Разговор с Михаилом Швыдким. Границы и свободы

Евгений Медем
  Уважаемый Михаил Ефимович!
  Вы закоперщик и ведущий телевизионной Культурной революции, вам и выслушивать отклики публики. Я тоже собираюсь вам ласково попенять.
  У Аркадия Райкина в конце интермедии «Родительское собрание» есть персонаж, который, взойдя на трибуну, сказал: «Гляжу я на вас и думаю, какие вы все дураки».
  Во время вашей Культурной революции на тему соблюдения стандартов и выполнения законов я также подумал: «Какие вы все дураки. Или притворяетесь таковыми». Действительно, не может же правовед и законник М.Борщевский всерьез призывать к презрению и никчемности всех правил, наставлений, инструкций, положений и прочих нормативных документов, не говоря уж о стандартах и законах. Причем делать это шаблонным, если не сказать, стандартным путем – противопоставляя прагматику и творчество, выставляя в качестве аргументов парадоксально анекдотические высказывания великих творцов, которыми они отбивались от назойливых репортеров. 
  Но, знаете, можно при случае выслушать или рассказать анекдотец, можно попасть в анекдотическую ситуацию, но жить по анекдоту нельзя!
  Видно, сам М.Борщевский никогда ничего не изобретал, а то бы знал, что для представления очередного творения в патентное ведомство существует типовая форма. Еще более важно, что в ней есть обязательный раздел «Прототип», где должно изложить наличествующее состояние дела и мотивы его желательного изменения. В 99% случаев такой прототип существует, а изобретение является очередным шагом на пути технического прогресса. И для 1% пионерских изобретений, не имеющих явного прототипа, существуют общетеоретические и общеметодические основания, на которых только и можно построить что-то новое.   
  В его примере с изобретением Интернета, что заключалось в построении определенных протоколов обмена и форматов данных, основанием была фундаментальная теорема кодирования Котельникова, расставляющая определенные вехи на этом пути.
  Но дело не только в этом. Человек многолик и многообразен в своих проявлениях, его жизнь проявляется во множестве ипостасей, порой противоречивых: муж и отец, едок и кулинар, ученик и преподаватель, читатель и писатель, заемщик и кредитор, спортсмен и болельщик, водитель  и пешеход… В какой-то из них он может быть творцом и сокрушителем основ, но в другом он хочет, чтобы все шло по правилам и отвечало нормам. Тот же А.Эйнштейн требовал от портного хорошего соответствия стилю и сезону, моде и технологии шитья.
  Совершенно вздорно требовать от учителя вчитываться и анализировать каждый пункт кредитного договора, выясняя, где его подлавливают. Или, вступая в долевое строительство, врачу выяснять законность предоставления земельного участка, наличие жизненно необходимых коммуникаций, производственную и финансовую мощность строителя и т.д.  и т.п. Вся наша жизнь связана с верой, что все вокруг делается по правилам, в соответствие со стандартами и нормативами и нам во благо.
  Правда, это открывает  путь к жульничеству – именно это, а не творческий порыв есть побудительный мотив к нарушениям регламентов, отклонениям от норм и правил. Потому мы имеем продукты, похожие на еду, препараты, похожие на лекарства, покрытия, похожие на дороги, суды, похожие на правосудие и другое прочее.
  Пойдем дальше. Мироздание, как и человеческое общество, устроены Господом объективно, т.е. пронизаны присущими (вложенными Богом) внутренними законами строения и взаимосвязи, статики и динамики взаимодействия. Человек приближается к своей божественно сущности по мере постижения и освоения этих законов. Божьи законы мироздания, которые мы называем законами природы, человеку дано постигать по мере необходимости и возможности. Их открывают и вводят в оборот ученые мужи, называя своими именами (законы Ньютона, Гука, Ома, Дарвина и др.), обычно забывая Творца.
  Есть вехи и у общежития – заповеди Господни,  которые выражают суть Божьих законов социальной жизни, таких же непреложных, как законы физические. Их невозможно нарушить, хотя возможно действовать им вопреки, но неизбежные последствия рано или поздно наступят (при отклонении от закона Ома – мгновенно, при отходе от заповедей – до седьмого колена). Божьи мельницы мелют медленно, давая время искупить содеянное.
  Так что не рушьте веру в правила, нормативы и законы, а формируйте стремление им неукоснительно следовать, иначе свобода превращается во вседозволенность со всеми вытекающими последствиями.
      
       Это страшное слово свобода.
                Свобода и истина антиподы: 
                полная свобода не нуждается ни в какой истине,
                абсолютная истина не допускает ни какой свободы!

Свобода – амеба без формы и тела,
Но все же должны быть свободе пределы:
Если пространно лежать без границ,
Можно лишиться и сути, и лиц!

Свобода воды – безудержный наплыв,
Презрев берега, размывает следы,
Пусть ты не жаждешь, настигнет глоток,
И все не проглотишь, не выпьешь потоп!

Свобода – кочевники двинулись с мест
Урвать урожая, скота и невест,
Пожать, что не сеял, схватить, что сумел,
И сагу сложить, как ты удал и смел!

Свобода – с занятий умчался школяр:
Презрев дисциплину, он выпустит пар,
А то разрывает юнца от идей
Взорвать  между делом щепотку царей!

Свобода – решения вдвоем не принять,
Согласия достойного не отыскать,
Однако управиться можно с толпой,
Ловко придав ей лукавый настрой!

Рваться не должно к свободе без меры,
Иначе тобой овладеют химеры,
Ведь если пускают идти хоть куда,
Значит, не ждет ни одна сторона!

Свет истины ставит пределы для тьмы,
И зла и добра в нем границы видны –
В свободе безликой закрыт небосвод:
Увязнешь навеки в тумане свобод.