней, как памятник);
2. стрелять, пускать (стрелу).
быть застреленным.
1. бросать;
2. стрелять;
3. орошать, давать пить, поить;
4. наставлять, учить.
напиваться, быть напоенным.
Син. 0502 (;;;), 03925 (;;;).

 То;ра на ивр. ;;;;;;;;;; —  букв. «учение, закон».

Закон, данный для научения, исходя из вариантов перевода, предполагает всестороннюю подготовку «спортсмена» если это, например, стрелок, или метатель диска. Так же и израильтяне должны были совершенствоваться в исполнении закона – «стрелять», бросать», пока не попадут в цель. Уместно вспомнить, что грех , это стрелять мимо цели, промахиваться.

«Польется, как дождь, учение мое, как роса - речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. (Втор. 32: 2)

Это знакомо, правда, в Новом Завете проливается Дух Святой подобно дождю. Оказывается, что и в Ветхом Завете без Него буква закона мертва.

«Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, -
 то не гораздо ли более  должно быть славно служение духа?»(2Кор.3:7,8)

«Дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6: 63)

Учение подобно дождю на зелень, ливню на траву, оживляет, подкрепляет, взращивает желающих следовать по пути закона. И как трава не может сопротивляться, чтобы не расти, так и соблюдающий закон, будет совершенствоваться в нем. Один дух одухотворяет буквы и соблюдающих их.

Поразмышляем над словами:

«Сделай Мне жертвенник из земли…»  (Исх. 20: 24)

Буквально сказано  «жертвенник земляной».

Т.е. берется просто земля, а человек и есть  «просто земля» - Адам.


А «Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их…» (Исх. 20: 25)

тесанные
tmhtсw, дор.
tmatсw
1) вырезной, кроеный (ЯmЌntew Soph., Eur.);
2) разрезаемый, делимый, дробимый.

тесло
;;-;;;;;;;;; ;;
1) нож, кинжал Her., Thuc., Lys., Xen., Plat., Plut.;
2) поздн. руководство, пособие


Осквернены
Варианты перевода:
3392, ;;;;;;
пачкать, пятнать, марать, грязнить, осквернять; син.3435 (;;;;;;); 3392 (;;;;;;) употр.в случае запачкивания краской или чернилами, а 3435 (;;;;;;) говорит о запачканном грязью или другой нечистотой; LXX: 02930 (;;;;).


Словарное определение:
1) окрашивать, красить;
2) пачкать, грязнить, марать;
3) переносное значение: марать, пятнать.

Жертвенник Богу, сложенный из камней, должен в наименьшей степени быть делом рук человеческих. Камни для него берутся в своей изначальной, природной форме, типа булыжников. Или как в предыдущем варианте – земля. Это символизирует природного человека, грешника, такого как есть в данный момент времени.

Т.е. не надо никакой подготовки, исходя из собственного ума, или советов из чужих умов, кроме желания. Иначе это будет подобно обработанному камню, или испачканному, оскверненному.

Здесь можно усмотреть также и иной смысл: каждый должен сохранять свою неповторимость, индивидуальность, ибо сообщество верующих - «дом духовный» - не предполагает и даже не терпит «обтесывания камня»:

«…И сами, как живые камни,  устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы…»  (1 Петр.2: 5)

Любой жертвенник, который возводился, представлял собой возвышение. Это тоже символизм, т.е.  стремление человека земли  к небу, к Богу. Возвысится (выйти из земли «египетской») к Богоподобному состоянию.  Поэтому жертвенники ставили обыкновенно на «высотах», о которых так часто говорится в Библии.

«…Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого» (Лев.1:2)

«Обратим внимание, что жертва должна быть принесена ;;; ‹мике;м› — «из вас». Согласно древним толкованиям, это значит, что истинную жертву человек всегда приносит «из самого себя», она свершается в его внутреннем мире» Д.Щедровицкий

А жертвоприношения животных представляли собой символические действия,отражающие подлинные - «внутренние» - жертвы Богу… Без этого духовного аспекта , заклание животного  превращается в убийство (Ис.66:3), в кошерный мясокомбинат.

«…На всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя…» (Исх. 20: 24)

Если жертвоприношение удалось, т.е. жертва принесена в соответствии с законом, человек получает истинное Божье благословение и испытывает его последствия во всех делах - «на всяком месте».

«Сделай мне жертвенник из земли, и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе, и благословлю тебя»(Исх.20:24)

Можно подвести итоги. Жертвенник из земли, или из камней символизирует человека. «Земля же была безвидна и пуста»(Быт.1:2) – т.е. без всякой обработки, какая есть. «Овец твоих и волов твоих» - или «животная», греховная  природа.

Не надо выпрашивать и вымаливать благословения… Бог обещает прийти Сам и благословить… если жертвоприношение удалось!!! Это итог жертвоприношения!

Последующие за жертвоприношением благословения заметили и «земледельцы». И вывели свою схему: я тебе каши – ты мне благословение.  И чем больше «каши» предложишь, тем больше «благословений» получишь. Поэтому вместо баранов и овнов в жертву стали приносить людей, детей… Жизнь – самое дорогое, что еще предложить? Такой тип взаимоотношений, т.е.сделка, коммерция – очень древний на  земле.

На какие жертвы мы готовы пойти ради благословения?

« Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех, о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной,
который дал Господь Моисею на горе Синае, когда повелел сынам Израилевым, в пустыне Синайской, приносить Господу приношения их»(Лев.7:37,38)

В религии древних славян тоже имели  место различные обряды. В некоторых книгах по религии древних славян часто встречается выражение -«КЛАДЕНЬЕ ТРЕБ». Но что же такое ТРЕБЫ и куда их КЛАДУТ?

Произнеся слово Треба, у нас может возникнуть ассоциации со словом требовать, требование, теребить. Немножко добавим сюда белорусского понимания, где «трэба» означает – надо.

Толковый словарь Ушакова:

ТРЕБА - жертвоприношение, жертва (старин.).

Лад - это согласие, мир, стройность, порядок, гармония, равновесие.

Тогда кладение – к_лад(ение) означает - к миру, гармонии, порядку, равновесию, покою.

«КЛАДЕНЬЕ ТРЕБ следует понимать дословно как «улаживание требований». То есть в данном контексте: «кладение треб = принести жертвы = уладить требования Божества»(Растолковано Филологом По принуждению).

У славян требы, у индуистов ягьи, у израильтян жертвы, суть одна. Жертвоприношения, действительно, очень древний обряд. В качестве жертвы приносили плоды, хлеб, топленое коровье масло. Но по мере деградации человечества и наступления Кали-Юги жертвами все более становились животные, а то и… люди.

Так как  израильтяне не смогли оторваться от прижившихся  жестоких обрядов окружающих народов, и не собирались с ними расставаться, то Моисей и не выдумывал нового(или вернее сказать Бог не предложил что-то новое) а адаптировал существующие традиции, придав им определенное смысловое и поучительное  значение.

«отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;
но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».
Но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом»(Иер.22-24).

«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»(Ос.6:6)

«Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя»(Ам.5:26)

Даже в эпоху царей израильтяне  совершали жертвоприношения то Богу, то Ваалу, и никак не могли определиться, пока не восставал пророк и не обличал их.  И до человеческих жертв доходили, все так же как у язычников:

«Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько улиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников постыдному, жертвенников для каждения Ваалу»(Иер.11:13)

« и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне»(Иер.19:5)

Поэтому, что тут сказать? Если хочешь, чтобы тебя понимали, говори на понятном языке. И в том виде, в котором сложилось, обрядовое служение было этим языком, языком  общения Бога и людей много веков назад.

Но « доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;

но когда обращаются к Богу, тогда это покрывало снимается»(2Кор.3:15,16).





Продолжение  http://www.proza.ru/2015/10/21/1444