Кукла

Татьяна Пороскова
 Кукол в моём детстве не было.
Послевоенное время. Не помню, чтобы водили в магазин.
На старом фото трое ребятишек стоят во дворе нашего казённого двухэтажного дома. Младшие сестрёнка и братик с красными флажками в честь Первомая.
А я без флажка.  Мне флажка не положено. Я старше братика и сестрёнки. Но платьица на нас чистые и носочки на ногах беленькие.

 Раз не было у меня кукол, я начала их делать сама. Брала старый чулок, делала туловище, также из тряпочек сшивала руки и крепила их к туловищу.
Потом распускала тот же старый чулок на нитки, крепила их  к голове.
Получалась маленькая куколка. Она была послушна мне. С ней можно было разговаривать, делиться детскими секретами, заворачивать в лоскутки.

 Когда я пошла в первый класс, у меня появилась первая подруга. Её звали Аида.  Хрупкая девочка с красивыми чёрными глазами и чёрными косами станет мне подругой на всю жизнь.
 Однажды Аида пригласила меня в гости. Это была татарская интеллигентная семья. Там я научилась сидеть правильно за столом, пить крепкий чай. Они были очень гостеприимны. И я уже знала, как здороваться по-татарски, говорить «спасибо» и «до свиданья».
 Аидочка в детстве бредила балетом. Папа её пришёл с фронта с одной рукой, заведовал рестораном, был немногословен. У Аиды была белоснежная пачка и  пуанты. Иногда она, чтобы покрасоваться, выбегала маленькой балериной на улицу, когда меня провожала.

 И вот однажды ей разрешили подарить мне старую куклу. Я обомлела. У куклы были голубые глаза, маленький носик и красные губки. Осторожно несла я её домой и не могла наглядеться. Прижимала к себе и баюкала. В моей  жизни появилось чудо.
Дома решила искупать её в огороде в цинковой ванне. А голова куклы была сделана из спрессованных опилок. И кукла на моих глазах растаяла.
 Я помню это до сих пор...
Больше у меня никогда не было кукол.

 Зато в пионерском лагере в очередь ко мне стояли девчонки за бумажными куколками, которые я сама научилась рисовать, вырезать и придумывать им наряды. А на конец смены к лагерному костру и карнавалу костюмов тоже мастерила головные уборы колокольчиков и ромашек.

  У меня родилась дочка, хотя мне уже было сорок лет. Потом она  делала свои первые в жизни шажки. Я  купила ей прекрасную куклу, которая была почти с неё ростом. Её можно было водить за руку, она шагала и говорила «мама».
 И хотя я была уже не ребёнком, а взрослой женщиной, радовалась вместе с дочкой, глядя на эту куклу.

 Хорошо, что в то время не было ещё этих безликих куколок «барби» со взрослыми лицами с тонкими ручками и ножками.
 
 После того, как я сама научилась делать куколок в детстве, я поняла, что особенно дорого то, над чем ты сам потрудился.

Ведь ты вложил в это частичку своего я.