Деликатная оснастка

Алмиханд
          Вообще-то это всё дядя Саша. Это он инициировал ловлю рыбы на Москве-реке на поводки с тонкой леской, на крючки, подходящие разве что для ловли уклейки по весне. Местным рыбакам такое новшество и в голову не пришло бы… Больше того, и сейчас встречаются «непробиваемые» личности с поводками из клинской лески диаметром 0,3 мм и крючками 6 размера.
 
          Иной раз вспомнишь, как это было и диву даёшься. Уже из самого первого разговора с дядей Сашей я понял, что он приезжий и, судя по характерному акценту, раньше проживал в Грузии.  Так и оказалось. Уже позже, когда мы узнали друг друга ближе, нашёлся и общий знакомый по Тбилиси – мастер по ремонту автомашин марки «Запорожец» Борис Давыдов.

         Дядя Саша заражает окружающих любовью к рыбалке – он вспоминает ловлю рыбы в Тбилисском море, на Куре, на Кумиси и на Лиси. Но самое поразительное то, как он удачлив. Если завсегдатаи идут рыбачить ещё затемно, то дядя Саша позволяет себе явиться к 11 часам и в течение последующих двух-трёх часов обловить каждого из соседей, а то и всех вместе взятых. Он охотно делится своей приманкой – это, как правило, остатки хлеба, крошки от печенья.   Реже -  каши, но, главное, что они не содержат никаких  дополнительных «универсальных» магазинных сборов.

         Когда завидующие уловам дяди Саши соседи идут  к нему справиться о насадках, он открывает свои коробочки с приготовленными дома и сдобренными ванилином «макарончиками», с обваленными в панировочных сухарях зёрнами распаренной перловки и предлагает их любому желающему.

         Снасти у дяди Саши самые доступные – обыкновенные китайские «палки», с аккуратно подобранными под фидерные кончики коленами и снимаемыми нижними коленами. Катушки из древних, ещё советских, закрытого типа. А поводки для летней ловли, как правило, из лески диаметром 0,14 мм для ловли летом и 0,12 мм для ловли зимой. 

        «Вода зимой в Москве-реке чище, чем летом, поэтому рыба всё видит и не клюёт!» - говорит дядя Саша, и с ним трудно не согласится – у него клюёт, а у других нет. Крючки, правда, он ставит разные – бывали и до 14 размера, но могут быть большие, но не крупнее 10 размера. Стойки для пикеров из толстой проволоки, самодельные.

         Рыба дяде Саше не нужна. Увидев поклёвку, он, подсекая рыбу, негромко кричит: «Сашка, возьмёшь? Тогда спускайся с подсаком вниз, к воде!», а сам тянет, вращая ручку катушки,  и совсем не спешит – даёт рыбе погулять, а самому себе получить удовольствие. Даже не видя саму рыбу, дядя Саша примерно угадывает её размеры, отпускает фрикцион, позволяя рыбе самой себя измотать.  Если размер и вес рыбы позволяет поднять её на высоту крутого берега Москвы-реки, то дядя Саша аккуратно тянет её наверх. Когда рыбу не поднять, просит кого-нибудь её снять с крючка.

         Несмотря на почтенный возраст, дядя Саша любознателен. Освоил фидер, по весне учится ловить на снасть с кивком, а позже, летом – совершенствует навыки в маховой удочке.

         Спустя два года после знакомства с дядей Сашей, у него появились последователи и почитатели. Жора усовершенствовал свой фидер – использует несимметричную петлю для кормушки, ставит на поводки из флурокарбона резину, снижая до минимума вероятность разрыва лески при вываживании рыбы. Но парадокс в том, что единожды заведённая дядей Сашей снасть, неизменно его не подводит – ловит дядя Саша всё равно лучше всех, и лишь болезнь служит этому помехой.

          Я вслед за другими последовал советам дяди Саши и сменил на фидерах и пикерах тяжёлую оснастку на лёгкую – основная плетёнка 0,14 мм, поводки от 0,14 до 0,10 мм, крючки таких же маленьких номеров. И не жалею, поскольку такая оснастка позволяет увидеть самые нежные прикосновения рыбы, вовремя подсечь её. А уж как захватывает дух процесс вываживания крупных экземпляров, и не опишешь.  Пускай дядя Саша зачастую остаётся недосягаемым в его уловах, но случается и так, что я выхожу в единственные лидеры.

          Из своих без малого 80 лет дядя Саша живёт в России последние 13, ещё недавно работал мастером по задвижкам и там, на производстве, его очень ценили. Хоть и говорит он с заметным акцентом, является чистокровным русским. И фамилия у него звонкая – Куликов. Просто в начале Великой Отечественной войны его эвакуировали из Куйбышева  в Тбилиси, а он там так и остался.

          Наступила осень, но дни по-прежнему тёплые, так и хочется посидеть на берегу карьера с удочкой. Проходя мимо моего дома, дядя Саша звонит и сообщает: «Иду мимо, хочешь, приходи на карьер. Посмотришь, как я ловлю» Я бурчу ему в ответ приветствия и пожелания хорошего клёва и уже спустя полчаса прихожу на берег.

         Дядя Саша сидит на складном стульчике, вся амуниция его помещается в небольшой хозяйственной сумке, а ловит он на тонкую снасть плотву – тут же отщипывает кусок мякиша из белого батона, разминает его совсем немного пальцами и нацепляет на крючок. «Отойди, - говорит. – А то задену» и, немного размахнувшись, забрасывает снасть в воду. Клёв едва заметен, но дядя Саша всё видит и шепчет: «Гляди, уже прижала! Был бы ветерок, клевало бы лучше» Поплавок исчезает в воде и следом идёт подсечка. И вот она плотвица, граммов на 100-120, уже трепещет на крючке.

          «И что тебе стоит – спуститься сюда из дому на полчаса, – говорит дядя Саша. – Придёшь завтра, возьми кусок батона и чтобы на удочке обязательно была катушка» Я соглашаюсь с его предложением, делаю фотоснимок улова и возвращаюсь домой – готовиться к предстоящей завтра рыбалке.

Опубликовано в газете "РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД" № 20 (321), 2015 г. - https://rybolovnn.ru/articles/delikatnaya_osnastka/