Управление рынками

Александр Разборов
Управление рынками - планирование и регулирование рынков экономическими методами, включая налоги, кредиты, бюджетное финансирование и прямые государственные инвестиции. 

Правительство ежегодно утверждает индикативный план выпуска продукции (достигнутый уровень выпуска и индексы его роста или сокращения на последующие 5 лет).

По каждой позиции плана устанавливаются стимулирующие ставки налогов, формы и доли инвестиционного участия государства, другие возможные меры по достижению показателей плана.

С предприятиями, изъявившими желание включиться в выполнение  плана, заключаются соответствующие договоры. В договорах конкретизируется и закрепляется участие предприятия в выполнении плана, устанавливаются права и обязательства сторон.

Для регулирования рынков используются комплексные цены и прямое исчисление налога на добавленную стоимость. Комплексные  цены имеют три составляющие: стоимость товаров и услуг внешних поставщиков, добавленную стоимости и налог на добавленную стоимость.

В добавленную стоимость включаются расходы на оплату труда, амортизация, рента, проценты и прибыль. Налог на добавленную стоимость исчисляется по дифференцированным ставкам по группам продукции или устанавливается в индикативных планах.

Для естественных и других монополистов вводится уведомительный порядок повышения добавленной стоимости. Уведомления размещаются на специальном сайте ФАС и становятся доступны для всех покупателей.

Налог на сверхприбыль – мера против необоснованного завышения цен, провоцирующего инфляцию. Ставка налога на сверхприбыль прогрессивно увеличивается при увеличении доли прибыли в добавленной стоимости. В качестве вычета из налогооблагаемой базы используются суммы налоговых инвестиций.

Инвестиционное участие государства может иметь форму налоговых инвестиций, когда предприятия инвестируют свои налоги в развитие производства. Инвесторами выступают крупные компании, которые в зависимости от эффективности капиталовложений становятся владельцами доли в этих объектах. При этом возможны различные варианты распределения прав собственности на эти инвестиции между предприятием и государством.

Для развития новых производств возможна замена налога на прибыль налогом на капитал. Налог на капитал взимается с реальных вещественных благ длительного пользования (земля, здания, оборудование, средства транспорта), находящихся в собственности предприятий и домашних хозяйств. Этот налог выплачивается независимо от того, приносит облагаемый капитал реальную прибыль или нет.

Для воздействие на поведение рыночных агентов правительство использует ограничения по их правовым формам и размерам собственного капитала.